Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбаниза-ции, трансформации сословных об-в в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции информации и т.п. Особое место в жизни совр. сооб-в М.к. заняла в рез-те процессов социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.

Оглавление

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 1
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее) 3
КОНТРКУЛЬТУРА 7
ЛЕКЦИЯ № 9. Молодежная субкультура 11
32 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА 15
Молодежные субкультуры в современной России 17
1. В чем актуальность проблемы определения социокультурной динамики? 33
Концепция социокультурной динамики по Сорокину 49

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 183.76 Кб (Скачать)

Что подразумевается под выражением «молодежная культура»?

Посиделки; уличные группы в городах; дворовые компании и беспризорники (1920-1930-е  гг. в России); стиляги, битники, штатники (1950-1960-е гг.).

Что означает это перечисление? Прежде всего то, что молодежная культура не является неким чистым подражанием Западу, а наоборот, имеет свои корни и традиции в России. Расцвет молодежной культуры начался в 1980-х гг., и уже в конце этого десятилетия появились десятки разных стилей и направлений.

Тусовка – обычная форма молодежного культурного пространства, как правило, располагающегося в центральных местах больших городов.

Стиляги впервые появились в 1950-х гг. Сутью течения является понятие «стиль», а именно – стиль музыки и одежды 1950-х гг. (рок-н-ролл). Поэтому стиляги всегда связывались с западным образом жизни.

Панки появились в СССР, как и везде, в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Панки отвергают общепринятые нормы поведения. Они, например, не работают, стремятся избегать стабильной семейной жизни.

Качки – это молодые люди, которые больше всего любят «качаться» (речь идет о подобии бодибилдинга), раньше это могло происходить в самодельных спортивных залах, расположенных в подвалах. Самые известные качки в начале 1990-х гг. – люберы.

Волнисты – общее слово для всех течений, которые следуют или определенной рок(поп) – группе, или новому движению (течению) в танцах или спорте, как, например, скейтбординг.

Рассмотрев  несколько молодежных компаний и  течений, можно заключить, что базовой  формой молодежной культуры является музыка и танцы.

Понятие молодежной культуры своими корнями  уходит в 1920-е гг., когда мир молодежи среднего класса – мир девушек  и юношей (подростков) в атмосфере  джаза и танцев – начинал утверждаться как обычный образ молодости, который постепенно становился стереотипом. Молодежные интересы в моде, в ритуалах ухаживания, в практике свиданий, постоянное стремление молодых людей к использованию  и сотворению новых стилей – все  это становится популярными темами и для массмедиа.

Основными компонентами стиля являются: имидж, манеры, арго.

Имидж – это внешнее проявление некоего смысла, состоящее из костюма и его значимых аксессуаров, таких как прическа, украшения, художественные поделки.

Манеры – прежде всего походка, осанка. Иначе говоря – это то, во что «актер» одет и как он носит это.

Арго – словарь данной социокультурной группы, способ коммуникации посредством употребления специфических слов.

Одежда – это социальная оболочка, разные одежды – это различные виды «оружия», вызовы миру. Можно использовать одежду для того, чтобы бросать вызовы доминирующим нормам, с ее помощью высказывать мнение о той среде, что окружает. Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле она выражает в то же самое время и среду нашего обитания.

Стремление  и возможность эстетизировать тело считается чисто женской привилегией. Одежда предоставляет женщине возможность трансформировать саму себя, быть мобильной, экспериментировать с собой.

Женщины не просто видят себя, они еще  видят себя в состоянии видения. Этот очень обязательный элемент  маскарада («одевание») привел некоторых  исследователей к выводу, что женская  одежда в реальности есть маска –  что-то, что скрывает что-то еще.

Женщины ходят по магазинам больше для  того, чтобы получить новые впечатления, сделать паузу в домашних делах, встретить друзей. Магазины – это  публичная среда, но в них есть пространства, которые могут быть превращены в интимные, например комнаты  для переодевания (примерочные). Здесь  устанавливаются близкие легкие отношения между женщинами. С  мужчиной женщина всегда играет –  она лжет, когда показывает, будто  верит, что она принимает свой статус как маловажный, она лжет, когда представляет ему воображаемый персонаж с помощью костюмирования, заученных фраз. Эта наигранность, театральность отвечает постоянному стремлению – когда она с мужем или с любовником, каждая женщина более или менее сосуществует с мыслью: «Я не есть собственное „я“, я – это не я». Женщина же с другой женщиной находится за сценой, здесь она без снаряжения, не на поле битвы, она показывает, что купила, красится, она любит эту расслабленную атмосферу.

Спальня формирует вокруг себя «bedroom culture». Это защищенное место, где девочки могут быть серьезными, игривыми, ребячливыми или взрослыми. Это абсолютно свободное пространство – это место для одиночества и мечтаний.

Еще один аспект молодежной культуры –  клубная культура. Смысл этого  культурного пространства складывается из происходящих там событий.

Современные клубные культуры ассоциируются  с новым и специфическим пространством, которое постоянно трансформирует как свою звучащую культуру (музыку), так и регулярно стили, доказывая  то, что рейв – это современный  апогей самых крайних проявлений молодежной культуры.

Клубные культуры – это вкусовые культуры. Клубные толпы собираются прежде всего на основе разделяемых ими музыкальных вкусов. Принимая участие в выстраивании клубных культур, неких фигур сходства, социализируясь через верность определенным симпатиям и антипатиям, сами участники наделяют значением и ценностью данную культуру.

Почему  именно дискотеки заняли столь значимое место в молодежной культуре? Клуб – это определенный путь к независимости  внутри пространства, которое пусть  и относительно, но принадлежит только подросткам. Клуб помогает своим членам придаваться «взрослым» видам активности: флиртовать, выпивать и экспериментировать с индивидуальностью (модная музыка и одежда). Все это вместе позволяет  им поддерживать как автономность, так и различия в индивидуальностях.

Интерес к клубному стилю жизни совпадает  с уходом из родительского дома, который ограничивает желание молодых  людей выходить «на люди», сюда молодые  люди убегают от семейного контроля и опеки. Подростки значительное время проводят на улицах. К ночи они часто концентрируются вокруг пивных баров, клубов. Еда вне дома имеет для подростков очень большое  культурное значение. Магазины с ограниченными  часами работы – это дневные территории «взрослых».

Культурной  формой, наиболее близкой большинству  сегодняшней молодежи, бесспорно, является музыка. Молодежные культуры стремятся  быть музыкальными субкультурами. Именно молодежь больше всего покупает CD, кассеты, диски, чем кто-либо еще. Молодежное TV – это в подавляющем большинстве музыкальное TV. Молодежный досуг и идентичность разворачиваются вокруг музыки. Посредством музыки молодежь сохраняет свое пространство. Так, например, плеер помогает поддерживать и ощущать автономию и независимость посредством «вырезания» своих ушей из нежелаемого общения, дистанцироваться от того, что окружает.

Сравнение танцевальных клубов с барами, кафе помогает понять причины их появления. Хотя молодые люди продолжают ходить в бары чаще, чем в другие места  вне дома, бары тем не менее не играют такой социально или символически значимой роли, как клубы. В чем же причины?

Во-первых, танцевальные клубы сегодня остаются одними из немногих, которые продолжают работать после того, как бары и  кафе уже закрыты.

Во-вторых, клубы предлагают развлечения из другого мира, в который молодые  люди совершают побег.

Третья  причина, почему молодежь предпочитает не бары, а клубы, заключается в  том, что они ориентированы только на молодежь.

Таким образом, одна из привлекательных сторон молодежной культуры состоит в ее разбойничьей, мятежной эксцентричности.

32 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Одной из субкультур является молодежная культура.

Эта культура складывается на основе специфических  социальных и психологических черт, наличие которых определяется как  возрастными особенностями молодых  людей, так и их социально—экономическим  положением.

Молодежь  формирует свой специфический стиль  поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения и т. д.

Молодежная  культура является одним из следствий  процесса социализации. Ее социально—психологические  истоки находятся в стремлении молодых  людей к самоутверждению, самовыражению  и самореализации.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются  в свете теории конфликта поколений, отцов и детей.

Молодежная  культура обычно создается самой  молодежью. Молодежь является также  ее носителем. По своему уровню молодежная культура нередко бывает не слишком  высокой. Молодежная культура в той  или иной степени противопоставляет  себя официальной, массовой культуре и  отчасти – высокой.

Но  молодежная культура часто выходит  за рамки того, что создается самой  молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую.

Значительная  часть современной культурной индустрии  ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов именно молодежи. В особенности  это касается досуга и развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием.

В различное время особую популярность обрели такие ее жанры, как джаз, регги, диско, рэп, рок—и поп—музыка.

Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, в целом внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Все элементы молодежной культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность из общей культуры и обособленность от нее.

Молодежная  культура неоднородна, она охватывает различные группы молодежи – студенческую, творческую, рабочую, сельскую, разного  рода маргиналов и т. д.

Молодежная  культура распадается на множество групп и течений. В разное время лидирующие позиции в молодежной культуре занимали хиппи, панки, рокеры и т. д.

На  определенных исторических этапах молодежная культура может обрести форму  контркультуры, оппозиционно настроенной  доминирующей культуре.

Широкую известность имела на Западе во второй половине XX в. контркультура социальных групп студенчества (хиппи).

Молодежные субкультуры в современной  России

Исследования молодежных субкультур. Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало  более заметным — как у нас[1], так и за рубежом[2]. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий (например, к такому пути по мотивам вполне практическим склонны исследователи НИЦ «Регион» Ульяновского госуниверситета, руководимого проф. Е. Л. Омельченко[3]; внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляют исследователи Санкт-Петербурга[4]). Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации[5].

Разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С. И. Левиковой[6], опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов»[7]. Автор настаивает на том, что молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению»[8]. Надо думать, эта точка зрения имеет немало сторонников, о чем свидетельствует, например, воспроизведение цитированных положений З. В. Сикевич в учебном пособии Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова и др. «Социология молодежи»[9].

С нашей точки зрения, трактовать субкультурные феномены как присущие (хотя бы в смысле их «ядра») всем молодым россиянам — значит стать на путь абстрактных схем. В действительности более плодотворна и реалистична позиция М. Фуко, который настаивал: во имя методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с общностью рассеянных событий[10]. В применении к конкретным обстоятельствам современной России это тем вернее, что привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры здесь довольно слабо представлен — по большей части именно как рассеянные события, общность которых устанавливается исследовательским конструированием реальности. Если исходить из ожидания, что в России молодежные группы формируются как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, то материалы исследований последних лет покажутся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле едва заметны. Их известность в обществе во многом результат «эффекта CNN»: представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Молодежные субкультуры: российская специфика. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый  — социальная и экономическая  неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий  и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%[11]. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%[12]. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Информация о работе Массовая культура