Средневековое понимание культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:39, реферат

Краткое описание

Средневековье – это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и ХV вв. Культура европейского Средневековья возникла на руинах Римской империи. Ослабление и распад центральной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком нравов и хозяйственной разрухой. В этой грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело её будущее: дряхлевшая греко-римская культура, варварство и христианство. Самой могущественной из них было последнее.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 66.00 Кб (Скачать)


1.Средневековое понимание культуры

Средневековье – это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и ХV вв. Культура европейского Средневековья возникла на руинах Римской империи. Ослабление и распад центральной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком нравов и хозяйственной разрухой. В этой грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело её будущее: дряхлевшая греко-римская культура, варварство и христианство. Самой могущественной из них было последнее.

Возникнув из иудаизма, христианство опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира. От иудаизма оно унаследовало не только идею единобожия (монотеизма) и ветхозаветное Священное Предание, но и отражённые в нём элементы древних восточных культов. Вместе с тем учение Иисуса Христа ввело в сознание людей принципиально новые гуманистические установки. Таким образом, христианство являло собой свежую культуру Европы. К тому же христианское движение, когда рухнула Римская империя, уже имело иерархическую централизованную церковную организацию, сумевшую сосредоточить в своих руках немалые имущественные ресурсы. Всё это позволило христианству занять главенствующее положение в европейской культуре, одержав верх над греко-римским многобожием и варварским язычеством.

Однако эта победа не была лёгкой. Процесс христианизации варваров, ведших беспрерывные войны на территории Европы, затянулся надолго. Около пяти веков ("тёмные столетия", как иногда называют VI –Х вв.) длился период становления новой культуры. 1000-й год не может быть условно принят за веху, с которой она вступила в пору зрелости.

Долгая и упорная борьба с греко-римским и варварским язычеством придала специфический облик средневековому христианству и всей основанной на нём средневековой культуре. Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, но вражда к ним вылилась в проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.

Средневековье, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранило многие достижения античной культуры. При этом политеизму (многобожию) античности оно противопоставило монотеизм (единобожие), интересу к предметному миру – духовность, гедонизму (стремление к чувственным наслаждениям) – аскетизм, познанию мира с помощью разума – книжное знание, опирающиеся на Библию и её толкования.

Если в основе античной культуры лежало признание вечности космоса, существующего на основе универсального космического закона, обеспечивавшего стабильность мирового порядка, стоявшего выше богов, также подчинявшихся ему, то Средневековье потеряло эту уверенность и целиком обратилось к Богу. Отныне Бог считается творцом мира, единственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же созданной. Античное единство природы и богов уходит в прошлое. Смысл мира заключается отныне только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Знающий человек мог таким образом "прочесть" весь окружающий мир. Например,  в Средние века появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившиеся в ХХ в. до символических теорий культуры.

Задача человека состояла в умении понять и прочесть эту книгу. Поэтому культура вновь предстала перед ним как необходимость "возделывания" собственных способностей. Но цели культуры существенно изменились по сравнению с античностью. Если там все силы направлялись на воспитание идеального гражданина, гармоничного человека, то в Средние века требовалось воспитать потребность искать внешнюю поддержку в жизни, стремление опереться на кого-нибудь, получить помощь, необходимую в силу слабости и несовершенства самого человека. Для этого не нужен был разум, требовались вера, надежда, любовь. Отныне именно в этих качествах человек черпал силы для жизни. Её целью стало не познание самого себя, а познание Бога, осознание своего

духовного родства с ним.

В этих условиях по-новому начинает осознаваться и культура, т.е. не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности человека, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, её постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ.

Отказалось Средневековье и от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Средневековый мыслитель Августин Блаженный  ввёл понятие "стрела времени" – движение истории от начала к концу, разрывающее временной круг античности. Отныне признаётся, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. Августин  говорил о развитии культуры как о постепенном пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке. Также появляется понятие исторического прогресса, усложнения культуры, её развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям.

Жестокое преследование еретиков и язычников и христианское милосердие; изощрённые богословско-схоластические споры о таинствах Троицы и прочих тонкостях христианского учения и дремучее невежество народа, для которого эти премудрости не имели абсолютно никакого значения; варварское пренебрежение к человеческой личности и христианская забота о спасении души – всё это образовало причудливую смесь, составлявшую содержание религиозного сознания в эпоху Средневековья. Фактором, оказавшим глубокое воздействие на Средневековую культуру, было создание религиозных орденов: рыцарских – госпитальеров, тамплиеров и др., монашеских – францисканцев, доминиканцев и др.

Вытесняя язычество, церковь постепенно распространила своё влияние на все стороны жизни общества. Необходимость во всём руководствоваться установленными церковью религиозными догмами стала в средневековом мире "привычкой сознания". Церковные правила регламентировали распорядок дня,

церковный календарь устанавливал дни праздников, церковными церемониями

сопровождались все важнейшие события человеческой жизни – рождение, свадьба, смерть. На христианских понятиях добродетели и греха строилась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказание за "преступления против веры". Религиозные мотивы во многом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств.

Христианское учение задавало исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука находились под строгим контролем: соответствие их содержания христианскому вероучению являлось неукоснительным требованием, которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государственной власти. Нарушители этого требования объявлялись еретиками, и если они не "исправлялись", то их сжигали живьём на костре.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на религиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство инокописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Сложились каноны торжественного и величественного церковного песнопения, появились такие музыкальные формы, как хорал, месса, реквием. Особенно значителен был подъём архитектуры, которую можно, наверное, считать главным видом средневекового искусства.

В средние века поэзия стала королевой европейской словесности, время прозы ещё не пришло. Даже летописи и романы облекались в стихотворную форму.

Грамотность была редким явлением в средневековом обществе. Даже короли не всегда умели читать и тем более писать. Образованными были, как правило, лишь люди священного звания. Образование в обществе поддерживалось почти исключительно усилиями церкви. Вся образовательная система носила религиозный характер.

В средневековом обществе было принято делить всех людей на три разряда: два первых – "молящиеся" (священники) и "воюющие" (рыцари, благородное дворянство) – составляли дворянско-церковную элиту, а простой народ, в основной массе занимавшийся крестьянским трудом, относился к третьему

разряду – "трудящимся". Существенной особенностью средневековой культу-

ры был разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже характер веры были у них различны. Простому люду идеалы элиты были глубоко чужды. Неискушённый в христианской догматике и лишённый "книжного знания", он был оттеснён от "высокой культуры". Крестьяне и бюргеры жили размеренной трудовой жизнью, в которой сохраняли свою силу архаические обычаи, подчас никак не согласовывавшиеся с канонами христианской веры.

Было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры только в её религиозно-христианской окрашенности. На протяжении Средних веков в Западной Европе произошли сдвиги, которые имели лишь косвенное отношение к духу религиозности или даже совершились вопреки ему. В период Средневековья начали зарождаться современные европейские нации, языки и государства, возник иной по сравнению с античным полисом тип европейского города, появились многие приметы "европейского" образа жизни.

Культура любого народа также оценивалась с точки зрения соответствия её христианским моральным ценностям, которые считались универсальными. Это привело к рождению европоцентризма, объявившего Европу центром мировой цивилизации и проповедовавшего превосходства её культуры над всеми остальными и необходимость распространения её на все регионы земного шара.

Западная Европа раннего Средневековья была культурным захолустьем по сравнению с Китаем, Индией или передовыми исламскими халифатами того времени. "По тогдашнему положению Западной Европы никто не мог бы сказать, что позднее она займёт главенствующее положение в мире по могуществу и культуре. Превосходством, достигнутым после Возрождения, мы обязаны отчасти культуре и научной технике, отчасти тем политическим учреждениям, которые были постепенно созданы в период средневековья", – Рассел Б.

 

 

 

 

 

2. Культурология, предмет и методы изучения

Наука о культуре имеет давнюю историю. Учёные и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции её развития, найти главные причины и закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в трактатах Древней Греции и Востока можно обнаружить необычайно точные и глубокие суждения о культуре.

Как наука культурология начала формироваться в философии  Европейского Просвещения  ХVIII в. Начало осмысления истории культуры человечества связывают с именами итальянского историка Дж.Вико и немецкого философа И.Г.Гердера. Эти учёные заложили научные основы теоретического исследования культуры как целостного общественного явления. Впоследствии культурология стала объектом пристального внимания многих учёных.

Само название "культурология" появилось сравнительно недавно: в конце ХIХ – начале ХХ вв. Его стали использовать многие исследователи. Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Э.Тайлор в книге "Первобытная культура" (1871) назвал одну из глав "Наука о культуре". Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В.Оствальд  в труде "Система наук" (1915) предложил именовать науку о цивилизациях "культурологией". В работе "Принципы теории образования" он писал: "Спецефические человеческие особенности, отличающие род Hоmо sapiens от всех прочих животных видов, охватываются наименованием "культура"; следовательно, науку о спецефически человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией". В 1929 г. американский социолог Р.Бейн в главе сборника "Направления американской социологии" писал о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека, о близком родстве между социальной психологией и культурологией. В эти годы вышло немало научных книг по культурологии.

Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении

её названия как культурологии принадлежит английскому антропологу

Л.Уайту. В 1939 г.в статье "Проблема терминологии родства" они использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональными ещё и ценностное, символическое значение. Различные материальные предметы, будь то орудия труда, домашняя утварь, книги или картины, существуют как символы и ценности, которые необходимы человеку. Особая способность человека – символизация – позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых наукой культурологией.

Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд "Наука о культуре", опубликованный в 1949 г. "Объяснения культуры может быть только культурологическим, – утверждал он. – Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей ещё предстоит многое совершить, если только предмет её изучения сохранится и продолжит своё движение – вперёд и вверх". Л.Уайт отмечал, что культура представляет поток взаимодействующих элементов: каждая культурная часть воздействует на другие и испытывает  с их стороны влияние. Некоторые элементы устаревают и исключаются из этого потока, на смену им появляются новые, происходит их комбинация, синтез. Что бы мы ни рассматривали – эволюцию математики или генеалогию парового двигателя – принцип интерпретации остаётся одним и тем же: культура вырастает из культуры. "Открытие" культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни", – писал Л.Уайт.

Называя Лесли Уайта "отцом культурологии", следует признать его заслуги:

– Уайт ввёл само понятие "культурология";

– выделил культурологию, как самостоятельную науку;

– определил её специальный объект изучения – культуру.

Появление культурологии было обусловлено следующими причинами:

1) необходимостью выработки такого понимания культуры, которое мо-

жет способствовать связи теоретических представлений о ней и практического

её воплощения во всех сферах человеческой деятельности;

2) стремлением к выработке в условиях глобализации наиболее объек-

тивного понимания культуры, основывающегося не на особенном, а на общем, которое может способствовать диалогу культур (в том числе европейских и неевропейских);

3) необходимостью целостного анализа культуры как объекта государственной  политики для принятия в этой сфере всесторонне обоснованных решений;

4) необходимостью формирования культурных потребностей человека в потребительском обществе;

5) стремительным развитием информационных технологий, приводящих к росту рационализма и технократизма.

Информация о работе Средневековое понимание культуры