Феномен массовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить две социальные формы культуры: массовую и элитарную культуры. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от возраста, пола, религии, места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации. Массовая культура формируется большей частью через явное противостояние высокой культуре или нарочитое снижение заимствуемых из нее сюжетов и смыслов. В ходе многочисленных дискуссий часто звучит острая критика по поводу низменных вкусов, отвечающих потребностям рынка, но эта критика остается ценностным суждением со стороны художественной элиты, ревниво относящейся к пригодности такого искусства для более широких масс населения.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Предпосылки проявления массовой культуры………………………….4
3. Функции массовой культуры………………………………………………8
4. Проявление массовой культуры в современном мире………………….10
5. Заключение………………………………………………………………..18
6. Список литературы……………………………………………….………20

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

                            Министерство образования и науки РФ         

ГОУ ВПО «Сочинский государственный  университет туризма  и курортного дела» 

Филиал  ГОУ ВПО  «Сочинский государственный  университет туризма  и курортного дела»  в г. Нижний Новгород Нижегородской области

  

                              Факультет ______ Менеджмента_______________ 

                               Кафедра__             Общественных наук_________ 

                              Дисциплина _____ Культурология _____________ 
 

Контрольная работа 

                            _____ Феномен массовой культуры_______________ 
 
 
 
 
 

   
Выполнил  студент(ка)_1_курса____ЗФО___

                                             

Группа______М-11-10___________________ 

Бедринская Елена  Андреевна_____________

                                   

   
 
Проверил

Преподаватель: Струнина Е.Н.                                   

Оценка_______________________________ 

Дата «____»__________  2011г.

Подпись преподавателя_________________

   
 
Дата  поступления работы «___»____2011г.
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011г.

Содержание 

  1. Введение……………………………………………………………………3
 
  1. Предпосылки проявления массовой культуры………………………….4
 
  1. Функции массовой культуры………………………………………………8
 
  1. Проявление  массовой культуры в современном  мире………………….10
 
  1. Заключение………………………………………………………………..18
 
  1. Список  литературы……………………………………………….………20
 

                                                    1. Введение

     Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить две социальные формы культуры: массовую и элитарную культуры. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от возраста, пола, религии, места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации. Массовая культура формируется большей частью через явное противостояние высокой культуре или нарочитое снижение заимствуемых из нее сюжетов и смыслов. В ходе многочисленных дискуссий часто звучит острая критика по поводу низменных вкусов, отвечающих потребностям рынка, но эта критика остается ценностным суждением со стороны художественной элиты, ревниво относящейся к пригодности такого искусства для более широких масс населения.

     Из  массовой культуры формируется массовое общество. Массовым в культуры называется такое общество, в котором производство и потребление приобретает стандартизированный  характер, политика определяется стихийными реакциями населения, а культура утрачивает уникальность и тиражируется для всех. Представление о массовом обществе с необыкновенной силой выражено в драме В.Шекспира «Кориолан». Концептуально оно стало оформляться в эпоху революций во Франции и оказалось реакцией на эти события. Я.Буркхард и Ф.Ницше, напуганные тем, с какой легкостью воспламеняет толпу присутствие пылкого демагога (им был Луи Наполеон I), указали на тенденцию к растворению современного общества в инертной аморфной массе, дремлющей по большей части в тупом оцепенении и пробуждающейся лишь для того, чтобы выразить шумное восхищение «великим упростителем».

     Массовая  культура до сих пор сохранило  свое влияние на общество. Но вначале  выясним ее истоки и предпосылки.

2. Предпосылки появления  массовой культуры 

     По  поводу истоков массовой культуры существует ряд точек зрения, поэтому приведем наиболее часто встречающиеся в  литературе:

      1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощённые варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
      2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счёт огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо - автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и нашего соотечественника Матвея Комарова - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
      3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

     В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

     Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая  массовизация жизни. Она затронула  все её сферы: экономику и политику, управление и общение людей.

     Активная  роль людских масс в различных  социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

     Х. Ортега-и-Гассет в одной из своих  работ выводит само понятие «масса»  из определения «толпа». Вот что  он пишет: «Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение - «многие» - переходит в качественное». Причину выдвижения масс в авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип».

     А американский социолог, профессор Колумбийского  университета Д. Белл в своей книге  «Конец идеологии», в котором особенности  современного общества определяются возникновением массового производства и массового  потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»:

  1. Масса - как недифференцированное множество (противоположность класса).
  2. Масса - как синоним невежественности.
  3. Массы - как механизированное общество (человек как придаток техники).
  4. Массы - как бюрократизированное общество (потеря индивидуальности).
  5. Массы - как толпа. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.

     И он делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

     Ещё более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М.Маклюэн. Он также, как и Д.Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И.Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». По словам Маклюэна, печатная техника - создала публику, электронная - массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т.е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.

     Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, поэтому субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

     Истоки  широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал ещё К.Маркс в «Капитале». В этом сочинении К.Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе. 

      Рис.1 Жвачка менее чем за 100 лет стала одним из самых распространенных товаров и феноменом массовой культуры. 

     Стремление  видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - всё это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. 
 
 
 
 
 

3. Функции массовой  культуры 

     В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, столько стимулирование потребительского сознания у зрителя, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создаёт личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения. Формируемое массовой культурой сознание многообразно в своём проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа - имиджа и стереотипа) - это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.  

Рис.2 Один из самых ярких представителей американской массовой культуры. 

     Массовая  культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к существующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощённые «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все». 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Проявление массовой  культуры в современном  мире 

     Несмотря  на свою кажущуюся бессодержательность  и простоту, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.

     Одной из старейших философских школ прошлых  веков была греческая школа - киренаиков, основанная Аристипом. Это школа  создала этическое учение - гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения являются целью всего поведения человека. Идеи гедонизма развили эпикурейцы. Наличие у массовой культуры столь древних идейных источников является аргументом против тех теорий, которые утверждают, что только одни технические средства породили, якобы, в XX веке новый тип «глобальной культуры». Но, конечно, наиболее интенсивно мировоззренческо-методологические основы феномена массовой культуры начинают формироваться с момента восхождения на историческую арену буржуазии. Именно с этого момента развлекательная ветвь гедонистической функции художественной культуры становится одной из определяющих в массовой культуре. В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Для него характерно сведение социального к биологическому. Примером художественного (практического) решения эстетических принципов, законов биологизма в позитивизме является серия западных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершенными преступлениями стоит один социальный мотив - деньги. Но в финалах романов выясняется, что преступления организовали психи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальный мотив оказывается подмененным мотивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведений массового искусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путями увести зрителя от противоречий реального мира, объявить их несуществующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее место в подобных произведениях.

Информация о работе Феномен массовой культуры