Молодежная субкультура как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение и характеристики молодежных субкультур, их виды и российская специфика, социальные факторы и характерные черты, влияние западных молодежных субкультурных феноменов. Интернет-сообщества, музыкальные, индустриальные и спортивные субкультуры.

Оглавление

Введение
Глава I: Культура и субкультура как социальный феномен. Молодежная субкультура: социокультурный аспект
1.1. Понятие культуры. Фундаментальные характеристики культуры
1.2. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"
1.3. Молодежные субкультуры в современном мире
Глава II. Исследование молодежных субкультур г. Набережные Челны
2.1.Методы, организация и анализ исследования
2.2. Выводы по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсоВик.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 

     Молодежная субкультура как

     социальный  феномен

Курсовая  работа 

                Исполнитель: Миненко В.С.

            студентка группы 803

            Научный руководитель: 

            Зав.кафедрой: __________

                ______________________

                Дата  допуска к защите:

                   ______________________ 

Набережные Челны 2010

 

     

     Содержание 
 
 
 

 

Введение

     В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Анализ публикаций показывает, что авторы неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена. Прежде всего, это касается положения о том, что субкультура есть ничто иное, как особая и обособленная сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценностей.

     Проблема  субкультуры не нова. В исследованиях  американских, французских, английских ученых ей отводилось большое место, особенно если речь шла о молодежных группировках.

     В нашей стране интерес к этой системе  возник не так давно, а именно с  того времени, когда изменения в  общественно-политической жизни страны, объективно критический анализ социальных противоречий вскрыли целый пласт острых проблем долгое время остававшихся под запретом изучения.

     Молодежная  субкультура - достаточно новое и  многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Для того чтобы понять, что такое молодежная субкультура, почему она возникла, какую роль она играет в жизни общества, каким образом развивается и функционирует, необходимо понять сам феномен культуры, его значение и его роль в жизни отдельного человека и общества в целом. То есть, разобраться в этом феномене с позиций социокультурного анализа.

     Цель  работы – выяснить, какую роль играет молодежная субкультура в жизни современного общества, в каком виде существует, какие функции выполняет, и каким образом представлена молодежная субкультура в городе Набережные Челны.

     Задачи:

  • изучить понятие культуры, ее значение и роль в жизни человека и  общества.
  • изучить причины возникновения феномена молодежной субкультуры, его виды и функции.
  • исследовать представленность молодежной субкультуры в городе Набережные Челны, ее виды и особенности.

     Объект  исследования: молодежная субкультура  как социальный феномен.

     Предмет исследования: представленность молодежной субкультуры в городе Набережные Челны.

     Гипотеза  курсовой работы  - молодежная субкультура, по сути, мини культура. В определенной степени, для нее характерны те же функции и закономерности, что  для любой культуры.

     При изучении проблемы молодежных субкультур использовался метод анализа  документов. Этот метод использовался в двух направлениях:

     Анализ  научной литературы, посвященной  не только проблемам молодежной субкультуры, но и рассмотрению культуры как феномена социальной жизни. Использовалась литература не только социологического характера, но и из смежных областей - психологии, антропологии, этнографии, культурологии.

     Анализ  документов, произведенных самими субкультурами  как для внутреннего использования, так и для внешней презентации. При изучении субкультур рассматривались песни, фотографии, анекдоты, статьи и т. д. Использование этого метода не отражено на страницах данной работы, но без этой информации полное осмысление субкультурного поля было бы невозможным.

     В практической части работы рассматриваются  некоторые молодежные субкультуры; их общие характеристики и частные проявления в г. Набережные Челны. Эта часть работы содержит конкретное социологическое исследование молодежных субкультур города Набережные Челны, в котором использовались методы онлайн-исследования, интервьюирования, опрос и анализа собранной информации.

 

Глава I: Культура и субкультура как социальный феномен. Молодежная субкультура: социокультурный аспект

1.1. Понятие культуры. Фундаментальные  характеристики культуры

     Для того чтобы подойти к пониманию  того, что представляет собою субкультура, какие области человеческой жизни она затрагивает, необходимо понять, что такое вообще любая культура. Так как субкультура вообще и молодежная субкультура в частности суть культурные явления, то, поняв какую роль, играет культура в человеческой жизни, мы сможем понять, какую роль играет и субкультура как вариация базовой культуры общества.

     Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала восемнадцатого века. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т. п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово культура до сих пор ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.[ 6, с.47 ]

     Современное научное определение культуры значительно  шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

     Л. Г. Ионин [12,с.34] выделяет следующие общие суждения о культуре:

  1. Культура - это то, что отличает человека от животных, что культура - это характеристика человеческого общества.
  2. Культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.
  3. Культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме.

     Жорж  П. Мердок [18, с.63] выделяет характеристики культуры, которые являются базовыми, основными для любой культуры:

  1. Культура передается посредством научения. Любая культура, говорит Мердок, состоит из привычек - то есть определенных способов реагирования, которые приобретаются посредством научения.
  2. Культура прививается воспитанием. Культура - то, что переходит из поколения в поколение, каждый новый адепт обучает следующего
  3. Культура социальна. Культурные привычки сохраняются во времени не только благодаря тому, что передаются в процессе воспитания. Они, кроме того, еще и социальны; иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или обществах, и сохраняют свое относительное единообразие под воздействием социальных факторов. Короче говоря, это групповые привычки.
  4. Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, в значительной степени концептуализированы как идеационные нормы или паттерны поведения.
  5. Культура обеспечивает удовлетворение. Культура всегда обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей, и вторичных потребностей, возникающих на их основе. Элементы культуры - это проверенные, привычные способы удовлетворения человеком своих побуждений во взаимодействии с внешним природным миром и своими собратьями. Таким образом, элементы культуры могут продолжать существовать лишь при том условии, что они окружены для членов общества аурой удовлетворения, то есть, сопряжены с таким балансом удовольствия и страдания, в котором первое преобладает.
  6. Культура адаптивна. Культурные изменения и сам процесс изменения, очевидно, столь же адаптивны, как и эволюция в органическом мире. Культура с течением времени приспосабливается к географической среде, что было убедительно показано антропогеографами; вместе с тем влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития. Кроме того, культура адаптируется к социальной среде соседних культур посредством заимствований и реорганизации. И наконец, культура, вне всяких сомнений, имеет тенденцию приспосабливаться к биологическим и психологическим потребностям организма.
  7. Культура интегративна. Будучи одним из продуктов процесса адаптации, элементы данной культуры имеют тенденцию образовывать  согласованное и интегрированное целое. По утверждению Самнера [24,с.78] народные обычаи "тяготеют к согласованности друг с другом", но фактически интеграция никогда не достигается по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают на нее свое разрушительное воздействие.

     Выделение этих характеристик позволяет нам  обозначить основные направления анализа молодежной субкультуры, выявить основные механизмы и закономерности ее функционирования и в дальнейшем проникнуть в суть молодежной субкультуры как социокультурного явления.

 

1.2. Соотношение  понятий "культура" и "субкультура"

     В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

     Субкультура - это, прежде всего, система норм и  ценностей, отличающих группу от большинства  обществ. Она формируется под  влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако, большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием или неодобрением.

     Следует различать традиционалистские и  инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся профессиональные субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных связано с отрицанием "базовой" культуры общества. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам "базовой" культуры, используется термин "контркультура".

     Йингер  трактует контркультуру как комплекс, набор или конфигурацию «норм и ценностей группы, резко противоречащим нормам и ценностям, господствующим в обществе, «частью которого» эта группа является».

     Интересную  трактовку генезиса контркультуры  и субкультуры можно проследить в модели субъектности человека К. Ясперса. Человек рассматривается им как граница двух бесконечных миров: материального мира и мира сознания. Рельеф этой границы и определяет субъектность человека. Общество состоит из людей, соответственно через эту же схему мы можем представить субъектность общества в целом. На границе этих двух миров и протекает социально-психологическая жизнь общества. Но, поскольку, граница двух бесконечных миров также бесконечна, культура данного общества охватывает лишь определенный участок этой границы. Контркультура же, это всего лишь другой ее участок, чаще всего не столь отдаленный. А субкультура – участок с ней пересекающийся.

Информация о работе Молодежная субкультура как социальный феномен