Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:50, курсовая работа
М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбаниза-ции, трансформации сословных об-в в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции информации и т.п. Особое место в жизни совр. сооб-в М.к. заняла в рез-те процессов социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 1
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее) 3
КОНТРКУЛЬТУРА 7
ЛЕКЦИЯ № 9. Молодежная субкультура 11
32 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА 15
Молодежные субкультуры в современной России 17
1. В чем актуальность проблемы определения социокультурной динамики? 33
Концепция социокультурной динамики по Сорокину 49
В теории динамических систем различаются бифуркации (точки ветвления, возможные пути развития) и катастрофы (резкие изменения поведения системы в ответ на изменение внешних условий). В рамках теории катастроф появился термин аттрактор, то есть тенденция структурирования системы, формирования порядка. Противоположная тенденция, тенденция к хаосу, проявляется через диссипативные (рассеивающие) структуры.
В сложных, нелинейных системах возникают процессы самоорганизации, которые характеризуются следующими особенностями:
Исследования последних лет показали, что возможно одновременное протекание процессов упорядочения и хаотизации.
9. Синергетический подход
в исследованиях социокультурных
процессов
В последние годы междисциплинарный
потенциал синергетики начал
реализовываться и в социально-
92
механизм, развиваясь, увеличивает энтропию в других системах и приводит к периодическим антропогенным кризисам. По гипотезе А. Назаретяна растущий технологический потенциал делает социальную систему более независимой от внешних колебаний, но вместе с тем более чувствительной к внутренним колебаниям, то есть к состояниям массового и индивидуального сознания. Анализируя способность социума реагировать на внешние и внутренние колебания, можно вывести интегральную формулу социальной устойчивости1.
Нелинейность, бифуркационные механизмы развития и эволюционные катастрофы вытекают из глобальной противоречивости социоприродных и внутрисоциальных отношений. Вместе с тем синергетический взгляд на эволюцию семиосферы, биосферы, микро- и макромира физической Вселенной обнаруживает в ней общие эволюционные тенденции. Синергетическое видение позволяет не только объяснить многие феномены культуры как системы, но и предсказать ряд ее сущностных свойств и направлений развития. Присущая человеку свобода выбора может существенно, в особенности, в точках бифуркации, менять траекторию движения социокультурной системы.
При этом проблема не в том,
чтобы применять силу, энергию, а
в том, чтобы, моделируя и предсказывая
развитие культуры как сложной системы,
максимально точно выбрать из
спектра возможных путей
Синергетическая парадигма,
возникшая в среде
93
Отсюда возникает задача поиска принципов коэволюции структур, находящихся на разных уровнях, или разнопорядковых (Человек - Природа - Вселенная).
Или, например, активно разрабатываемый в последние годы принцип необходимого разнообразия в культуре. Мы уже отмечали, что структура культуры может быть образно представлена как состоящая из ядра и периферии (Ю. Лотман). Ядро - сравнительно жестко структурированная иерархия норм, ценностей, смыслов. И когда говорят о социализации и инкультурации, имеют в виду прежде всего освоение личностью именно ценностей ядра. Эта схема в культуре постмодернизма интерпретирована несколько иначе, а именно как "центр-периферия", с динамикой отношений которых связываются энтропийные процессы, влекущие за собой "размывание" ценностно-смыслового ядра культуры, нарушающего ее сбалансированность и эффективность системы социального регулирования. Неизбежность деградации культурных систем, связанная с ограниченностью их творческого потенциала, отмечалась многими учеными (П. Сорокин, Н. Данилевский, О. Шпенглер и др.). Однако дело, скорее, не в творческом потенциале, а в жизнестойкости и адаптивности - способности приспосабливаться к изменениям среды, обусловленной отдаленным скрещиванием. Тогда происходит не размывание ядра, а такая его трансформация в системе межкультурного взаимодействия, которая способствует как раз не деградации, а обогащению культуры. Этим свойством обладают только те культурные системы, которые отличаются внутренним разнообразием. Отсюда понятно, как опасны для культуры и социальной жизни в целом так называемые "ревнители чистоты", о какой бы "чистоте" ни шла речь - классовой, расовой, национальной или конфессиональной.
То есть прогресс культуры,
ее динамичность и "здоровье" прямо
связаны с увеличением
Таким образом, синергетическая модель эволюции обнаруживает широкие перспективы применения в понимании, а следовательно, и решении разного рода социокультурных проблем. Вдобавок, это очень увлекательное занятие - поиск траектории в открытом, гибком, многозначном пространстве поставленной проблемы. Если речь идет о здоровье, то это такой способ организации
94
жизни, при котором системы организма сами подстраиваются друг к другу в изменяющейся ситуации внешнего или внутреннего воздействия, сохраняя общий позитивный тонус.
Если речь идет об образовании, то трансляция знаний в синергетической парадигме - это взаимодействие педагога и ученика в открытом дискурсе, когда действует принцип не "думай как я", а "давай подумаем вместе".
Если речь идет о развитии творческого мышления, то оно "представляет собой самовырастание целого из частей в результате самоусложнения этих частей. Поток мыслей и образов в силу своих собственных потенций выстраивает себя... С позиций синергетики научные революции можно истолковать как "точки бифуркации" развития науки...", так как они "связаны с выбором между альтернативами и с поворотом, коренным изменением в научной картине мира"1.
Таким образом, в динамике социокультурных систем можно выделить несколько типов изменчивости. Назовем их, опираясь на обобщение, данное в культурологической энциклопедии2:
Подводя итоги проблемы социокультурной динамики, которую мы представили в самом общем виде, показав лишь некоторые подходы к ее определению, следует отметить, что динамические процессы в культуре - явление многофакторное, они носят сложный характер, чем и обусловлено наличие множества моделей, конструируемых исследователями. Эти модели зависят от сферы знания, в рамках которой они выстраиваются, от индивидуальных научных предпочтений исследователя и от той познавательной задачи, которая в этом процессе решается. Поэтому
95
среди них нет "хорошей" и "плохой", "правильной" и "неправильной" модели, но все они нацелены на такое исследование культурных изменений, которое позволило бы, обнаружив некоторые закономерности в траектории культуры, более глубоко увидеть и понять ее смыслы.
Контрольные вопросы и
вопросы
для самопроверки
Темы рефератов и творческих заданий
96
97
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 227.
2 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 153.
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 305, 310, 311, 312;
1 См.: Дюркгейм Э. Социология. М., 1995. С. 269 - 270.
1 Цит.по: Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992. С. 52.
1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологам мировой истории. М., 1993. С. 268 - 269.
2 Следует заметить, что у А. Тойнби понятия "цивилизация" и "культура" идентичны.
3 Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М., 1993. С. 24 - 26.
1 Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М., 1993. С. 47, 55.
1 Шлезингер А. Циклы американской истории. М, 1992. С. 42.
2 Там же. С. 50.
3 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С.491.
1 Гумилев Л.Н. Указ соч. С. 245, 281.
2 Тофлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 33.
3 Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992. С.18, 96.
1 Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. М., 1994. С. 19.
1 Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII вв. М., 1992. Т. 3. С. 73.
1 См.: Орлова Э.А. Эволюционизм. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 372 - 374.
1 См.: Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.
1 Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. С. 171.
1 См.: Назаретян А.П. Синергетическая модель антропогенных кризисов: к количественной верификации гипотезы техно-гуманитарного баланса // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С. 462.
1 Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С. 252 - 254.
2 Флиер А.Я. Культурология / Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 1. С. 337.
Концепция социокультурной динамики по Сорокину |
Основные теоретические |