Роль риторики в системе образования Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:12, лекция

Краткое описание

Образование периода средневековья, на первый взгляд, имело отвлечённый характер, поскольку, казалось, здесь отсутствовали практические дисциплины, эта отвлеченность дисциплин вначале не была понятна варварам и воспринималась настороженно. Но если разобраться в этом поподробнее, можно убедиться в важности перечисленных нами дисциплин для той эпохи, да и для нашего времени.

Файлы: 1 файл

Роль риторики в системе образования Средневековья (1).docx

— 15.58 Кб (Скачать)

                Роль риторики в системе образования Средневековья.

Образование периода средневековья, на первый взгляд, имело отвлечённый  характер, поскольку, казалось, здесь  отсутствовали практические дисциплины, эта отвлеченность дисциплин  вначале не была понятна варварам и воспринималась настороженно. Но если разобраться в этом поподробнее, можно убедиться в важности перечисленных  нами дисциплин для той эпохи, да и для нашего времени. Риторика и диалектика, сейчас некоторым представляются совершенно "ископаемыми" дисциплинами, являющимися синонимами "напыщенного  пустословия", однако в настоящий  момент мы являемся свидетелями процесса повсеместного введения в школьную программу риторики, то есть ораторского  искусства. На полках книжных магазинов  можно увидеть большое количество соответствующей учебной литературы разных авторов. Получается, что сейчас вновь наше общество почувствовало  потребность в обучении детей  с малолетства искусству правильно  и логично мыслить, умело вести  научную дискуссии, грамотно высказывать  своё мнение. В средние века и  античности огромное значение придавалось  устному слову и устной речи, и  тот, кто умел правильно и чётко  строить свою речь, тот, стало быть, мог и изложить свои мысли письменно, руководствуясь принципами другой важной дисциплиной - грамматиги. Перед тем, как попасть на пергамен или свиток папируса, фразы многократно "пережёвывались" и "обкатывались" оратором в устной речи. Литература сочинялась для публичного чтения и имела, следовательно, риторический характер. Письменное слово могли  уничтожить пожары и бесконечные  войны, а слово устное навсегда оставалось в памяти поколений. В "Суммах теологии" Фомы Аквинского встречается такой  вопрос: "Должен ли был Иисус Христос  перенести своё учение на письмо?" Ответ на него вполне соответствовал духу времени: "Христос по необходимости  не доверил своего учения письму, во - первых, чтобы не уронить своего достоинства. Ибо чем превосходнее учитель, тем превосходнее его манера учительства. А следовательно, Христос  как превосходнейший из учителей должен был приспособить свою манеру учительства так, чтобы его учение запечатлелось в сердцах его  слушателей. Поэтому сказано (Мф 7, 29), что Он учил их "как Власть имеющий". По этой причине даже для учеников своих Пифагор и Сократ, которые  были превосходнейшими учениками, не желали записывать что - либо".

В наше время повсеместного  развития письменно-печатной культуры  плодов "цивилизации Гуттенберга", мы вынуждены делать работу за тех, кто пишет, отбраковывая ненужную информацию при устном выступлении, а безграмотная речь наших многочисленных чиновников уже давно стала неисчерпаемым источником для анекдотов.

В античное время и в  средние века читать было принято  вслух, не было понятия чтения "про  себя". Это свидетельствовало  о том, что слово письменное служило  полным эквивалентом слову устному. Чтение "про себя", в полном молчании распространения не имело. Литература должна была "исполняться  на публике, а не пробегаться глазами  в молчаливом одиночестве". В качестве доказательства отсутствия у средневекового общества навыков "прочтения про  себя" можно привести хорошо известный  факт из "Исповеди" Блаженного Августина. Вот как описывает Августин талант своего учителя - святого Амвросия Медиоланского: "Когда он читал, глаза его бегали по страницам. Сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали". Люди специально приходили из других мест, чтобы посмотреть на это чудо".


Информация о работе Роль риторики в системе образования Средневековья