Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:39, реферат
Средневековье – это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и ХV вв. Культура европейского Средневековья возникла на руинах Римской империи. Ослабление и распад центральной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком нравов и хозяйственной разрухой. В этой грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело её будущее: дряхлевшая греко-римская культура, варварство и христианство. Самой могущественной из них было последнее.
Предметная область культурологии может быть определена и в зависимости от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную и прикладную. Целью фундаментальной культурологии является теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнзирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.
Исследовательским предметом культурологии является:
• изучение закономерностей развития культуры как сверхсложной системы – её содержания, структуры и функций;
• раскрытие динамики и технологий её функционирования, транслирования и интерпретации;
• прояснение смысла понятий "диалог культур", "взаимодействия культур", "культурный кризис", "тип культуры", "массовая культура", "элитарная
культура", "динамика культуры", "культурный регресс", "культурная полити-
ка" и многих других;
• изучение генезиса и процесса взаимодействия культуры и цивилизации;
• поиск общего и особенного в исторических судьбах различных культур;
• выявление смыслов каждого исторически сложившегося типа культуры;
• проявление смысла таких понятий, как "диалог культур", "духовность",
"тип культуры";
• соотношение культуры и науки, культуры и религии, культуры и природы, культуры и морали, культуры и идеологии;
• выявление специфических особенностей и базовых ценностей русской культуры.
В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приёмов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиций и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе.
Если проследить историю становления культурологических методов, то можно заметить, что первоначальный уровень – эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы – описание, классификация, включённое наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод, понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла её явлений и ценностей.
На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не является специфическим для культурологии, он применяется и в других сферах научного знания, но для культуро-
логии его ценность обусловлена возможностью с помощью данного метода
выявить сущностные характеристики культуры, её неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др.
В последние годы всё чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Основанием для этого является уровень современного научного знания, позволяющий выделять определённые закономерности функционирования и динамики культуры.
Таким образом, культурология стремится не просто к описанию "совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством", а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства, а история культурологии – это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры. Появление каждой новой концепции не исключает существование предшествующих, поэтому культурологическое знание – это поле взаимодействия, взаимовлияния, диалога.
Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, – которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Однако это не решает проблему понимания её как целостности, так как каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения и применяет для её изучения только ей присущую методику исследования, именно с этим связано существование огромного количества дефиниций культуры, которые отражают только её частные моменты. Кроме того, накопленные иными науками знания о культуре трудно совместимо друг с другом как не обладающее атрибутом системности и носящее отрывочный характер. Культурология и направлена на то, чтобы привести эти разнохарактерные данные в систему и синтезировать различные подходы. Кроме того, существует обширное поле
проблем, решение которых может быть найдено только культуролигией, как эта
наука нанимается изучением культуры как сверхсложного системного объекта,
состоящего из множества подсистем; как глобального феномена, изначально
связанного с развитием человека.
Литература
1. | Костина А.В. Культурология: учебн. пособие. – М., 2006 г. |
2. | Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2007 г. |
3. | Культурология: учебник для студентов вузов / Под ред. А.Л.Золкина. – М., 2008 г. |
4. | Культурология: Учебник / Под редакцией Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2007 г. |
5. | Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. – М., 2007 г. |
11