Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:39, контрольная работа
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
ВЕДЕНИЕ 3
ЦЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ 4-11
ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ 12-17
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 18-21
РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 22-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, поли функциональности первобытного искусства (искусство включено в качестве составного элемента в различные виды деятельности и выполняет несколько важнейших для архаических культур функций — это и элемент магических ритуалов, и собственно эстетическая деятельность, и особый род познания действительности).
Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах — и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).
В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:
Практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)
Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)
Создание произведений искусства — творческая деятельность
Восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.
Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:
Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.
Напомним, что, наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры (см. предыдущую лекцию). Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутри культурного и межкультурного диалога.
Необходимо помнить и о просветительском потенциале массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Конечно, это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры (еще А.С.Пушкин писал, что пошло то, что в народ пошло), однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».
Во-вторых,
это та часть художественной культуры,
которая непосредственно связана с творческой
деятельностью в сфере искусства и результатами
этой деятельности. Это, прежде всего сами
произведения искусства с их особым языком,
присущим каждому виду искусства в отдельности,
творческий процесс их создания, особые
отношение между автором и созданным им
произведением искусства, отношения между
автором — произведением — и реципиентом
(тем, кто воспринимает произведение искусства).
Именно благодаря искусству возможно
восприятие мира в его целостности, в неразрывном
единстве личностного опыта, бытия культуры
и опыта всего человечества.
РОЛЬ
ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
И ОБЩЕСТВА
Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни и общества, и самого человека. Но это "означивание" не должно порождать сциентистской эйфории, веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща не только потому, что она не разрешила еще множества загадок природы. Ведь далеко не все смысле жизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом бесстрастного интеллектуального анализа. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.
Оценочное суждение приводит, в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным (такие ценности именуются анти ценностями или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, скажем к стремлению к богатству, прибыли, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов оценивающей деятельности. Чем они будут руководствоваться в том или в другом случае?
Видимо, следует говорить, в самом общем виде, о целевой природе ценностей. Для корабля, не имеющего цели, никакой ветер не является попутным. Человек, не имеющий сколько-нибудь ясных представлений о том, во имя чего он живет, остается, как правило, равнодушным к огромному количеству окружающих его людей, к исторической памяти, политическим институтам (парламент, выборы), к произведениям искусства и т. д.
В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны - идеология, с другой - философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону. В этом раздвоении ценностных систем заложена духовная движущая сила общественного развития. Раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.
Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп лиц - слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.
Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и действующая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех людей, разделяющих ее основные положения, определяет непосредственную мотивацию их конкретных дел и поступков.
Особую роль в обществе играют общенациональная и государственная идеологии, хотя они не всегда совпадают. По содержанию общенациональная идеология шире, нежели идеология государственная. Последняя включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, в известной мере буквально навязывается государством гражданам. Без сплочения населения страны в единую общность, без осознания людьми того, что они являются гражданами определенного государства со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями, государство просто не сможет существовать и развалится.
Миллионные
массы людей сознательно, а чаще
всего неосознанно
Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. Но в том-то и дело, что только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное, должное место в системе пропагандируемых ею ценностей. Отсюда та колоссальная роль, которую играет духовный аспект идеологии в обществе.
Без духовность - серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении все равно чего - кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессиональными идеологами.
Критика содержания любой идеологии всегда имеет серьезные обоснования. И об этом мы скажем ниже. Но сначала необходимо ее защитить от необоснованных обвинений. Борьба против существования идеологии в обществе – это определенная идеологическая установка. Возникает вполне законный вопрос - кому это выгодно?
Разумеется, критика тоталитарных претензий любой идеологии необходима. Идеология, не оставляющая места для самостоятельных духовных поисков, несостоятельна и обречена на гибель, если только она не вызовет крушения всего общества. Огромный духовный кризис, поразивший постсоветское общество, был вызван, прежде всего обвалом всей структуры социалистических ценностей, на которых выросло не одно поколение советских людей. Но не следует забывать, что это была тоталитарная идеология, имевшая всепроникающий характер. Идеология создавала из слов, пожалуй, самую совершенную реальность, какую знала светская наука и культура. Но в реальной жизни ей противостояла унифицированная, серая и бедная социальная реальность.
Обычно говорят, что духовности никогда не бывает много. Но духовные поиски высших идеалов, тем более в идеологии, не самоцель. Человек - существо еще и земное, и общественное. Поэтому стремление к гармоничному сочетанию в человеке природного, социального и духовного выглядит гораздо более привлекательным, чем предельно возвышенная духовность при недостатке в обществе элементарных материальных средств к жизни.
Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико-рефлексивную функцию в обществе, прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя их роль в общественной жизни к этой функции не сводится. Философия есть учение об общих принципах бытия и познания, она представляет собой рациональную форму обоснования и выражения ценностного отношения человека к миру. Философия вырабатывает наиболее общую систему взглядов общественного человека на мир и его место в нем. Знакомство с философскими системами приобщает человека к коллективному опыту человечества, к его мудрости, как, впрочем, и заблуждениям, ошибкам, позволяет выработать созвучные его устремлениям идеалы, цели и ценности. Специфика искусства заключается в чувственно-наглядном, образном освоении действительности, в отличие от теоретико-понятийного освоения, свойственного научному знанию.
За многообразными социальными функциями философии и искусства нельзя не видеть их главной критико-рефлексивной функции. Идеология, с одной стороны, философия и искусство – с другой, будучи духовно-практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по-своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе науку и материальную практику. По мере развития сфер науки и материального производства роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает.