Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:36, курсовая работа
Цель - способствовать воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству на комплексных занятиях.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Введение
1. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе;
1.1. Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника;
1.2. Вывод.
2. Народное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников;
2.1. Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях;
2.2. Устное народное творчество как средство воспитания основ; патриотизма в дошкольном возрасте;
2.3. Русский героический эпос;
2.4. Народная сказка в системе воспитания дошкольников;
2.5.Вывод.
3.заключение
Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное – открывать глаза на дорогое и родное».
В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, рассматривается как средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.
С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.
Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.
Педагог должен подбирать литературу о талантливых умельцах края, показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он - творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.
Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д.С. Лихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины».
2.1.
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение детей, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии педагога, наблюдения и размышления самих воспитанников, направляемые педагогом, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи».
В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей будет продуктивной, если будут определены ближние и дальние цели, на занятиях будет создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явится своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.
2.2. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.
Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Однако, в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал. Наблюдение за работой отдельных педагогов свидетельствует, что они не придают пословицам должного значения и не выделяют их как действенное средство воспитания патриотизма подрастающего поколения.
Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др.
Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.
Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.
Анализ данных «педагогических миниатюр» позволил сделать вывод: развивая патриотические чувства у детей дошкольного возраста, необходимо более широко использовать народные пословицы и поговорки.
2.3. Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири. В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Поэтому детям интересно слушать о богатырях, об их подвигах. Нужно рассказывать детям, что еще в давние времена люди отстаивали и боролись за свою землю, на которой родились.
Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:
… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилкам разливается..
Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:
…Он подобен мирту нежному:
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного,
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.