Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:29, реферат
Цель работы: подготовить теоретический материал на тему: «Место и функции культуры в обществе».
Функцией в общественных науках обычно называют предназначение,роль какого-либо элемента в социальной системе. Социальные функции культуры— это функции,которые культура в целом выполняет по отношению к обществу.
Введение 2 стр.
1.Основные подходы к пониманию культуры 2 стр.
2.Основные функции культуры 9 стр.
3.Анализ понимания культуры 16 стр.
Заключение 16 стр.
Список используемой литературы 18 стр.
2. Основные функции культуры
Культура— это в первую очередь
мир окружающих нас вещей, несущих
на себе отпечаток человеческого труда,
ума и желаний. Культура— это мир удовлетворенных
и еще не удовлетворенных,проецируемых
вовне человеческих потребностей и желаний.
Вовне— прежде всего на природу или на
уже преобразованную природу, существующую
в окультуренной форме, или даже на рафинированные
предметы культуры,которые должны быть
вовлечены в какую-то иную систему культуры.В
любом случае культура есть обработанная,«
Культура обеспечивает адаптацию
человека к окружающей среде. Слово«адаптация»означает
прилаживание,приспособление.
Человек как биологический
вид имеет своей природной
экологической ниши. Он является«биологически
недостаточным»животным, которое не
в состоянии вести естественный
образ жизни и вынуждено,чтобы
выжить,создавать вокруг себя искусственную,культурную
среду. На протяжении всей истории человечества
людям постоянно приходится от чего-то
защищаться:от холода и жары, от дождя
и снега, от ветра и пыли, от множества
опасных врагов.Развитие культуры дало
людям ту защиту, которой не снабдила их
природа:возможность создавать и использовать
одежду, жилище,оружие, лекарства,продукты
питания.Биологическая незавершенность,
Многие культурные традиции связаны с каким-то полезным приспособительным эффектом.Традиционное обилие острых приправ и пряностей в пище южан —средство задержать ее быструю порчу в жарком климате. Народная медицина у славян и других народов в странах с разнообразной растительностью отличается широким применением траволечения.А в Среднем Китае, где растительный мир небогат,развились методы лечения с помощью прижиганий и уколов заостренными палочками или камешками,давшие начало современной рефлексотерапии.Обитателям японских островов из-за постоянных землетрясений не было смысла возводить большие и трудоемкие сооружения.Поэтому они строили дома небольшие, с легкими стенками,которые лучше выдерживали землетрясения,а в случае разрушения их легче было восстановить.
Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт.Увеличивается эффективность труда; побеждаются ранее неизлечимые болезни; растет продолжительность жизни. Однако вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества.Чем выше становится защищенность людей от природных опасностей,тем яснее обнаруживается,что главным врагом человека является... он сам. Войны,религиозные распри, зверства и насилие преступников над невинными жертвами,безрассудное отравление и истребление природы — это как бы обратная сторона культурного прогресса, и ее опасности усиливаются с ростом технической вооруженности общества. И чтобы выжить,человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю духовную жизнь.
Окруженный благами цивилизации,человек становится их рабом. Уменьшение физических нагрузок и ослабление организма,синтетическая пища, растущее потребление наркотиков,привычка к употреблению медикаментов,накопление вредных изменений в генофонде человечества— все это грозит стать бедой для будущих поколений.Уменьшая свою зависимость от сил природы,люди попадают в зависимость от сил культуры.Поэтому будущее человечества целиком и полностью определяется тем, как и в каком направлении будет оно развивать свою культуру.
Культура есть условие
и результат общения людей.
Развитие форм и способов коммуникации— важнейший аспект культурной истории человечества.На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки для контактов друг с другом использовали лишь жесты и звуки. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь, необычайно расширившая возможности передачи информации[5; c.72].Следующий этап начинается с появления специальных средств связи.В ходе истории растут их мощность и дальность действия — от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения.Изобретение письменности создает основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве.Современная эпоха характеризуется внедрением в повседневную жизнь средств массовой коммуникации(СМК), развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих возможным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации.
В результате развития СМК чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной личности с другими людьми.Так, по телевизору каждый видит и слышит множество собеседников— и в том числе немало интереснейших.Но эти контакты имеют опосредованный и односторонний характер, зритель в них пассивен,а его возможности обменяться с собеседниками своими мыслями очень ограничены.Огромная масса контактов и вместе с тем дефицит общения— парадокс современной культуры. Можно заметить и еще один момент:с развитием культуры совершенствуется внутренняя сторона коммуникации.У людей высокой культуры возрастает значимость духовных и психологических факторов в общении, вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию.
Любая социальная общность, в которой складывается своя культура,скрепляется этой культурой.Среди членов общности распространяется единая совокупность убеждений,ценностей,идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.
Члены своей группы—
«наши» (земляки,сверстники,
Сохранение культурного
наследства,национальных традиций,исторической
памяти создает связь между
Однако в истории
человечества в каждую эпоху существуют
различные культуры. Культурные различия
затрудняют общение людей,мешают их
взаимопониманию,выступают как
Но различие культур
само по себе вовсе не обязательно
порождает напряженность и
Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта, знаний,ценностей, норм поведения,соответствующих данному обществу,социальной группе, социальной роли [9; c.56].Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества,занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции.Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.«Персональный состав» общества постоянно обновляется,люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения.Конечно, общество со временем изменяется,но и внесение новаций в общественную жизнь тоже так или иначе обусловливается унаследованными от предков формами жизни и идеалами.
Культура является важнейшим фактором социализации,определяющим ее содержание,средства и способы. В ходе социализации люди усваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить,мыслить и действовать в соответствии с ними. Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства.Образцы поведения,которые демонстрируют родители, в значительной мере определяют жизненный сценарий, по которому ребенок будет строить свою жизнь.Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения,которые они наблюдают у сверстников,учителей и других взрослых.
Но социализация не заканчивается в детстве. Она является непрерывным процессом,который продолжается всю жизнь. Условиями и средствами ее выступают школа и другие учебные заведения,средства массовой информации,труд и трудовой коллектив,неформальная группа и, наконец,самовоспитание.
Каждый человек волею
обстоятельств оказывается
Культурный контекст
определяет как формы деятельности,
Однако и эти, выглядящие иногда совершенно беспорядочными,формы поведения регулируются культурными нормами.
Содержащиеся в культуре ценности и нормы, однако,не всегда обеспечивают успешную социализацию.В патриархальные времена младшие члены семьи нередко оставались почти всю жизнь в подчинении старших, чувствуя себя неполноценными членами общества.В современном западном мире существуют трудности в социализации пожилых. Западная цивилизация вытесняет людей пожилого возраста на обочину общественной жизни, а смерть считается чуть ли не запретной темой, о которой ни говорить,ни думать не следует.
Кроме того, культурный контекст
может создавать почву для асоциальных форм
поведения— пьянства,наркомании,
Культура многолика.Неудачи
социализации,связанные как с
отклонениями от социально одобряемых
форм жизни(девиантное,
3. Анализ понимания культуры
Можно утверждать,что
общество интеллектуально настолько,