Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:28, реферат
Культура стала механизмом социальной наследственности, поскольку социальный опыт не передается биологическим путем. Она есть социальная память.
В то же время культура как часть природы обладает космическим значением. Она — закономерный результат космического развития, положительное направление мирового процесса, противоположного росту энтропии.
Введение
В истории человечества
культура возникает в тот
Культура в этом
случае выступает как механизм
адаптации человека к миру. С
этого момента культура
Между деятельностью
человека и культурой
Культура стала
механизмом социальной
В то же время
культура как часть природы
обладает космическим
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).
Само слово культура
вошло в обиход со второй
половины восемнадцатого века. Для
буржуазной философии
Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество своеобразных типов и форм развития культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человека.
В рамках же
отдельного общества можно
Культура
играет важную роль в жизни
общества, которая состоит прежде
всего в том, что культура
выступает средством хранения
и передачи человеческого
Эта роль культуры реализуется через ряд функций:
Образовательно-воспитательная функция. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества по мере социализации. Уровень культуры личности определяется ее приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Все это достигается в процессе воспитания и образования.
Интегративная и дезинтегративная функции культуры. Освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.
Регулирующая функция культуры. В ходе социализации идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Культура определяет рамки, в которых должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, в быту, выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения.
Функция передачи социального опыта. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми.
Функция познавательная (гносеологическая). Культуpa, концентрируя социальный опыт поколений людей, приобретает способность накапливать знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.
Регулятивная функция связана с определением различных сторон общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура влияет на поведение людей и регулирует их действия. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык является средством общения людей.
Ценностная, или аксиологическая, функция. Культура формирует у человека ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание выступает критерием оценки.
Социальные функции культуры
Социальные функции позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:
Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.
2. Элитарная культура, ее особенности.
Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.
Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.
Происхождение термина
Исторически элитарная культура возникла как противоположность массовой и основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом и К. Манхеймом, которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.
Особенности
Субъектом элитарной культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения элитарной культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания. Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению.
В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат — репродукции или цифрового варианта. Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации — в том числе с традиционного книжного на цифровой — не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель — полиграфический или электронный — этой информации.
Таким образом, элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает).
Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:
3. Массовая культура, ее особенности.
С появлением средств массовой
информации произошло стирание
различий между высокой и
Массовая культура (лат. massa - ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен "усредненный" уровень духовных потребностей.