Массовая и элитарная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:28, реферат

Краткое описание

Культура стала механизмом социальной наследственности, поскольку социальный опыт не передается биологическим путем. Она есть социальная память.
В то же время культура как часть природы обладает космическим значением. Она — закономерный результат космического развития, положительное направление мирового процесса, противоположного росту энтропии.

Файлы: 1 файл

Культоролия осн.docx

— 33.86 Кб (Скачать)

      Массовая культура - понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

      Производство, распространение и  потребление продуктов массовой  культуры носит индустриально-коммерческий  характер. Смысловой диапазон массовой  культуры весьма широк - от  примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная  опера") до сложных, содержательно  насыщенных форм (некоторые виды  рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт).

      Для эстетики массовой культуры  характерно постоянное балансирование  между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным,  вульгарным и изощренным. Актуализируя  ожидания массовой аудитории,  массовая культура отвечает её  потребностям в досуге, развлечении,  игре, общении, эмоциональной компенсации  или разрядке и др.

      Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

      Она может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Существенная  черта массовой культуры – ее промышленный и коммерческий характер. Производство культурных образцов ставится на поток. Снимается не один уникальный сериал: существует налаженное производство этого  вида продукции. Выработалась определенная технология процесса ее производства. Произведения массовый культуры изначально создаются как товар, предназначенный  для массового потребителя.

Основная  задача массовой культуры – развлекать и отвлекать.

Уровень экономического развития современных  обществ сделал возможным высвобождение  свободного времени, которое необходимо чем-то занять, а также повысил  уровень жизни. Люди оказались способными платить за то, чтобы их развлекали.

С другой стороны, современное общество – довольно стрессогенная среда: быстрый темп социальных изменений  и их непредсказуемость, нестабильность социального положения людей, непрочность  социальных связей, переизбыток противоречивой информации – все это порождает  потребность время от времени  «расслабляться». Массовая культура позволяет  удовлетворить обе потребности: проведения досуга, развлечения и  расслабления.

Массовая  культура постоянно подвергается критике  – и со стороны исследователей, и со стороны наиболее требовательной и восприимчивой общественности. Критика вызвана низким качеством  продукции «культурной индустрии», зачастую играющей на самых примитивных  потребностях и инстинктах, не стремящейся  к духовному развитию потребителей. Другое направление критики –  коммерческий характер массовой культуры, превращение культуры в товар. Наиболее склонные к философской рефлексии  авторы видят в массовой культуре наркотик, который отвлекает людей  от реальных проблем общества и формирует  ложное представление о действительности, прививает людям потребительские  идеалы.

Все эти негативные стороны массовой культуры, действительно, имеют место. И, тем не менее, массовую культуру не следует рассматривать только лишь в негативном свете. Ее возникновение  было обусловлено важными структурными изменениями в обществе, и она  выполняет в этом обществе определенные функции. Не все образцы массовой культуры заведомо низкого качества.

Одним из проявлений «несогласия» массового  общества выступает разделение его  культуры по крайней мере на три  уровня качеств. Это высшая (изысканная), «средняя» (посредственная) и «низшая» (вульгарная) культуры.

Отличительным признаком высшей культуры служит серьезность  избираемой основной темы и затрагиваемых  проблем, глубокое проникновение в  сущность явлений, согласованность  восприятий, утонченность и богатство  выраженных чувств. Категория средней  культуры включает в себя произведения, к которым, независимо от усилий их создателей, неприменимы критерии оценок произведений высшей культуры.

На  третьем уровне стоит низшая культура, произведения которой элементарны. Некоторые из них имеют жанровые формы средней и даже высшей культуры, но сюда входят также игры и зрелища, обладающие непосредственной выразительностью и минимальным внутренним содержанием. Массовое общество поглощает значительно большее количество культуры, чем любая другая эпоха. Наибольший размах приобрело распространение посредственной и низшей культур, а пропорциональный запас высшей культуры резко сократился. Самые очевидные из причин подобного явления – большая доступность, уменьшение затрат труда, увеличение времени досуга и материального достатка большинства людей, распространение грамотности, откровенный гедонизм. При этом низшие и средние классы выиграли больше, чем элита.

Массовая  культура не воспитывает – она  предлагает разнообразный товар. Даже такая несомненная черта массовой культуры, как коммерциализация, имеет  позитивные последствия. Безличные  коммерческие, рыночные отношения и  изменившиеся потребности людей, готовых  платить за удовлетворение желаний, предоставляют творческому человеку много возможностей для созидательной  деятельности.

Массовая  культура – это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты.

Массовая  культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора «потребляемого продукта». К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее.

 

 

 

Заключение

       К середине  ХХ века элитарная культура  в своем стремительном развитии  уходит далеко вперед. Вынужденные  довольствоваться поставленными  на поток культурными суррогатами,  массы не особенно беспокоятся  по этому поводу, но представители  элитарной культуры, обнаружив себя  в своего рода "культурной изоляции", встревожились. Со второй половины  столетия наблюдаются попытки  сближения двух культур, вначале  робкие, потом все более и более  решительные. Человечество вступило  в новую культурную эпоху, имя  которой – постмодернизм. Элементы  массовой культуры включаются  в контекст элитарной и наоборот  и обе они помещаются в иронический  контекст.

Массовая  культура – это новая культура, которая появилась совсем недавно. Она вторглась во все сферы  жизни общества. Это самая глобальная и спорная культура за всю историю  человечества. Массовая культура –  это «товарная» культура, она имеет  коммерческий характер. Основная ее цель – развлекать, и получать прибыль.

Массовая  культура неразрывно связанна со средствами массовой информации, среди которых  более массовое распространение  получило телевидение. Оно играет значительную роль в реализации механизма социального  контроля общества. Вторгаясь во все  сферы общественной жизни, телевидение  оказывает сильное влияние на общество, каждого его члена. Телевидение  навязывает нам свои стереотипы, пытаясь  навязать свое мнение.

 

 

 

Список литературы

  1. Коллектив авторов. Массовая культура и массовое искусство. "За" и "против". М.: из-во "Гуманитарий" Академии гуманитарных исследований, 2003. - 521с.
  2. Кравченко А.И. Культурология: словарь. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2001. - 725с.
  3. Кравченко А.И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 704с.
  4. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2007 - 709с.
  5. Малюга Ю.Я. Культурология.: Учебное пособие. 2-е изд. доп. и исп. – М.: Издательство «ИНФРА –М», 2001
  6. Учебное пособие по введению в специальность "Культурология" / разработано Л.В. Гернего. - Чита: ЧитГУ, 2004. - 105с.

Информация о работе Массовая и элитарная культура