Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 13:32, доклад
В это время окончательно сложились феодальные отношения, уже завершился процесс
становления личности (XII в.). Существенно расширился кругозор европейцев
благодаря ряду обстоятельств (это эпоха крестовых походов за пределы Западной
Европы: знакомство с жизнью мусульман, Востока, с более высоким уровнем
развития).
1.Общая хар-ка периода средневековья
В это время окончательно сложились феодальные отношения, уже завершился процесс
становления личности (XII в.). Существенно расширился кругозор европейцев
благодаря ряду обстоятельств (это эпоха крестовых походов за пределы Западной
Европы: знакомство с жизнью мусульман, Востока, с более высоким уровнем
развития).
Эти новые впечатления
в результате путешествий купцов (Марко Поло путешествовал в Китай и по
возвращении написал книгу, знакомя с китайской жизнью, традициями). Посредством
арабской литературы европейцы начали знакомиться с памятниками древнегреческой
культуры. Расширение кругозора ведет к формированию нового мировосприятия.
Благодаря новым знакомствам, впечатлениям люди начали понимать, что земная
жизнь не бесцельна, обладает большой значимостью, мир природы богат, интересен,
не создает ничего плохого, он божественен, достоин изучения. Поэтому
начали развиваться науки. Возникла мысль, что Христос тоже прошёл земную
жизнь. В литературе Христа начали показывать страдальцем, ему сочувствовали. В
архитектуре – стиль готики – страдает духовное порывание к новым идеалам,
устремлённость в небо, оторванность от земли.
Особенности литературы этой поры:
1. Соотношение
между церковной и светской
литературой решительно
пользу светской. Формируются и процветают новые сословные направления:
рыцарская и городская литература.
2. Расширилась
сфера литературного
литературе предпочитают народный язык, даже церковная литература обращается к
народным языкам.
3. Литература
обретает абсолютную
Литература начинает оказывать влияние на фольклор (напр., рыцарский роман
влияет на героический эпос).
4. Возникает
и успешно развивается драматур
5. Продолжает
развитие жанр героического
героического эпоса: "Песнь о Роланде", "Песнь о моём Сиде", "Песнь о
Небелунге".
Героический эпос.
Героический эпос - один из наиболее характерных и популярных жанров европейского
средневековья. Во Франции он существовал в виде поэм, называвшихся жестами,
т. е. песнями о деяниях, подвигах. Тематическую основу жест составляют реальные
исторические события, большинство из которых относится к VIII - X вв. Вероятно,
сразу же после этих событий возникли предания и легенды о них. Возможно также,
что предания эти первоначально существовали в виде кратких эпизодических песен
или прозаических рассказов, сложившихся в дорыцарской дружинной среде. Однако
очень рано эпизодические сказания вышли за рамки этой среды, распространились в
народных массах и превратились в достояние всего общества: им с одинаковым
восторгом внимало не только воинское сословие, но и духовенство, купечество,
ремесленники, крестьяне.
Поскольку изначально эти народные сказания предназначались для устного напевного
исполнения жонглерами, последние подвергали их интенсивной обработке, которая
заключалась в расширении сюжетов, в их циклизации, во введении вставных
эпизодов, иногда очень больших, разговорных сцен и т. п. В результате краткие
эпизодические песни приняли постепенно вид сюжетно и стилистически
организованных поэм - жест. Кроме того, в процессе сложного развития некоторые
из этих поэм подвергались заметному влиянию церковной идеологии и все без
исключения - влиянию идеологии рыцарской. Поскольку рыцарство обладало высоким
авторитетом для всех слоев общества, героический эпос приобрел широчайшую
популярность.
В отличие от латинской поэзии,
практически предназначенной
одних только клириков, жесты создавались по-французски и были понятны всем.
Ведя происхождение из раннего средневековья, героический эпос принял
классическую форму и пережил период активного бытования в XII, XIII и отчасти
XIV в. К этому же времени относится и его письменная фиксация. Жесты имеют
объем от 900 до 20 000 восьми- или десятисложных стихов, связанных ассонансами.
Они состоят из особых, неравных по размеру, но обладающих относительной
смысловой законченностью “строф”, называемых лессами. Всего сохранилось
около ста героических поэм. Жесты принято разделять на три цикла: 1) цикл
Гильома д'Оранж (иначе: цикл Гарена де Монглан - по имени прадеда Гильома); 2)
цикл “мятежных баронов” (иначе: цикл Доона де Майанс); 3) цикл Карла Великого,
короля Франции. Тема первого цикла - бескорыстная, движимая лишь любовью к
родине служба верных вассалов из рода Гильома слабому, колеблющемуся, часто
неблагодарному королю, которому постоянно угрожают то внутренние, то внешние
враги. Темой второго цикла является мятеж гордых и независимых баронов против
несправедливого короля, а также жестокие распри баронов между собой. Наконец, в
поэмах третьего цикла (“Паломничество Карла Великого”, “Борта Большеногая” и
др.) воспевается священная борьба франков против “язычников”- мусульман и
героизируется фигура Карла Великого, предстающего как средоточие добродетелей и
оплот всего христианского мира. Самой замечательной поэмой королевского цикла и
всего французского эпоса является "Песнь о Роланде", запись которой относится к
началу XII в.
Особенности героического эпоса:
1. Эпос
создавался в условиях
2. Эпическая
картина мира воспроизводит
сильное феодальное государство и отражает христианские верования, хр. идеалы.
3. В
отношении истории,
этом она идеализируется, гиперболизируется.
4. Богатыри
– защитники государства,
христианской веры. Всё это трактуется в эпопеи как общенародное дело.
5. Эпопея
связана с фольклорной сказкой,
рыцарским романом.
6. Эпопея
сохранилась в странах
Памятники героического эпоса оформились к XI – XIV вв. К важнейшим из них
относятся французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о моём Сиде",
немецкая "Песнь о Нибелунгах", южнославянские песни Косовского поля и о Марко
Королевиче, восточнославянское "Слово о полку Игореве". Большая часть
памятников зрелого Средневековья дошла до нас в форме пространных поэм,
возникших
в результате творческой переработки
более древних эпических
по традиции бытовавших в устной форме. Постепенно изменилось как содержание,
так и стиль произведения: усложнился сюжет, сжатость изложения в песне уступила
место эпической широте, увеличилось число действующих лиц и эпизодов,
появилось описание душевного состояния героев и т.д. В эпоху зрелого
Средневековья носителями эпической традиции, ее хранителями, а нередко и
авторами
обработок народно-героических
певцы и сказители: жонглёры – во Франции, шпильманы – в
Германии, хуглары – в Испании. Сохранившиеся произведения эпического
жанра не имеют автора. Эпический певец, перерабатывающий по-новому традиционные
сюжеты и образы, передававшиеся до него из поколения в поколение, не мог
чувствовать себя единоличными автором памятника и оставался безвестным, как и
его предшественники. Но исполнение эпического произведения не было просто
механическим повторением старого, а часто являлось импровизацией, творчеством.