Молодежная субкультура как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение и характеристики молодежных субкультур, их виды и российская специфика, социальные факторы и характерные черты, влияние западных молодежных субкультурных феноменов. Интернет-сообщества, музыкальные, индустриальные и спортивные субкультуры.

Оглавление

Введение
Глава I: Культура и субкультура как социальный феномен. Молодежная субкультура: социокультурный аспект
1.1. Понятие культуры. Фундаментальные характеристики культуры
1.2. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"
1.3. Молодежные субкультуры в современном мире
Глава II. Исследование молодежных субкультур г. Набережные Челны
2.1.Методы, организация и анализ исследования
2.2. Выводы по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсоВик.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Другое: эмо часто вызывают ассоциацию со слезливыми подростками, которые постоянно вздыхают и пишут стихи. Эта ассоциация приобретает реальную почву из-за их стиля: нередко подростковые прически и одежда, юношеский максимализм в высказываниях и так далее.

 

Глава II. Исследование молодежных субкультур г. Набережные Челны

2.1.Методы, организация и анализ исследования

 

     В практической части нашей курсовой работы рассматриваются некоторые молодежные субкультуры; их общие характеристики и частные проявления в г. Набережные Челны. Эта часть работы содержит конкретное социологическое исследование молодежных субкультур города Набережные Челны, в котором использовались методы онлайн-исследования, интервьюирования, опрос и анализа собранной информации.

     Онлайн-исследования предоставляют возможность при  оптимальных затратах быстро провести практически все виды традиционных исследований, а также использовать новые и нестандартные методики. Российские пользователи Интернет в настоящее время являются одной из самых активных, образованных и динамичных социальных групп. С другой стороны, пользователи Интернет — это одна из самых малоизученных и труднодоступных для обычных методов опроса категорий респондентов. Для изучения новых социальных групп необходимы новые технологии — поэтому в качестве дополнения к обычным опросам появились онлайн-исследования.

     Нами  была составлена анкета, с которой можно ознакомиться в  Приложении № 1.

     В ходе проведенного социологического интернет-анкетирования  были опрошены как и представители  разных субкультур, так и люди не принадлежащим к какой-либо субкультуре.

     Общее количество опрошенных составляет 187 человек. Среди опрошенных 87 человек - юноши и 104 девушки. (Таблица №1)

     На  основании анализа собранного материала мы составили характеристики респондентов, участвовавших в Интернет анкетировании. 

     Таблица №1 

Название  субкультуры Кол-во человек Средний возраст Пол Образование Средний доход (руб.)
Аниме 4 17-20 Ж Неоконченное  высшее (среднее специальное) До 5000 
Гопники 5 17-22 М Неоконченное  высшее (среднее специальное) От 5000 до 10000
Неформалы 9 16-23 М-Ж Неоконченное  высшее (среднее специальное) До 5000
Панки 2 17-19 М Неоконченное  высшее (среднее специальное) До 5000;

Нет доходов

Растафари 3 23-25 М Высшее Выше 10 000
Рокеры (байкеры) 6 20-26 М-Ж Неоконченное  высшее (среднее специальное);

Высшее

От 5000 до 10000
Ролевики (толкинисты, ночной дозор) 1 19-24 М Неоконченное  высшее (среднее специальное) До 5000
Хип-хоп (реперы) 6 17-22 М-Ж Неоконченное  высшее (среднее специальное) От 5000 до 10000
Хипп 2 22-24 М Высшее Выше 10 000
Эмо 4 16-18 Ж Среднее До 5 000;

Нет доходов

 

     Всего было опрошено  187 человек, из них 42 человек (22%) является представителями различных субкультур и 152 человека (78%) не относят себя ни к какой субкультуре.

     Возраст респондентов колебался в пределах 14 - 29 лет.

     20% молодёжи причисляют себя к  неформалам, так как сочетают в своих вкусах и убеждениях многие молодежные субкультуры.

     По 13% - хип-хоп (реперы) и рокеры (байкеры).

     11% - гопники.

     9% - представители аниме и эмо.

     7% - растафари.

     4% - хиппи и панки.

     2 % - ролевики (толкинисты, «ночной дозор»).

     "Неформалы" – расплывчатый термин, обозначающий весьма расплывчатую субкультуру. В эту субкультуру входят подростки, близкие по своим, часто еще неопределенным, вкусам и убеждениям к хиппи, панкам, трэшерам, растаманам, толкиенистам, сатанистам и т.д. По мере взросления "неформалы" выходят из субкультуры или переходят в вышеупомянутые, более четкие, субкультуры. Основной объединяющий фактор "неформалов" – демонстративный пассивный протест против мира взрослых и пристрастие к рок-музыке + отрицание неинтеллектуальной подростковой массовой культуры, которая сегодня доминирует.

     Внешний вид: обычно джинсы, длинные волосы, преобладание черных тонов в одежде, изображения Курта Кобейна, Константина Кинчева и т.п. Отношение к наркотикам: наркотики употребляются часто и в больших количествах, играют важную, часто ключевую роль в общении. Основные наркотики – алкоголь, табак, конопля. Другие наркотики редки. Цель употребления –  преодоление подростковых комплексов в общении; демонстрация асоциального поведения как формы протеста; демонстрация своей необычности.

     Дальнейший  анализ ответов позволили сделать  следующие выводы:   большая часть опрошенных подростков не относят себя к какой-нибудь субкультуре, считая, что в современном мире можно самоутвердиться и найти свое место в обществе другим путем.

     Например, на вопрос № 3 «Как Вы думаете, какие причины способствуют подростку принадлежать к какой-нибудь субкультуре?», 30% респондентов отвечали, что были вовлечены в различные субкультуры друзьями,  27% опрошенных были вовлечены в субкультуру фанатами, 16% - толкнули в молодежное сообщество школьные и семейные проблемы, 15% - причина: недостаток внимания, 12% - другие причины. (Диаграмма №1)

     Диаграмма № 1

     Распределение ответов респондентов на вопрос № 3.

     

 

     Следовательно, можно сделать вывод, что наиболее частыми причинами вовлечения в  молодежную субкультуру являются школьные и семейные проблемы, недостаток внимания, как со стороны родителей, так и сверстников.

     На  вопрос № 4 «Опишите ваше отношение к молодёжным субкультурам в целом?» 11% опрошенных ответили «нормально», 8% считает, что «каждый человек вправе жить как ему хочется и это их личное дело», 6% относятся равнодушно («безразлично»), 5% имеют позитивное отношение к субкультурам, 4% - «главное чтобы они никому не мешали», 3% считают, что это юношеский максимализм, «люди, временно не нашедшие себя» и 2% опрошенных считают, что это вполне нормальный способ проявления себя. (Диаграмма № 2)

     Исходя  их данной информации я делаю следующие  выводы: отношение городской общественности к молодёжным субкультурам в городе Набережные Челны имеет больше положительный характер, поскольку представители субкультур не агрессивны и не представляют, на первый взгляд, никакую угрозу.

     Диаграмма № 2

     Распределение ответов респондентов на вопрос № 4.

     

     Также, нами был проведен опрос случайных  прохожих на улицах города на тему «Какая самая популярная и узнаваемая субкультура в г. Набережные Челны».

     Результаты  опроса: самая популярная субкультура  в городе, которую видели или про которую слышали 10% опрошенных – это хип-хоп субкультура или просто реперы. Далее 9% видели такие субкультуры, как: неформалы, рокеры (байкеры), гопы и эмо. 8% - субкультура готы, 7% граждан знают о скинхедах и металлистах, 6% о панках, 5% - ролевики, 4% - видели хиппи, 3% опрошенных видели аниме субкультуру и 2% растафари (регги).

     Из  данного опроса я могу сделать  следующие выводы: в городе Набережные Челны наболее развита хип-хоп субкультура. Это самое модное течение не только в нашем городе, но и во всём мире. Наиболее запоминающимися субкультурами являются неформалы, рокеры(байкеры), гопы и эмо, готы, поскольку, их внешний вид и  поведение является наиболее ярким, эпатажным и даже шокирующим. Субкультура ролевиков в обычной жизни мало заметны, но они уже получили небольшую огласку, особенно благодаря известной ролевой игре «Ночной дозор».

     И так, анализируя полученные данные можно  сказать, что в Набережных Челнах молодежь не отдаёт предпочтение какой-то одной субкультуре. Разница по количеству представителей очень маленькая. Это говорит о разносторонности интересов и благоприятных условиях для развития альтернативных течений.

2.2. Выводы по результатам исследования

 

     Путь  в субкультуру – это путь позволяющий молодёжи самореализоваться, добиться хотя бы какого-то признания. Отсюда и повышенное стремление к независимости,  а иногда и чувство одиночества, непонятности. Демонстративное поведение позволяет участникам субкультуры определенным образом воздействовать на окружающих и на свое собственное сознание, уменьшая остроту внутренних конфликтов.

     Молодежные  субкультуры возникают как сообщество "отверженных", "иных", людей  которые не могут или не хотят  вписываться в установленные  основной культурой нормативные  рамки. Я думаю, что субкультура - культура тех, кто неудовлетворен их местом в обществе.

     Известно, что в подростковом возрасте возникает  потребность в принадлежности к  какой-либо группе сверстников. Молодежная субкультура удовлетворяет эту  потребность много эффективнее, чем обычные формальные общности. Участники молодежной субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, своеобразного братства.

     Одним из выводов по проведенному исследованию является выявленное различие между видами субкультур г. Набережные Челны. Например, рокеры: активная демонстрация своей непохожести, инаковости, активная асоциальность как желание изменить неудовлетворительную реальность. Культура экстравертна.

     Тогда как, толкиенисты, напротив, не стремятся к демонстрации своей инаковости, избегая социального внимания. Цель - создать свой внутренний мир для своего употребления. Культура интравертна.

     В целом,  характеризуя  молодёжную  субкультуру в городе Набережные Челны можно отметить, что для  неё характерно: слаборазвитая выраженность,  низкая  степень агрессивности, отсутствие активного желания изменить неудовлетворительную реальность. Молодёжные субкультуры в Набережных Челнах отличает преимущественно  развлекательная направленность, следование моде.  Они  удовлетворяют  в  основном  потребности  в  общении  и самовыражении, способ выражения индивидуальности молодых людей. 
 

 

      Заключение

     На  страницах данной работы мы рассмотрели  молодежную субкультуру как социокультурный феномен. Теоретический анализ термина и проведенные исследования позволяют говорить о том, что молодежная субкультура, как феномен культурного поля выполняет те же функции, что и любая другая культурная среда. Молодежная субкультура выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину мира, и передающаяся путем социализации в ней новых членов. Область значений этой среды, ее традиции, нормы и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности быть удовлетворенными в рамках общей культуры. Молодежная субкультура - это, по сути, наиболее компромиссный способ сублимации асоциальных и внесоциальных импульсов, социокультурно не одобряемого поведения.

     Молодежная  субкультура, в том виде, в котором  мы наблюдаем ее сейчас - возникла в  этом веке, на определенном этапе жизни общества, а соответственно, связана с теми изменениями, которые произошли в жизни общества в последнем столетии, а конкретней во второй его половине. Как и любое другое явление социальной жизни, она неотделима от жизни общества, а раз она возникла - следовательно, это было закономерно вызвано определенными причинами, которых ранее не было.

     Молодежная  субкультура - определенный образ, стиль  жизни. Как и любая другая культура, она определяет, структурирует социальную жизнь человека в русле этого  образа жизни. По сравнению с базовой культурой общества ее влияние несоизмеримо уже, но его все же достаточно, что бы оказать существенное влияние на образ жизни, ценности человека, изменить его  видение мира.

     Молодежная  субкультура, по сути - это мини культура. Но, несмотря на это "мини" для нее характерны те же функции и закономерности, что для любой культуры. Возможно, не в той степени, и возможно есть и другие, а некоторые отсутствуют, но, тем не менее, при анализе необходимо учитывать, что субкультура - элемент культурного поля, а, следовательно, что характерно для культуры, возможно характерно и для субкультуры.

     Участие в той или иной молодежной субкультуре - результат осознанного выбора человека. Следовательно, этот выбор связан с  определенными мотивами и побуждениями, могущими реализоваться лишь в субкультурном образе жизни. Не все молодые люди становятся адептами той или иной молодежной субкультуры, что позволяет предположить, что участие человека в той или иной молодежной субкультуре связано с его личностными характеристиками.

Информация о работе Молодежная субкультура как социальный феномен