Молодежная субкультура как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение и характеристики молодежных субкультур, их виды и российская специфика, социальные факторы и характерные черты, влияние западных молодежных субкультурных феноменов. Интернет-сообщества, музыкальные, индустриальные и спортивные субкультуры.

Оглавление

Введение
Глава I: Культура и субкультура как социальный феномен. Молодежная субкультура: социокультурный аспект
1.1. Понятие культуры. Фундаментальные характеристики культуры
1.2. Соотношение понятий "культура" и "субкультура"
1.3. Молодежные субкультуры в современном мире
Глава II. Исследование молодежных субкультур г. Набережные Челны
2.1.Методы, организация и анализ исследования
2.2. Выводы по результатам исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсоВик.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Готы

     Характерный возраст (статус, пол): средний возраст 17–22 года.

     Происхождение: зародилась эта субкультура в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

     Идеология: как субкультура, не имеет четкой идеологии, ее постоянно тянет в разные стороны. Особая важность настроения и эстетики – здесь явно видно влияние романтизма и неоромантизма. Притяжение к мрачному и таинственному у готов совпадает с приоритетами готической новеллы романтизма. В девятнадцатом веке чувство страха стало золотой жилой для писателей, ведь массы подхватили такой способ развлечения. Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность, толерантность, артистичность и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов арта). В отличие от хиппи и панков, готы не создают никаких политических лозунгов, не призывают к социальной активности и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиш, обобщая можно сказать что, большая часть готов являются танатофилами, хотя встречаются и более "тяжелые стадии". С другой стороны их идеология частично сформировалась путем признания, идентификации и скорби о социальном и личном зле, о котором многие массовые культуры стараются умолчать.

     Внешнее проявление (одежда): основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз. Прически в готической моде достаточно разнообразны. Многие носят длинные волосы, или даже ирокезы. Для готов характерно красить волосы в чёрный или — реже — рыжий цвет. Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII—XIX вв. (викторианскую и более раннюю) с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Встречаются также общие атрибуты с модой металлистов — частое использование кожаной одежды, цепей и металлических аксессуаров. Иногда используются садомазохистские атрибуты, такие как ошейники и браслеты с шипами. Стиль «вамп» особенно характерен для готов. Готическая мода сформировалась в основном из подражания популярным музыкальным исполнителям.

     Символика: анкх (древнеегипетский символ жизни), черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши. Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти.

     Музыкальная культура: готическая музыка, выросшая из пост-панка. К представителям готического направления относятся The Cure, HIM, Rammstein, Lacrimosa – из зарубежных исполнителей, и «Апокалиптика», «Fleur».

     Лозунг: «Все мы умрём», «Смерть -  повод стремиться к жизни»

     Рэгги и растафари (растаманы)

     Характерный возраст (статус, пол): средний возраст 18 – 25 лет.

     Происхождение: движение зародилось в Ямайке среди рабочего класса и черных крестьян в начале тридцатых годов двадцатого века.

     Идеология: этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины, и включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру такие как социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, он также часто рассматривается как пророк. Растафари говорят, что ученые пытаются рассмотреть мир с внешней стороны, а они хотят заглянуть в него изнутри. Для растафарай очень важна личность, каждый член этого движения занят поисками истины.

     Внешнее проявление (одежда): свободные футболки с изображением марихуаны, широкие штаны или потертые джинсы, береты с полосками цвета эфиопского флага: красного, желтого и зеленого. Ну и, как уже упоминалось, дреды - самая яркая отличительная черта растамана(«dread locks» в переводе с английского - «ужасные локоны») и своеобразное напоминание об африканских корнях. Растафари считают, что в волосах заключена огромная магическая сила. Главное правило - нельзя оставлять свои волосы где ни попадя и следует остерегаться чужих волос. Даже отрезанные, волосы остаются частью человека и поддерживают с ним связь. Поэтому их используют для магии, колдовства, приворотов, сглаза.

     Многие  растафари согласно предписаниям Ветхого  Завета едят только некоторые виды мяса, они не употребляют свинины и моллюсков. Другие вообще отказываются от мяса (но не от рыбы). Многие растафари придерживаются вегетарианской диеты с использованием или исключая использование меда. В их образе жизни нездоровым является и употребление алкоголя, так как согласно библейским текстам перебродившее превращает храм в кладбище. Кухня растафари исключает по максимуму всяческие искусственные пищевые добавки, заменяя их изобилием свежих овощей и фруктов, таких как манго и кокос.

     Символика: изображение листика марихуаны, использование красного, желтого и зеленого цветов – цветов флага Эфиопии, с добавлением черного, что по Маркусу Гарвею призвано символизировать объединение всего африканского континента. Красный цвет символизирует кровь мучеников, зеленый олицетворяет собой рост Африки, а желтый или золотой говорит о богатстве и процветании Африки.

     Музыкальная культура: движение растафари распространилось по всему миру во многом благодаря неусыпному интересу к музыке рэгги, являющейся визитной карточкой растафарай. Культовой личностью для рэгги является композитор и певец Боб Марли. Музыка с медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (ритм 4/4). В текстах к песням в стиле рэгги часто выражается позитивная философия растаманов, их полное доверие к Джа. Игра на барабане, который звучит в музыке этого течения связан с древними повериями о том, что этот инструмент способен изгонять злых духов.

     Лозунг: «Кури траву, не делай зла»

     Рокеры (байкеры)

     Характерный возраст (статус, пол): Рокеры - выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и "проблемных" семей. Особенности поведения рокеров в целом составляют тот специфический маскулинный стиль, который является принадлежностью неквалифицированной и мало оплачиваемой части рабочего класса. Изначально носить гордое название рокера было по карману не многим. Купить мотоцикл в конце 50-х были способны далеко не все, но постепенно ситуация изменилась. В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.

     Происхождение: появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль.

     Идеология: это течение не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке. Именно рокерской культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к конкретным действиям). Рокеры оценивают мир с «жизнеутверждающей надежностью»; их собственные ценности, установки,  чувства настолько глубоко укоренились в них самих, что образуют часть   очевидной обыденной реальности. Рокеры культивируют «мужской дух»,  жесткость и прямоту межличностного общения. Они явно склонны примитивизировать социальные отношения.

     Внешнее проявление (одежда): стиль породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi's», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «Lewis Leathers» или военные ботинки и футболки. Прическа может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

     Типичная  для данной социальной группы речь - громкая, быстрая, грамматически неправильная, с обилием жаргонизмов и жестикуляции.

     Символика: мотоцикл - символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. 59 Club of England – молодежная церковная организация, которая потом трансформировалась в клуб любителей мотоциклов по всему миру.

     Музыкальная культура: важное место в субкультуре рокеров занимает рок-музыка, прослушивание записей является одним из основных занятий рокеров. Рокеры считают своей «музыкой» мускульную характерность    раннего рок-н-ролла, символами которого были Элвис Пресли и Бадди Холи. Последующую стилизацию рока они отвергают. Тяжелый и простой ритм этой музыки, вызывающей ощущение ритмического и властного движения в безвременье, хорошо вписывается в их обращение с техникой.

     Лозунг: «Надеюсь, я умру раньше, чем успею состариться»

     Другое: с легендами рока ассоциируются у нас Виктор Цой («Кино»), Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич и другие. Русский рок это отдельное понятие, не имеющее аналогов, зато очень уважаемое в остальном мире.

     Ролевики (толкинисты)

     – люди увлекающиеся воспроизведением сюжетов из исторических книг и батальных  сцен из истории, как  своей страны, так  и вымышленной.

     Характерный возраст (статус, пол): разные люди совершенно разных возрастов, а  объединяет их только одно: ребята очень уважают определенную эпоху (иногда - историческую, но чаще - выдуманную, описанную в бесконечных книгах фэнтэзи).

     Происхождение: все началось с книг. Первым ошеломляюще популярным писателем фентези был Толкиен. Позже стали в большом количестве появляться книги других авторов, создававших красивые сказочные миры. Сами ролевые игры придумали Гэри Гигакс и Дейв Арнесон. Они читали Толкиена и Андерсона и были расположены к стратегическим играм. Они начали разрабатывать игровую систему на базе фентези в 1970 году. Первопроходцы называли свое дело Dungeons&Dragons (Подземелья и Драконы) и создали компанию Tactical Studies Rules (TSR), которая занималась формированием единых правил для всех настольных ролевых игр (чтобы при единых правилах модификации, игры могли бы строиться по разным сюжетам).

     Идеология: ролевое движение для ролевиков и является самоцелью, они не преследуют каких-либо политических, социальных или иных целей.

     Внешнее проявление (одежда): внешне ролевики выглядят абсолютно нормально, живут как все остальные люди, ничем особо от них не отличаясь. Если не считать страсти к чтению фэнтези и, далеко не у всех, проблемы со способностью отличать реальность от нереальности, но даже у геймеров они, порой, больше.

     Символика: у каждого клуба имеется устав, ранги членов клуба и своя символика.

     Музыкальная культура: напрямую зависеть от их основного предпочтения. Они отдают должное музыке, в которой присутствуют этнические и психоделические мотивы.

     Лозунг: «Мастером может стать каждый!», «Миром правит красота».

     Другое: Ролевики в большинстве своем не употребляют наркотики, хотя могут обладать вредными привычками.

     Панки

     Из  англо-русского словаря: punk - неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой.

     Характерный возраст (статус, пол): условно можно выделить две возрастные группы панков. Первая - подражают панкам 30-х годов и музыкантам на сцене. Вторая группа панков - постарше. Ведут они себя не агрессивно, одеваются солиднее, к музыке относятся серьезно, многие сами играют на музыкальных инструментах. Изредка они не прочь почитать книги, правда, далекие от русской классической литературы. Обычно это белые мужчины из рабочего или среднего класса. Даже невзирая на то, что панки позиционируют себя против сексизма, девушки в этой субкультуре – понятие редкое, за исключением редких подвидов направления.

Информация о работе Молодежная субкультура как социальный феномен