Образование в средневековом университете

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:28, реферат

Краткое описание

…Небольшая комната с низким сводчатым потолком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная одежда выдает детей обеспеченных родителей – бедняков здесь явно нет. Во главе стола – священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалеку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке.

Файлы: 1 файл

Реферат Образование в средневековом университете.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Реферат на тему:

Образование в средневековом университете

 

   …Небольшая  комната с низким сводчатым потолком. Сквозь узкие окна пробиваются редкие лучи солнечного света. За длинным столом сидят мальчишки разных возрастов. Справная одежда выдает детей обеспеченных родителей – бедняков здесь явно нет. Во главе стола – священник. Перед ним большая рукописная книга, неподалеку лежит пучок розог. Священник бубнит молитвы на латинском языке. Дети механически повторяют вслед за ним непонятные слова. Идет занятие в средневековой церковной школе…

   Раннее  Средневековье иногда называют «темными веками». Переход от античности к  Средневековью сопровождался в  Западной Европе глубоким упадком культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви. Открытую войну против античной культуры вел Папа Григорий I. Он запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том, что она связана с волшебством. важнейшая область культуры – образование – переживала особенно тяжелые времена. Григорий I однажды провозгласил: «Невежество – мать истинного благочестия». Поистине невежество царило в Западной Европе в V – X вв. грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест. до конца жизни так и не смог научиться писать основатель франкского государства знаменитый Карл Великий. Но император был явно неравнодушен к знаниям. Уже в зрелом возрасте он прибегал к услугам учителей. Начав незадолго до смерти изучать искусство письма, Карл бережно хранил под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента и в свободное время с усердием учился выводить буквы. Кроме того, государь покровительствовал ученым. Его двор в Ахене стал центром образования. В специально созданной школе знаменитый ученый и писатель Алкуин, выходец из Британии, обучал основам наук сыновей самого Карла и детей его приближенных. В Ахен приезжали немногочисленные образованные люди со всех концов Европы. По примеру древности общество ученых, собравшихся при дворе Карла великого стали называть академией. В последние годы жизни Алкуин стал аббатом богатейшего монастыря Святого Мартина в городе Туре, где также основал школу, многие ученики которой позднее стали известными учителями монастырских и церковных школ Франции.

   Культурный  подъем, произошедший в годы правления Карла великого и его преемников (Каролингов), получил название «каролингского возрождения». Однако он был недолгим. Вскоре культурная жизнь вновь сосредоточилась в монастырях.

   Монастырские  и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения Средневековья. И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи.

   Низшие  церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное  обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учеба начиналась с зубрежки молитв и псалмов (религиозных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далекие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розог.

   Около трех лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте. Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения. Несмотря на это, многие воспитанники школы навсегда проникались отвращением к зубрежке, к чуждой им латыни и выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое0как читать тексты богослужебных книг.

   Более крупные школы, дававшие образование  посерьезней, возникали обычно при  епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь  свободных искусств» (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Система свободных искусств включала два уровня: тривиум и квадриум. Начальный (тривиум) состоял из грамматики, риторики и диалектики. Высший (квадриум) образовывали все оставшиеся свободные искусства. Самой трудной была грамматика. В те времена ее часто изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке и с бичом в левой. Дети зазубривали определения, упражнялись в спряжении и склонении. Любопытное токование давалось буквам: гласные – это души, а согласные подобны телам; тело неподвижно без души, так и согласные буквы без гласных не имеют никакого смысла. В риторике (искусство красноречия) проходили правила синтаксиса, стилистики, упражнялись в составлении письменных и устных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логикой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, противоречащие учению Церкви, и опровергать их. Уроки арифметики знакомили со сложением и вычитанием, в меньшей степени – с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). Школяры решали арифметические задачи, вычисляя время религиозных праздников и возраст святых. В цифрах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «3» символизирует святую Троицу, а «7» - сотворение богом мира в семь дней. За арифметикой следовала геометрия. Она давала лишь ответы на общие вопросы (например, что такое квадрат) безо всяких доказательств. В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто фантастические и нелепые (земля – блин, плавающий в воде, Иерусалим – пуп Земли… и т. п.). Потом изучали астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звезд, но объясняли это неправильно. Думали, что светила обращаются вокруг Земли по разным сложным путям. Астрономия должна была помочь вычислить сроки наступления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12-13 лет.1

   В научной литературе существуют споры о возрасте поступающих в эти школы. Крайний называют 8 лет, более типичный – 12-14 лет.

   С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муниципальных (т. е. находяшихся в ведении городского совета) школ. Влияние Церкви было в них не так сильно. На первый план выступали практические потребности. В Германии, например, первые бюргерские школы, готовящие к занатиям ремеслом и торговлей, возникли в Любеке в 1262 г., Ваисмаре в 1279 г., Гамбурге в 1281 г. С XIV в. в некоторых школах преподавание ведется на национальных языках.

   Растущим  городам и крепнущим государствам требовалось все больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию все чаще приобщалась знать. Вот как описывал дворянина XIV в. английский средневековый писатель Чосер:

                  Изрядно песни складывать умел,

                  Умел  читать он, рисовать, писать,

                  На  копьях биться, ловко  танцевать.

   Пришел  черед образования высших школ – университетов. Они возникали либо на основе бывших кафедральных (епископальных) школ (так появился в XII в. Парижский университет, выросший из школы, существующей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, всегда окруженные способными учениками. Так из кружка последователей знаменитого знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет, центр юридической науки.

   Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вынуждены были вступать в общение с местными пекарями, пивоварами, хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние, разумеется, не знали латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужеземного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь городского судьи в многочисленных конфликтах с местными жителями, они вместе с преподавателями объединились в союз, который и назывался «университет» (по-латыни – «община», «корпорация»). В Парижский университет входили около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготовители пергамента, перьев, чернильного порошка, аптекари и т. д. В долгой борьбе с городскими властями, которая шла с переменным успехом (иногда преподаватели и школяры покидали ненавистный город и переселялись в другое место), университеты добились самоуправления: теперь они имели выборных руководителей и собственный суд. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. грамотой короля Филиппа II Августа.

   Нелегкой  была жизнь школяров – выходцев из бедных семей. Вот как описывал ее Чосер:

                Прервав над логикой усердный труд,

                Студент оксфордский с  нами рядом плелся.

                Едва  ль беднее нищий бы нашелся… Выносить

                Нужду и голод приучился  стойко,

                Полено  клал он в изголовье  койки.

                Ему милее двадцать книг иметь,

                Чем платье дорогое, лютню, снедь…

   Но  студенты не унывали. Они умели радоваться жизни, своей молодости, веселиться от души. Особенно это касается вагантов2 – бродячих школяров, переходящих из города в город и посещающих лекции разных преподавателей.3 Часто им приходилось утруждать себя учебой, с удовольствием распевали ваганты на своих пирушках:

                       Бросим  все премудрости,

                       Побоку  учение!

                       Наслаждаться  в юности – 

                       Наше  назначение.

   Преподаватель университетов создавали объединения  по предметам – факультеты. Во главе  их стояли деканы. Преподаватели и  студенты избирали ректора – руководителя университета.4

   Организация факультетов напоминала ученый цех, в котором школяры были учениками, бакалавры – подмастерьями, а  магистры семи свободных искусств и  доктора трех наук – мастерами. Такая  корпоративная организация крепко сплачивала всех стремящихся к свету знаний в единое ученое сословие.5 Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала пять-шесть лет, то будущего философа-богослова – целых 15. Однако прежде чем поступить на один из трех основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный – артистический – факультет (на нем изучали уже упомянутые «семь свободных искусств»; от лат. «артис» - «искусство»). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни – «чтение») профессоров и магистров.6 Методом преподавания являлась схоластика, то есть, на занятиях не открывали что-то новое, а лишь толковали и систематизировали то, что являлось содержанием христианской веры.7 Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий.8 Характерными чертами схолластики также являлось стремление опереться на «авторитеты», главным образом церковные. К опыту было полное пренебрежение. Доказательства схоласты черпали из Священного Писания. Трактаты Аристотеля составляли основу обучения.9 Помимо лекций проводились диспуты – споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.10

   Весь учебный год делился на две неравные части: большой ординарный период (длился с середины сентября до пасхи) и малый ординарный период (от пасхи до конца июля).

   Особенностью  университетов было то, что они  присваивали степени. Так, проучившийся три года на факультете семи свободных  искусств становился бакалавром, еще  через три года – магистром  или доктором, еще через три  – лицензиатом. В конце обучения присваивалась степень доктора.

   Студенты  и преподаватели жили в местах, называемых землячествами. Землячества  управлялись выборными ректорами  или назначенными канцлерами.11

   В XIV – XV вв. появляются так называемые коллегии (отсюда – колледжи), являвшиеся прообразами современных общежитий. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна – постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому университету.12 Позже коллегии превращаются в особые учебные заведения – колледжи в Англии и коллежи во Франции.13

   В середине XIII в. церковь добилась полного руководства над университетами. Так, по требованию церкви из университетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы получали привилегированное положение среди коллег, как это произошло, например, в 1255 г. в Парижском университете на основе специальной буллы папы Александра IV.14 У молодежи существовала огромная тяга к светским знаниям, в первую очередь к античной философии. Арабские переводчики делали переводы с греческого и сирийского языков на арабский, а еврейские переводчики переводили с арабского на латинский. Церковь приложила огромные усилия к тому, чтобы выхолостить из «свободных искусств» всякое положительное содержание. Все интерпретировалось в соответствии с требованиями католического вероучения.

   Самым известным авторитетом того времени  был католический богослов Фома Аквинский.15

   Парижский университет был самой крупной высшей школой Средневековья. В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия – уже 79. Наиболее громкой славой пользовались среди них Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них существуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.16

 

Информация о работе Образование в средневековом университете