Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

М.к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбаниза-ции, трансформации сословных об-в в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции информации и т.п. Особое место в жизни совр. сооб-в М.к. заняла в рез-те процессов социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.

Оглавление

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 1
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее) 3
КОНТРКУЛЬТУРА 7
ЛЕКЦИЯ № 9. Молодежная субкультура 11
32 МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА 15
Молодежные субкультуры в современной России 17
1. В чем актуальность проблемы определения социокультурной динамики? 33
Концепция социокультурной динамики по Сорокину 49

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 183.76 Кб (Скачать)

В теории динамических систем различаются бифуркации (точки ветвления, возможные пути развития) и катастрофы (резкие изменения поведения системы в ответ на изменение внешних условий). В рамках теории катастроф появился термин аттрактор, то есть тенденция структурирования системы, формирования порядка. Противоположная тенденция, тенденция к хаосу, проявляется через диссипативные (рассеивающие) структуры.

В сложных, нелинейных системах возникают процессы самоорганизации, которые характеризуются следующими особенностями:

  • - развитие осуществляется через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние;
  • - новое появляется как непредсказуемое, но в то же время имеющееся в спектре возможных состояний;
  • - настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего;
  • - в нелинейной среде предзаданы все будущие состояния, но актуализируется в точке бифуркации лишь одно;
  • - хаос разрушителен, но он же и созидателен при переходе в новые состояния;
  • - развитие необратимо, действует "стрела времени" (термин Н. Моисеева).

Исследования последних  лет показали, что возможно одновременное  протекание процессов упорядочения и хаотизации.

9. Синергетический подход 
в исследованиях социокультурных 
процессов

В последние годы междисциплинарный  потенциал синергетики начал  реализовываться и в социально-гуманитарных областях знания. Психика, интеллект, культура изучаются как сверхсложные динамические системы и как антиэнтропийные  факторы. В синергетических моделях  культура и общество предстают как  неравновесные системы особого  типа. Культура как антиэнтропийный

92

механизм, развиваясь, увеличивает  энтропию в других системах и приводит к периодическим антропогенным  кризисам. По гипотезе А. Назаретяна растущий технологический потенциал делает социальную систему более независимой от внешних колебаний, но вместе с тем более чувствительной к внутренним колебаниям, то есть к состояниям массового и индивидуального сознания. Анализируя способность социума реагировать на внешние и внутренние колебания, можно вывести интегральную формулу социальной устойчивости1.

Нелинейность, бифуркационные механизмы развития и эволюционные катастрофы вытекают из глобальной противоречивости социоприродных и внутрисоциальных отношений. Вместе с тем синергетический взгляд на эволюцию семиосферы, биосферы, микро- и макромира физической Вселенной обнаруживает в ней общие эволюционные тенденции. Синергетическое видение позволяет не только объяснить многие феномены культуры как системы, но и предсказать ряд ее сущностных свойств и направлений развития. Присущая человеку свобода выбора может существенно, в особенности, в точках бифуркации, менять траекторию движения социокультурной системы.

При этом проблема не в том, чтобы применять силу, энергию, а  в том, чтобы, моделируя и предсказывая развитие культуры как сложной системы, максимально точно выбрать из спектра возможных путей развития аттракторные направления, то есть те, которые попадают в резонанс с эволюционной стратегией.

Синергетическая парадигма, возникшая в среде естествоиспытателей, исследующих законы природы, удивительно  эффективна и в сфере исследования культуры, поскольку и здесь доминируют:

  • - многовариантность (какой бы срез культуры мы ни взяли, он всегда обнаружит культурный инвариант: элитарная культура сосуществует с массовой, традиция взаимодействует с инновацией, уникальные феномены - с универсальными ценностями и т.п.),
  • - нелинейность (мы говорили уже о цикличности, скачках, взрывах в рамках одной и той же культуры и о разных темпах культурной эволюции),
  • - необратимостью ("стрела времени", "эффект бабочки", когда незамеченные факторы могут вызывать резкие и необратимые изменения и т.п.). В этом контексте становится ясно, что призывы, например, к духовному возрождению не имеют под собой научной основы, выражая в лучшем случае эмоциональное отношение к переменам, а в худшем являясь политической спекуляцией.

93

Отсюда возникает задача поиска принципов коэволюции структур, находящихся на разных уровнях, или разнопорядковых (Человек - Природа - Вселенная).

Или, например, активно разрабатываемый  в последние годы принцип необходимого разнообразия в культуре. Мы уже  отмечали, что структура культуры может быть образно представлена как состоящая из ядра и периферии (Ю. Лотман). Ядро - сравнительно жестко структурированная иерархия норм, ценностей, смыслов. И когда говорят о  социализации и инкультурации, имеют в виду прежде всего освоение личностью именно ценностей ядра. Эта схема в культуре постмодернизма интерпретирована несколько иначе, а именно как "центр-периферия", с динамикой отношений которых связываются энтропийные процессы, влекущие за собой "размывание" ценностно-смыслового ядра культуры, нарушающего ее сбалансированность и эффективность системы социального регулирования. Неизбежность деградации культурных систем, связанная с ограниченностью их творческого потенциала, отмечалась многими учеными (П. Сорокин, Н. Данилевский, О. Шпенглер и др.). Однако дело, скорее, не в творческом потенциале, а в жизнестойкости и адаптивности - способности приспосабливаться к изменениям среды, обусловленной отдаленным скрещиванием. Тогда происходит не размывание ядра, а такая его трансформация в системе межкультурного взаимодействия, которая способствует как раз не деградации, а обогащению культуры. Этим свойством обладают только те культурные системы, которые отличаются внутренним разнообразием. Отсюда понятно, как опасны для культуры и социальной жизни в целом так называемые "ревнители чистоты", о какой бы "чистоте" ни шла речь - классовой, расовой, национальной или конфессиональной.

То есть прогресс культуры, ее динамичность и "здоровье" прямо  связаны с увеличением внутреннего  разнообразия культурной системы.

Таким образом, синергетическая  модель эволюции обнаруживает широкие  перспективы применения в понимании, а следовательно, и решении разного рода социокультурных проблем. Вдобавок, это очень увлекательное занятие - поиск траектории в открытом, гибком, многозначном пространстве поставленной проблемы. Если речь идет о здоровье, то это такой способ организации

94

жизни, при котором системы организма сами подстраиваются друг к другу в изменяющейся ситуации внешнего или внутреннего воздействия, сохраняя общий позитивный тонус.

Если речь идет об образовании, то трансляция знаний в синергетической  парадигме - это взаимодействие педагога и ученика в открытом дискурсе, когда действует принцип не "думай как я", а "давай подумаем вместе".

Если речь идет о развитии творческого мышления, то оно "представляет собой самовырастание целого из частей в результате самоусложнения этих частей. Поток мыслей и образов в силу своих собственных потенций выстраивает себя... С позиций синергетики научные революции можно истолковать как "точки бифуркации" развития науки...", так как они "связаны с выбором между альтернативами и с поворотом, коренным изменением в научной картине мира"1.

Таким образом, в динамике социокультурных систем можно выделить несколько типов изменчивости. Назовем их, опираясь на обобщение, данное в культурологической энциклопедии2:

  • культурогенез - процессы порождения новых форм культуры, протекающие постоянно, а не только на этапе зарождения культуры;
  • наследование традиций в процессе "вертикального" взаимодействия, то есть трансляция их от поколения к поколению;
  • культурная диффузия - процессы пространственно-временного распространения образцов культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию;
  • трансформация культурных форм: модернизация, развитие, деградация, кризис и т.п.;
  • реинтерпретация, то есть изменение смыслов и символических характеристик культурных явлений и т.п.

Подводя итоги проблемы социокультурной динамики, которую мы представили в самом общем виде, показав лишь некоторые подходы к ее определению, следует отметить, что динамические процессы в культуре - явление многофакторное, они носят сложный характер, чем и обусловлено наличие множества моделей, конструируемых исследователями. Эти модели зависят от сферы знания, в рамках которой они выстраиваются, от индивидуальных научных предпочтений исследователя и от той познавательной задачи, которая в этом процессе решается. Поэтому

95

среди них нет "хорошей" и "плохой", "правильной" и "неправильной" модели, но все они нацелены на такое  исследование культурных изменений, которое  позволило бы, обнаружив некоторые  закономерности в траектории культуры, более глубоко увидеть и понять ее смыслы.

Контрольные вопросы и  вопросы 
для самопроверки

  1. В чем сущность циклических представлений о социокультурной динамике? Чем они отличаются от волновых моделей?
  2. Чем различаются традиционное и постиндустриальное общества?
  3. Кто первым разработал теорию экономических волн? В чем состоит ее сущность?
  4. Какую роль в социокультурной динамике отводил Л.Н. Гумилев природным факторам?
  5. Что нового дает синергетическое видение социокультурной динамики по сравнению с циклическими и волновыми моделями?
  6. Какие крупномасштабные процессы выступают катализаторами или факторами социокультурных изменений?
  7. Являются ли неизбежностью кризисы культуры?
  8. Какие типы культурных изменений вы знаете?
  9. В чем суть эволюционистских концепций динамики культуры?
  10. Из каких критериев исходят авторы циклических и волновых моделей?

Темы рефератов и творческих заданий

  1. "Глобальный эволюционизм" о будущем цивилизации.
  2. Генетическая и культурная информация: нерешенные вопросы.
  3. Волновые и циклические модели социокультурной динамики.
  4. От традиционного к постиндустриальному обществу.
  5. Синергетическая модель социокультурной динамики.
  6. Кризисы в развитии мировой культуры: уроки преодоления.
  7. Древнейшие представления о развитии общества и современные концепции социокультурной динамики: общее и особенное.
  8. Многообразие форм и механизмов культурных изменений.
  9. Информационные процессы в культуре и обществе.

96

  1. Принцип информационного ускорения и социокультурная динамика.
  2. Культура как информационная система.
  3. Если исходить из позиции, что культурогенез - не единократное происхождение культуры где-то в глубокой древности, а совокупность постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов, выделите культурные формы, которые появились в современную эпоху.
  4. Дайте интерпретацию афоризма Маклюэна "The medium is the message" ("Носитель сообщения и есть сообщение"). Какие процессы и изменения культуры послужили импульсом к утверждению, что в сообщении важно то, каким средством оно передается?

97

 

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 227.

2 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 153.

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 305, 310, 311, 312;

1 См.: Дюркгейм Э. Социология. М., 1995. С. 269 - 270.

1 Цит.по: Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992. С. 52.

1 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологам мировой истории. М., 1993. С. 268 - 269.

2 Следует заметить, что у А. Тойнби понятия "цивилизация" и "культура" идентичны.

3 Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М., 1993. С. 24 - 26.

1 Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М., 1993. С. 47, 55.

1 Шлезингер А. Циклы американской истории. М, 1992. С. 42.

2 Там же. С. 50.

3 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С.491.

1 Гумилев Л.Н. Указ соч. С. 245, 281.

2 Тофлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 33.

3 Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992. С.18, 96.

1 Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. М., 1994. С. 19.

1 Бродель Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV - XVIII вв. М., 1992. Т. 3. С. 73.

1 См.: Орлова Э.А. Эволюционизм. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 372 - 374.

1 См.: Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

1 Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. С. 171.

1 См.: Назаретян А.П. Синергетическая модель антропогенных кризисов: к количественной верификации гипотезы техно-гуманитарного баланса // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С. 462.

1 Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С. 252 - 254.

2 Флиер А.Я. Культурология / Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 1. С. 337.

 

Концепция социокультурной динамики по Сорокину

Основные теоретические концепции  Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них  центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что "основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения" [Сорокин. Социокультурная динамика... 1996. С. 386].  
 
Анализируя общественную реальность в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными - суперсистемами. Последние существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест, о чем чуть ниже будет специально сказано.  
 
В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре, которой можно обнаружить как остатки ее "предшественницы", так и ростки "наследницы". Этот поиск составляет важную задачу социологии и должен осуществляться, в соответствии с концепцией ученого, сквозь призму анализа ценностей различного характера, к числу которых в первую очередь относятся нормы (как правовые, так и в особенности культурные и моральные).  
 
Сорокин рассматривал исторический процесс через призму движения типов культур, каждый из которых выступает как определенная целостность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй - господством рационального мышления, третий - доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса.  
 
Рассматривая процесс перехода от чувственной культуры к идеациональной, Сорокин писал: "Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает спускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующий новое поколение - людей будущего" [Человек, цивилизация.., 1992. С. 427].  
 
В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.  
 
Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина - ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них - истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная - красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта-добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.  
 
Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики был связан в значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова - вплоть до почти полного отождествления культуры и общества (о чем им написана книга "Кризис нашего века", изданная в Нью-Йорке в 1941 г., а затем и еще одна работа - "Общество, культура, личность"). Социолог стремился обосновать возможность преодоления кризиса культуры и общества посредством "моральной реконструкции человечества", в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализма.  
 
Источник: http://pidruchniki.com.ua/15840720/sotsiologiya/istoriya_sotsiologii_-_zborovskiy_ge

Информация о работе Массовая культура