Молодежная субкультура как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение и характеристики молодежных субкультур, их виды и российская специфика, социальные факторы и характерные черты, влияние западных молодежных субкультурных феноменов. Интернет-сообщества, музыкальные, индустриальные и спортивные субкультуры.

Оглавление

Введение
Глава I: Культура и субкультура как социальный феномен. Молодежная субкультура: социокультурный аспект
1.1. Понятие культуры. Фундаментальные характеристики культуры
1.2. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"
1.3. Молодежные субкультуры в современном мире
Глава II. Исследование молодежных субкультур г. Набережные Челны
2.1.Методы, организация и анализ исследования
2.2. Выводы по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсоВик.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Как культура общества, так и контркультура  в процессе своего развития склонны с течением времени перемещаться по линии субъектности, изменяясь, включая в себя новые элементы  и оставляя старые. Таким образом, контркультура постепенно переходит в субкультуру, а иногда и вовсе растворяется в культуре общества. Приблизительно такой процесс мы можем наблюдать на примере рок-культуры. Имея лет десять назад явную контркультурную окраску, сегодня она относится скорее к молодежной субкультуре.

     Другой, более редкий случай, когда иное культурное образование возникает  как бы «на следах» культуры всего  общества, отрабатывая уже пройденный пласт. Пример тому – ролевые игры в самом своем начале.

     В сущности, субкультуру называют контркультурой, лишь когда она радикально противоречит общественным установкам и поведению. И эта схема справедлива лишь для контркультуры, причем не как  сообщества, а как идеологии. Выполнив свое предназначение, совершив культурную революцию, на этапе инверсии контркультура исчезает. Это вовсе не означает того, что все начинают вести образ жизни, характерный для бывшей контркультуры. В обществе происходит смена идеологических установок, парадигмы общественного развития. Оставшаяся же культурная форма продолжает существовать уже в субкультурном статусе, как некое сообщество ведущее определенный образ жизни. но поскольку основная идеологическая установка принята обществом их нормы и ценности, образ жизни, уже не противоречат мэйнлайн общественного развития.

     Отсюда  мы можем вывести глубокое различие между терминами "контркультура" и "субкультура". "Контркультура" - это прежде всего идея, идеологическое направление, которое противоречит существующему направлению развития общества. Ее цель (достигаемая или нет)- культурная революция. Идеология общества и идеология контркультуры настолько противоречат друг другу, что их отношения складываются лишь в аспекте противостояния. Добившись своей цели контркультура (данная) исчезает как факт. "Субкультура" - это, прежде всего образ жизни, подразумевающий некоторое сообщество, некая культурная форма. При этом нормы и ценности субкультуры могут отличаться от норм и ценностей культуры основной, но не противоречить им, не "ссориться". Отношения, складывающиеся между субкультурой и основной культурой (а в нашем случае и с другими субкультурами) можно скорее обозначить как неприятие, взаимное отторжение, протекающее в легкой форме, без конфликтов.

     По  мнению В. А. Гришина субкультуру следует рассматривать через призму определенных способов человеческой жизнедеятельности, проявляющейся во внешней (объективированной) и внутренней (субъективированной) предметности, характеризующей довольно устойчивую степень нравственно - психологического отчуждения, проявляющегося в отношениях к другим людям, в системе социальных норм и институтов, к духовным ценностям и обществу в целом.

     Разумеется, отмечает Гришин, в этом свете вряд ли можно говорить о  существовании в той или иной среде субкультуры в полном ее объеме. В различных сферах человеческой жизнедеятельности на уровне группового сознания отмечается проявление отдельных субкультурных образований, которые по характеру, степени интенсивности, устойчивости и распространенности не одинаковы.

 

1.3. Молодежные  субкультуры в  современном мире

     Молодежная  проблематика актуализировалась в  науке в середине 50-х годов  нынешнего века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь, в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен  в связи с конституированием так называемой "техногенной цивилизации". Если ранее культура не делилась на так ярко выражено на "взрослую" и "молодежную" (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. п.), то теперь у "отцов" и "детей" появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

     Стремительное, перманентное ускорение и обновление становятся ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Научно-технические революции делают их чрезвычайно динамическими системами, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием  выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.

     Возникновение молодежной контркультуры (а молодежная субкультура заявила о себе изначально именно как контркультура) напрямую связано с наступлением эпохи постмодерна, более того, эти явления одного плана общественного развития. Молодежная контркультура явилась прямым социальным выражением идей постмодерна. Ее возникновение в 60-70 годах и явилось тем самым иррациональным бунтом постмодерна. А что это проявилось, прежде всего, в молодежной среде - неудивительно - молодежь всегда являлась самым инновационным слоем.

     Сам термин "контркультура", означающий отказ от прежней культурной парадигмы мог возникнуть лишь в модернистическом моностилическом обществе. "Контр" культура, как система отличных норм и ценностей возможна лишь там, где есть вполне четкая культурная форма, признающаяся "правильной" культурой. Постмодерн утверждает равнозначность различных культурных моделей, а, соответственно, в его рамках не может идти речи ни о какой "контркультуре".

     В постмодернистическом обществе, как  обществе полистилическом, обществе признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов жизни  сам термин "контркультура" теряет смысл. Мы можем говорить лишь о существовании различных субкультур.  В современном постмодернистическом обществе бывшая моностилическая культура, признававшаяся "базовой", сама приобретает субкультурный статус.

     Тоже  самое происходит и с молодежной субкультурой, родившись как контркультура (рок-культура) в единственном числе ныне она весьма разнообразна. И есть смысл говорить о различных молодежных субкультурах. Сама же рок-культура приобрела субкультурный статус, видоизменилась, но не исчезла, хотя ей это усиленно прочили, и не стала массовой, хотя и это ей обещали. Дело в том, что, приняв постмодернистическую парадигму, общество лишило рок-культуру ее контркультурного статуса, но вместе с тем приняло и часть тех установок, которые она несла. Тем не менее, остался достаточно мощный культурный пласт, который уже не революционен сам по себе, но, тем не менее, соответствует определенным потребностям. Подробнее мы это рассмотрим позже, когда будем говорить о рок-культуре в частности.

     Рассматривая  причины протеста молодежи и ее противостояние миру взрослых, и вследствие этого  возникновение субкультур, – можно  указать на определенное "нетерпение" молодежи занять места отцов в  социальной структуре. А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается встраиванием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

     Второе  направление объясняет появление  «выпавших» людей сдвигами в самом обществе. Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Новое поколение вступает в пустоту. Не они выходят из социальной структуры, а сама структура ускользает из под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.

     Щепанская [ ] говорит о том, что эти два  направления дополняют друг друга. Речь идет о разных периодах в жизни  общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки, и многие проходят через контр- и субкультурное состояние (и попадают в зону действия соответствующих ценностей).

     Интересно так же рассмотреть возникновение  молодежных субкультур в связи с  существовавшим всегда феноменом "неофициальной"  (карнавальной) культуры. В целом это связано с уходящей в глубокую древность традицией различения официальной, поверхностной стороны жизни и неофициальной, обратной стороны. Как правило, изнаночная сторона жизни выражалась в культуре низов, или простолюдинов. Какое-то время она была невидимой и как бы пряталась под официальной культурой, но приходило время ее торжества - карнавал. Начинались праздники под открытым небом, уличные шествия с танцами, маскарадами, театрализованными представлениями, в которых высмеивалась официальная культура и ее традиции.

     Карнавальная  культура - это образы и чувства  рядового человека, они более естественны и непосредственны, чем официальная или элитарная культура, которая во многом искусственна и условна. Явления официальной культуры, которые ее представители выдают за высшие достижения культуры вообще, оказываются формальными и бессодержательными именно в сопоставлении с неофициальной культурой.

     Нетрудно  заметить в современных молодежных субкультурах тот же карнавальный характер, то же высмеивание ценностей официальной и массовой культуры. Именно молодежь в связи с ее маргинальным статусом в современном обществе является носителем "внесистемных" ценностей. Как слой еще не включенный в социальную структуру на уровне ее воспроизводства, именно она имеет возможность взглянуть со стороны и на общество и на его культуру.

     Обращает  на себя внимание и ритуализированный  характер молодежной субкультуры, особенно ярко проявляющийся в субкультурных событиях (концертах, играх, дискотеках). Мы все время говорим о том, что культура служит удовлетворению потребностей человека. Ритуалы в традиционном обществе служили гармонизации отношений человека с природой, как внешней, так и внутренней, удовлетворяя, таким образом, ряд психологических потребностей. Современное техногенное общество утратило эти ритуальные механизмы, а соответственно и потеряло способы удовлетворения этих потребностей. Молодежные субкультуры создают заново целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, не имеющие возможности быть удовлетворенными в рамках общества  и официальной культуры.

     Характеристика  наиболее распространенных видов молодежных субкультур.

     Аниме (отаку)

     Характерный возраст (статус, пол): подростки в возрасте 12-15 лет, то есть в том возрасте, когда психика наиболее восприимчива к внешним картинкам, а воображение помогает воссоздать необходимые картинки.

     Происхождение: История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе.

     Идеология: полностью отсутствует какая-либо идеология, зато хорошо представлен характерный слэнг, изобилующий японскими словечками, изредка на русский манер («кавайно», «хентайно» и проч.).

     Внешнее проявление (одежда): брелок на телефоне в виде анимешного персонажа, подвеска на цепочке. Сумки и футболки с соответствующей символикой. Многие делают себе прически как у любимого персонажа. Вцелом анимешники пытаются воссоздать в реальной жизни то, что увидели на экране. Аниме проникнуто истинно японским духом и взглядом на вещи, многие представители этой субкультуры не останавливаются на простом копировании – чтобы понять саму философию, они погружаются в историю и практики Японии, понемногу изучают японский язык.

     Манера  поведения подростков - анимешников, а особенно девочек 12-15 лет это выражается более ярко, чем у взрослых анимешников.

     Увлечения: коллекционирование аниме и манги, фигурок, постеров, рисование в стиле аниме, сочинительство фанфиков и т.п.

     Разговорная речь:  сленг ( анимешный сленг может стать отдельным объектом исследования. "Аниме", "Манга", "Отаку" и др., а также их производные, неотъемлемая часть этого сленга).

     Символика: изображение персонажей японских мультфильмов

     Музыкальная культура: японская музыка из мультфильмов

     Лозунг: «Ня!»

     Другое: Эта субкультура нередко встречает своих противников, по большей части, из-за того, что сегодня она стала модной тенденцией. Критики говорят об оторванности взглядов от мира и уходе талантов в другую культуру. С другой стороны, представители аниме не устраивают общественных протестов и политических волнений. Они просто пребывают в своем мире.

Информация о работе Молодежная субкультура как социальный феномен