Молодежная субкультура как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение и характеристики молодежных субкультур, их виды и российская специфика, социальные факторы и характерные черты, влияние западных молодежных субкультурных феноменов. Интернет-сообщества, музыкальные, индустриальные и спортивные субкультуры.

Оглавление

Введение
Глава I: Культура и субкультура как социальный феномен. Молодежная субкультура: социокультурный аспект
1.1. Понятие культуры. Фундаментальные характеристики культуры
1.2. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"
1.3. Молодежные субкультуры в современном мире
Глава II. Исследование молодежных субкультур г. Набережные Челны
2.1.Методы, организация и анализ исследования
2.2. Выводы по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсоВик.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Происхождение: панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие и бедных районах городов, как правило, дети угольщиков.

     Идеология: сосредоточена на реализации права каждого индивидуума на свободу, а также жизненный уклад, на который не осуществляется давление. Этика этого движения признает великую роль личного выбора в развитии или просто поисках свободы. В целом этика панк-культуры радикально отрицает любой конформизм. Она подразумевает самостоятельность, прямые действия по смене политического уклада и непринятие общественной культуры широкого потребления.

     Другое  мнение - это течение антисоциальное, анархическое, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие-либо идеи кроме анархии.

     Внешнее проявление (одежда): ранняя мода панка адаптировала уже существующие вещи под особое видение мира: разорванная одежда держалась в целости благодаря булавкам или скотчу, обычные вещи «украшались» маркерами или краской, черный мусорный пакет становился платьем, юбкой или блузкой, а английские булавки и бритвенные лезвия использовались как украшения. Сейчас это, как правило, кожа, резина и винил также приобретают популярность, возможно, из-за того, что ассоциируются с нестандартными подходами к сексу. Иногда панки носят узкие джинсы трубами, рокерские куртки, футболки с нестандартными изображениями и разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками. Волосы панки укладывают, а точнее ставят в виде ирокеза или других «архитектурных» форм, либо же бреются налысо. Татуировки обычно произвольные, но могут быть и символы, такие как свастика (причем может быть и перечеркнутая) или железный крест.

     Злоупотребление алкоголем и наркотиками, насилие  – тоже элементы панка. Вред себе и  суицид – явления, сопутствовавшие  этому направлению с самого начала. Героин, аэрогены и другие вещества считаются нормальными, однако в более поздних направлениях их употребление было сведено к нулю.

     Символика: анархизма.

     Музыкальная культура: панк это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. Панк и хардкор.

     Лозунг: «Я ненавижу!», «Нет веселью!» («No Fun!»)

     Другое: панк держит тесную взаимосвязь с некоторыми другими субкультурами, такими как готика и психобилити.

     Хиппи

     Характерный возраст (статус, пол): тинэйджеры и довольно юные взрослые в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса.

     Происхождение: хиппи это специфическая субкультура, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых.

     Идеология: человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в высшую реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение сознания посредством искусства. Отсюда интерес к религии, творческой деятельности. Краткое содержание этого мировоззрения было резюмировано песней группы The Beatles «All You Need is Love».

     Хиппи - романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей, свободными личностями. Для раскрепощения своего сознания и ощущения свободы в среде хиппи распространено курение гашиша. Увлекаются философией Востока.

     Внешнее проявление (одежда): стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целенаправленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения. Все хиппи носят длинные распущенные волосы (хайр), обычно расчесывая их на пробор. Лоб и затылок охватывает тонкая повязка (хайратник). Обычно присутствуют джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Одежда нередко потрепанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках, делаются надписи на английском языке. Многие мужчины отпускают бороду. Причины, по которым они носят длинные волосы, следующие:

     1) это более естественно, ближе  к природе;

     2) Иисус Христос носил длинные  волосы и бороду, хиппи ему подражают;

     3) длинные волосы позволяют лучше  улавливать излучения космического  разума, являясь своего рода антеннами.

     В холодное время года хиппи живут  в городе, ходят на "тусовки", а летом путешествуют автостопом, разбивают палаточные городки.

     Символика: цветы хиппи изображали на автобусах, на которых повсеместно путешествовали.

     Музыкальная культура: представляет собой смесь рока, фолька, блюза и психоделического рока. Например, группа "Аквариум", этническая музыка разных народов.

     Лозунг: «Занимайтесь любовью, а не войной» («Make love not war»).

     Другое: к известным представителям течения хиппи относятся Джэнис Джоплин, Джимми Хендрикс, печально известный Чарльз Мэнсон. На постсоветском пространстве среди поклонников движения хиппи можно назвать сотни и тысячи людей, но сегодня вспоминаются Ольга Арефьева, Умка, Юрий Морозов, Борис Гребенщиков и другие.

     Хип-хоп

     Характерный возраст (статус, пол): 14- 19 лет. Рабочий класс. В основном парни, причём, с хорошей физической подготовкой, поскольку, эта субкультура тесно связана с активными танцами и акробатическими элементами. Сам по себе хип-хоп не имеет гендерных или расовых предпочтений, но традиционно считается культурой черных мужчин, так как зародился в африканских кварталах Бронкса. Самоуверенность и самоутверждение не допускают сентиментальности и жеманности: хип-хоп-танцы — для уверенных, пафосных и упертых людей.

     Происхождение: зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка в конце 1970-х.

     Идеология: была построена на антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре. Основная линия — протест против неравенства и несправедливости, оппозиция к власти. Основные аспекты или элементы хип-хоп культуры это МС (те, кто читают рэп), DJ, урбанизированное изобразительное искусство (граффити), брейк-данс и бит-боксинг.

     Внешнее проявление (одежда): спортивная одежда или широкие джинсы, как вариант – шорты со множеством карманов и слегка приспущенные по талии, футболки или кофты с капюшоном, закрывающим бейсболку с козырьком. На голове – круглая вязаная шапочка на манер лыжной, на ногах – ноские кеды известных марок. Для тех, кто причисляет себя к этой субкультуре характерно использование массивных украшений, которые являются символами капиталистического общества. К аксессуарам могут относиться тяжелые массивные брелки, золотые цепи, большие очки с широкой оправой.

     Речь  неторопливая, тянущаяся, призванная олицетворять статус. Каждый представитель придумывает  себе новое имя, которое должно быть довольно коротким, но звучным. Среди  видов спорта, которые ассоциируются с хип-хопом – катание на скейтборде, сноуборд, стритбол и другие.

     Символика: татуировки

     Музыкальная культура: состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. MC — Master of Ceremony).

     Лозунг: «Живи танцуя»

     Другое: Искусство нанесения граффити, оно же райтинг, оно же бомбежка, заслуживает высокого почета и считается у рэперов талантом, которым наделены совсем не многие. Наносится граффити, как правило, на стенах домов, рисунки свидетельствуют о тех, кто их создал, их увлечениях и мировоззрении. На заре своего появления граффити служили для разграничения территорий американских преступных группировок.

     Русский рэп начинался еще с творчества эпатажного Богдана Титомира в начале девяностых годов. Однако позже, с развитием  множества направлений русский  хип-хоп стал более многогранным. Его представители – ЮГ, Шефф, Децл, Лигалайз, Серега и многие другие. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра. 

     Эмо

     (англ. emo: от emotional — эмоциональный)

     Её  представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок)[2] или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка).

     Характерный возраст (статус, пол): 12 – 25 лет. Тинейджеры вместе с отрицанием всех жизненных правил и установок, явно проявляемая душевная замкнутость и уход в свой внутренний мир.

     Происхождение: субкультура Эмо зарождалась первоначально как музыкальное направление, первая волна которого пришлась на 1985-1994 года в США.

     Идеология: сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь выражаются в музыкальном исполнении при помощи специфических приемов, таких как скрим (дословно с английского «крик»), что приводит публику в надлежащее настроение. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Большое внимание эмо девушки, как и парни, уделяют дружбе, любви. Здесь внутренние переживания приводят к виктимной склонности, т.е. свойству эмо становится жертвой. Возможно, отсюда сложился стереотип о плаксивости, неуравновешенности, инфантильности эмо. Честность, отказ от сигарет и спиртного – еще одно проявление истинной эмо культуры.

     Внешнее проявление (одежда): традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам, бантики. Для создания этих причесок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос.Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие «шокирующе»-яркие сочетания считаются допустимыми. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов. Характерная для эмо обувь — кеды типа Converse или скейтерские кеды, а также флипы (тряпичные тапочки в ромбик), слипоны (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шашечку. Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках.

     Типичные  прозвища для эмо в интернете  очень острые, например: broken_heart, raped_teddy_bear lonely_star и т. п.

     В стиле эмо сформировались также  некоторые типичные жесты. Например, склонить голову, чтобы характерная  эмо челка свисала и закрывала  глаза. Также в правилах эмо –  сложить ладони сердечком, ставить  ноги ступнями внутрь, слегка согнув колени.

     Символика: розовое сердце, часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья. Череп с костями. Розовый (или чёрный) пистолет или скрещённые пистолеты с надписью «bang-bang» (звук выстрела).Чёрная пятиконечная звезда на розовом фоне. Розово-чёрная шаховница. Футболки с героями детских мультфильмов (например, Микки Маус).

     Музыкальная культура: особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей.

     Лозунг: «Я ненавижу и я хочу умереть» ("I hate myself and I want to die"), «Всё таким и остаётся, ничего не изменить» ("Always stays the same, nothing ever changes").

Информация о работе Молодежная субкультура как социальный феномен