Основные виды духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Культура (в переводе с греческого - возделывание, воспитание, образование) - исторически определенный уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создании ими материальных духовных ценностях. В более узком смысле - сфера духовной жизни людей включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умение, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения). Основными видами духовной культуры являются: искусство, мораль, наука.

Оглавление

1.1.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (ИСКУССТВО, МОРАЛЬ, НАУКА) ………………………………………………………………………………………………………………………1
1.2. Искусство …………………………………………………………………………………………………….1
1.3. Мораль ………………………………………………………………………………………………………….3
1.4. Наука …………………………………………………………………………………………………………….4
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………………………………5

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 26.10 Кб (Скачать)

 

министерство  образования и науки

ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Нижневартовский экономико-правовой институт

(филиал) ГОУ ВПО «ТюмГУ»

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (НАПРАВЛЕНИЕ) «Государственное муниципальное управления»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса, группы ЗГ – 11

заочного отделения

специальность (направление) «Государственное муниципальное управления»

Ф.З.Алисултанова

 

 

 

Нижневартовск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

         1.1.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (ИСКУССТВО, МОРАЛЬ, НАУКА) ………………………………………………………………………………………………………………………1                                         

         1.2. Искусство …………………………………………………………………………………………………….1     
         1.3. Мораль ………………………………………………………………………………………………………….3 
         1.4. Наука …………………………………………………………………………………………………………….4     
         ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………………………………5   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.1.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (ИСКУССТВО, МОРАЛЬ, НАУКА)

 
      Культура (в переводе с греческого - возделывание, воспитание, образование) - исторически определенный уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создании ими материальных духовных ценностях. В более узком смысле - сфера духовной жизни людей включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умение, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения). Основными видами духовной культуры являются: искусство, мораль, наука. 
   1.2.Искусство 
Искусство одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания. 
к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. 
         В более широком значении искусство - особа форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто в эстетическом смысле. 
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно восприимчивой форме - в форме типических художественных образов. 
Главный отличительный признак художественный признак художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т.е. в выработке специфического духовного содержания и в специфическом духовном функционировании, внедряющем это содержание в культура.  
искусство проявилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. 
          Свою связь с материальной производственной деятельностью, хотя более опосредованную, оно сохранило и по сей день. Правдивое искусство всегда было верным помощником людей в труде и жизни. Оно помогало им бороться с силами природы, доставляло радость, вдохновляло на трудовые и ратны подвиги. 
         Определяя смысл искусства, как особой формы человеческой деятельности теоретики шли двумя путями: одни абсолютировали отдельные функции искусства, видя его назначение в познании реального мира, или в выражении внутреннего мира художника, или в чисто игровой активности; другие ученые утверждали именно многомерность, разность, полифункциональность искусства, не подымаясь до объяснения его целостности. 
        Искусство в классовом обществе имеет классовый характер. "Чистого искусства", "искусства для искусства" - нет и не может быть. Доступность и доходчивость, огромная убедительность и сила эмоционального искусства делают его могучим орудием классовой борьбы. Поэтому классы используют его в качестве проводника своих политических, нравственных и других идей. 
           Искусство - часть надстройки, и оно служит базису, на основе которого развивается. 
Искусство на основе диалектико-материалистической методологии и принципов системного исследования, ищет пути преодоления различных односторонних истолкований природы. 
          В искусстве запечатлевается общая структура реальной человеческой деятельности, что обуславливает его разносторонность и одновременно целостность.  
        Сопряжение познавательной, оценочной, созидательной и знаково-коммуникативной функции, позволяет искусству воссоздавать (образно моделировать) человеческую жизнь в ее целостности, служить ее воображаемом дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Это достигается благодаря тому, что носителем художественной информации является художественный образ, в котором целостное духовное содержание выражается в конкретно-чувственной форме. 
       Поэтому искусство обращено к переживанию, в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого "мира" и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворен из материала мира реального. 
        Искусство предоставляет человеку дополнительный жизненный опыт, хотя и воображаемый, но зато специально организованный и бесконечно раздвигающий рамки реального житейского опыта индивида. Оно становится могущественным способом специально направленного формирования каждого члена общества. Оно позволяет человеку реализовывать свои неиспользованные возможности, развиваться душевно, эмоционально и интеллектуально, приобщаться к накапливаемому человечеством коллективному опыту, вековой мудрости, общечеловеческим интересам, устремлениям и идеалам. Поэтому искусство выполняет специально-организованную функцию, и способно влиять на ход развития культуры, своеобразным "самосознанием", которой оно становится. 
        Структура искусства, как всякой сложной динамической системы, отличается гибкостью, подвижностью, вариационной способностью, что позволяет ему вступать во множестве конкретных модификаций: различные виды искусства (литература, музыка, живопись, архитектура, театр, киноискусство и т.д.); различные его роды (например, эпический и лирический); жанры (поэма и роман); разные исторические типы (готика, барокко, классицизм, романтизм). 
        В каждом реальном художественном явлении обнаруживается особая модификация общих и устойчивых черт художественно-образного освоения мира, в котором та или иная сторона его структуры приобретает главенствующее значение, и соответственно по-своему складывается взаимосвязь остальных ее сторон, например, соотношение познавательных и созидательных способностей.  
         Как бы ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда, прежде всего, характеризует содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме. 
  1.3.Мораль 
         Мораль, или нравственность - это совокупность норм, правил поведения людей в обществе, характеризующая их представление о справедливости и несправедливости, добре и зле, чести и бесчестии и т.д. Принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя на себе то общее и изначальное, то делает возможным сами эти требования и составляет ценностный базис общества, культуру человеческих взаимоотношений. 
        Принципы морали поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения.  
Нравственная норма - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь какого - то результата), а императивное требование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей, и следовать, безусловно. 
          Мораль сформировалась вместе с возникновением человеческого общества. 
Общество всегда предъявляет к своему члену определенные требования, которые и выражаются в нормах морали. Эти нормы не вечны. Они изменяются с развитием общества под воздействием изменений в производстве, и прежде всего, в производственных отношениях. При первобытном строе нормы морали были одинаковы для всех членов общества. С возникновением классов, мораль приобрела классовый характер. 
         Мораль принадлежит к числу основных типов нормальной регуляции действий человека (право, традиции, обычаи и т.д.), пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. 
Требования морали формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отражением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воли. 
        Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, и может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет человека обычно обусловлен его моральными качествами, а не авторитетом духовным. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция. Сила и оправдание моральных требований, состоят в том, что субъект должен обращать их на себя и только через опыт собственной жизни предъявлять и другим. 
        Нормы морали, в отличии от простых обычаев, не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как надо поступать. 
         Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории человека и его бытия. 
         Господствующие в данный момент нравы и обычаи, могут быть оценены морально, с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла и моральное воззрение находится в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. 
        Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер. Она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую должен осознать сам человек и согласно ей, направлять свои последующие действия. оценка должна соответствовать общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. Поэтому в морали огромную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки, которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать, свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы. 
         В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

 1.4.Наука 
         Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производственную силу общества и важнейший социальный институт.                        

      Понятие "наука" включает в себя как деятельность по получению новых знаний, так и результат этой деятельности - сумму полученных знаний, образующихся в совокупности научную картину мира. 
      Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности. 
Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, наука, как производство знания представляет собой специфическую форму деятельности, в результате которой дается приращение нового знания.        Поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности. 
       Взаимосвязь между наукой и философией, как специфическими формами общественного сознания имеет сложный характер. 
       Философия по мере выполняет функцию методологии познания и мировоззренческие интерпретации его результатов. Философию и науку объединяет также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.  
        Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остается противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественное начало. 
       Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе, она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждой раз результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд; он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. 
       Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида "социальной памяти" человечества, теоретически кристаллизирующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами. 
Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции: освоение новых областей реальности и углубление познания приводит к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки. 
      Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной науки становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы. 
       Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на три большие группы (подсистемы) - естественные, общественные, технические. 
По своей направленности, по непосредственному отношению к практике, отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.  
       Фундаментальные науки познают законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. 
Прикладные науки используют результаты фундаментальных для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.                 Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки. 
В науке можно выделить эмпирические и теоретические уровни исследования и организации сознания. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются в помощь эмпирических законов, часто имеющих вероятный характер. 
         Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций. 
         Вплоть до конца 19 века наука играла вспомогательную роль по отношению к производству. 
Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система "Наука - техника - производство", в которой науке принадлежит ведущая роль. 
         В 20 веке наука все больше превращается в непосредственную производительную силу общества, возрастают и углубляются ее связи со всеми сферами общественной деятельности, усиливается ее социальна роль.  
Наука составляет важнейший компонент научно-технической революции, ее движущую силу. 
         Изучение различных сторон науки ведется рядом ее специализированных отраслей: история науки, социологи науки, логика науки, психология научного творчества и т.д. 
         В середине 20 века интенсивно развивается новый, комплексный подход к изучению науки, стремящийся к синтетическому познанию всех ее многочисленных аспектов - науковедение.  
         Коренная задача научно-технического прогресса на данном этапе - создание таких организационных форм интеграции науки, техники и производства, которые позволяют обеспечить четкое и быстрое прохождение научных идей от зарождения до широкого применения на практике. 
         Одним из путей нового организационного решения задачи - служит формирование межотраслевых, инженерных центров, временных коллективов для реализации целевых научно-исследовательских программ. 
         Укрепление науки и практики предполагает углубление философско-социологических программ, нравственно-гуманитарное осмысление таких сфер и проблем человеческой деятельности как преобразование природной среды, исследований в области медицины и биологии и т.д. 
          Важна также организация крупномасштабных социальных экспертиз научно-технических и инженерных проектов. 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 
1. Афанасьев Диалектический материализм., 1989. 
2. Каргановский П. Философия., 1995. 
3. Кафели И.Ф. Культура и цивилизация /Соц.полит. журнал №4, 1995. 
4. Киселева Г.Г. Красильников Ю.Я. Основы социально-культурной деятельности. (Учебное пособие для ВУЗов) М., 1995. 
5. Китайская философия (Энциклопедический словарь) М., "Мысль", 1994. 
Лихачев Д.С. Культура, как целостная среда. М., "Новый мир" №8, 1994. 
Шевченко В. Духовная деятельность и культура. М., "Свободная мысль", №5, 1993.

http://www.refbank.ru


Информация о работе Основные виды духовной культуры