Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:56, контрольная работа
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить две социальные формы культуры: массовую и элитарную культуры. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от возраста, пола, религии, места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации. Массовая культура формируется большей частью через явное противостояние высокой культуре или нарочитое снижение заимствуемых из нее сюжетов и смыслов. В ходе многочисленных дискуссий часто звучит острая критика по поводу низменных вкусов, отвечающих потребностям рынка, но эта критика остается ценностным суждением со стороны художественной элиты, ревниво относящейся к пригодности такого искусства для более широких масс населения.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Предпосылки проявления массовой культуры………………………….4
3. Функции массовой культуры………………………………………………8
4. Проявление массовой культуры в современном мире………………….10
5. Заключение………………………………………………………………..18
6. Список литературы……………………………………………….………20
Министерство образования
и науки РФ
ГОУ
ВПО «Сочинский государственный
университет туризма
и курортного дела»
Филиал ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела» в г. Нижний Новгород Нижегородской области
Факультет ______ Менеджмента_______________
Кафедра__
Общественных наук_________
Дисциплина _____ Культурология _____________
Контрольная
работа
_____ Феномен массовой культуры_______________
Выполнил студент(ка)_1_курса____ЗФО___ Группа______М-11-10___________ Бедринская Елена Андреевна_____________ | |
Проверил Преподаватель:
Струнина Е.Н. Оценка________________________ Дата «____»__________ 2011г. Подпись преподавателя_________________ | |
Дата поступления работы «___»____2011г. |
Нижний Новгород
2011г.
Содержание
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить две социальные формы культуры: массовую и элитарную культуры. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от возраста, пола, религии, места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации. Массовая культура формируется большей частью через явное противостояние высокой культуре или нарочитое снижение заимствуемых из нее сюжетов и смыслов. В ходе многочисленных дискуссий часто звучит острая критика по поводу низменных вкусов, отвечающих потребностям рынка, но эта критика остается ценностным суждением со стороны художественной элиты, ревниво относящейся к пригодности такого искусства для более широких масс населения.
Из
массовой культуры формируется массовое
общество. Массовым в культуры называется
такое общество, в котором производство
и потребление приобретает
Массовая культура до сих пор сохранило свое влияние на общество. Но вначале выясним ее истоки и предпосылки.
2.
Предпосылки появления
массовой культуры
По поводу истоков массовой культуры существует ряд точек зрения, поэтому приведем наиболее часто встречающиеся в литературе:
В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Феномен
появления массовой культуры представляется
следующим образом. Для рубежа XIX-XX
веков стала характерной
Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
Х. Ортега-и-Гассет в одной из своих работ выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Вот что он пишет: «Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение - «многие» - переходит в качественное». Причину выдвижения масс в авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип».
А американский социолог, профессор Колумбийского университета Д. Белл в своей книге «Конец идеологии», в котором особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»:
И он делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
Ещё более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М.Маклюэн. Он также, как и Д.Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И.Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». По словам Маклюэна, печатная техника - создала публику, электронная - массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т.е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, поэтому субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.
Истоки
широкого распространения массовой
культуры в современном мире кроются в
коммерциализации всех общественных отношений,
на которую указывал ещё К.Маркс в «Капитале».
В этом сочинении К.Маркс рассмотрел через
призму понятия «товар» все многообразие
социальных отношений в буржуазном обществе.
Рис.1 Жвачка менее чем за 100 лет стала
одним из самых распространенных товаров
и феноменом массовой культуры.
Стремление
видеть товар в сфере духовной
деятельности в сочетании с мощным
развитием средств массовой коммуникации
и привело к созданию нового феномена
- массовой культуры. Заранее заданная
коммерческая установка, конвейерное
производство - всё это во многом означает
перенесение в сферу художественной культуры
того же финансово-индустриального подхода,
который царит и в других отраслях индустриального
производства. К тому же многие творческие
организации тесно связаны с банковским
и промышленным капиталом, что изначально
предопределяет их (будь-то кино, дизайн,
ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых,
развлекательных произведений. В свою
очередь потребление этой продукции -
это массовое потребление, ибо аудитория,
которая воспринимает данную культуру
- это массовая аудитория больших залов,
стадионов, миллионы зрителей телевизионных
и киноэкранов.
3.
Функции массовой
культуры
В
социальном плане массовая культура формирует
новый общественный слой, получивший название
«средний класс». Понятие «средний класс»
стало основополагающим в западной культуре
и философии. Этот «средний класс» стал
и стержнем жизни индустриального общества.
Он же и сделал столь популярной массовую
культуру. Массовая культура мифологизирует
человеческое сознание, мистифицирует
реальные процессы, происходящие в природе
и в сознании. Целью массовой культуры
является не столько заполнение досуга
и снятия напряжения и стресса у человека
индустриального и постиндустриального
общества, столько стимулирование потребительского
сознания у зрителя, что в свою очередь
формирует особый тип пассивного, некритического
восприятия этой культуры у человека.
Все это и создаёт личность, которая достаточно
легко поддается манипулированию. Другими
словами, происходит манипулирование
человеческой психикой и эксплуатация
эмоций и инстинктов подсознательной
сферы чувств человека, и прежде всего
чувств одиночества, вины, враждебности,
страха, самосохранения. Формируемое массовой
культурой сознание многообразно в своём
проявлении. Однако, оно отличается консервативностью,
инертностью, ограниченностью. Оно не
может охватить все процессы в развитии,
во всей сложности их взаимодействия.
В практике массовой культуры массовое
сознание имеет специфические средства
выражения. Массовая культура в большей
степени ориентируется не на реалистические
образы, а на искусственно создаваемые
образы (имидж) и стереотипы. В массовой
культуре формула (а в этом и есть сущность
искусственно создаваемого образа - имиджа
и стереотипа) - это главное. Подобная ситуация
стимулирует идолопоклонство. Сегодня
новомодные «звезды искусственного Олимпа»
насчитывают не меньше фанатичных поклонников,
чем старые боги и богини.
Рис.2 Один из самых ярких представителей
американской массовой культуры.
Массовая
культура в художественном творчестве
выполняет специфические
4.
Проявление массовой
культуры в современном
мире
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и простоту, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.
Одной
из старейших философских школ прошлых
веков была греческая школа - киренаиков,
основанная Аристипом. Это школа
создала этическое учение - гедонизм.
Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения
являются целью всего поведения человека.
Идеи гедонизма развили эпикурейцы. Наличие
у массовой культуры столь древних идейных
источников является аргументом против
тех теорий, которые утверждают, что только
одни технические средства породили, якобы,
в XX веке новый тип «глобальной культуры».
Но, конечно, наиболее интенсивно мировоззренческо-