Функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 01:25, контрольная работа

Краткое описание

Человек живет в мире вещей и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Функции культуры…………………………………………………………….4
2. Познавательная функция……………………………………………………..4
3. Информативная функция……………………………………………………..6
4. Коммуникативная функция…………………………………………………..9
5. Культура общения……………………………………………………………..10
5.1 Общие понятия культуры общения……………………………………...10
5.2 Конфликт……………………………………………………………………10
5.3 Виды общения……………………………………………………………….11
5.4 Психологический климат коллектива…………………………………...12
5.5 Правила культурного общения……………………………………………12
5.6 Моральные нормы и этикет………………………………………………13
6. Регулятивная функция………………………………………………………..14
7. Оценочная функция…………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 78.38 Кб (Скачать)

            Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

             Федеральное государственное  образовательное  учреждение

                             высшего профессионального  образования                

                             Саратовский государственный  аграрный 

                                      университет им. Н.И.  Вавилова 

                                       Факультет заочного обучения

                     Кафедра истории, культурологии и политологии

                             
 

                    

                   Контрольная работа по дисциплине:

                              «Культурология»

                на тему: «Функции культуры»   

                   

           

                                                      

                                                                   

                                                                                                                       Выполнила   студентка  1-го курса

                                                                                                                         Специальность: Бухгалтерский учет,

                                                                                                                        анализ и аудит.

                                                                                                                         Группа  

                                                                                                                        ФИО     

                                                                                                                          _________             ________________

                                                                                                                                                                          подпись                                       дата

                                                                                                                         Проверил ______________________

                                                                                                                         _________             ________________

                                                                                                                            подпись                                      дата

                                                                                                                            

                                

                                                                     САРАТОВ

                                                               2010 год 

                                                                                      Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Функции культуры…………………………………………………………….4

2. Познавательная функция……………………………………………………..4

3. Информативная функция……………………………………………………..6

4. Коммуникативная  функция…………………………………………………..9

5. Культура общения……………………………………………………………..10

   5.1 Общие понятия культуры общения……………………………………...10

   5.2 Конфликт……………………………………………………………………10

   5.3 Виды общения……………………………………………………………….11

   5.4 Психологический  климат коллектива…………………………………...12

   5.5 Правила культурного общения……………………………………………12

   5.6 Моральные нормы  и этикет………………………………………………13

6. Регулятивная функция………………………………………………………..14

7. Оценочная функция…………………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………………..16

Список  литературы………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение

         Человек живет в мире вещей  и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого,  другие  -  лишь  узкому  кругу  посвященных. Но есть  и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой  скрывают  вселенную человеческих  страстей  в поисках ответа на  вопрос:  что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.

          Культура  - одно  из самых сложных  слов,  используемых  в  практическом и научном обиходе. Это объясняется тем, что оно имеет сложную языковую историю, и отчасти тем,что оно применяется

для определения  крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах.В своем этимологическом значении понятие культуры  восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и  письмах  Древнего Рима.  Понятие  “культура”  в  переносном  значении  аналогично   понятию  “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой  чего-либо:  культура  души,  культура разума, культ богов и культ   предков.  К понятию   культуры близок    и  термин  “оккультизм”  (тайный,  сокровенный). Французский философ Ж.Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает, но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только  в  этом критичес- ком зеркале он может  увидеть  свое  лицо. Оригинально  расшифровал   понятие  “культура” и Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание,“ур” - свет, то есть почитание света. Согласно же В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.

         На самом же деле понятие «культура» (от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в старом Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа.  Следовательно,    вначале   термин   «культура»   применяли   относительно   человеческой деятельности,   направленной   на преобразование «естественного», «природного», а конкретно  на возделывание и обработку земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством. Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание», т. е. взращивание, возделывание, уход  за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.  Лингвисты отмечают, что до XVII века   термин   «культура»  не   имел   самостоятельного  употребления.  Он   употреблялся лишь в словосочетаниях, означая улучшение, улучшение того, с чем смешивался: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - улучшение языка и т. д.

         Исторически понятие “культура” означает определенный уровень развития  общества,  творчес- ких сил и способностей  человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей,  а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

         Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения   и   в   разнообразии   самих   подходов    к   ее  определению   ( антропологический,   философский   и социологический).

         Итак, подведем  итог  лингвистического  развития слова культура : 1) абстрактное обозначение общего  процесса  интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2)  обозначение состояния общества,  основанного  на  праве  и  порядке,   мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; 3) абстрактное указание на особенности способа

существования или образа жизни, свойственных какому-либо  обществу, какой-либо  группе людей, какому-либо историческому периоду; 4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуаль- ной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.

         Культура объединяет людское сообщество во времени и пространстве, предопределяет для него особую роль в  общей   системе   мироздания,   угрожая  ей   будущим атомным или экологическим апокалипсисом. Предначертанная культуре задача  связывать людей в единое  находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций.

          

                                         1. Функции культуры

          Функции культуры -  это совокупность ролей, которые выполняет культура  по  отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее  в своих интересах; совокуп- ность    селектированных    историческим   опытом   наиболее   приемлемых   по   своей    социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.  При  этом все функции культуры социальны, то  есть  обеспечивают  именно  коллективный

характер  жизнедеятельности людей,   а   также  определяют   или   корректируют   почти все формы  активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число  такого  рода функций  весьма  велико.  Они  могут  быть  выстроены в  иерархическую  структуру  от  наиболее  общих  до  сравнительно  частных,  обеспечивающих функции более высокого уровня.   Их  число    в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному. Но  как один из вариантов можно предложить следующий перечень функций культуры : 1) функция приспособления к среде,

2) познавательная, 3) информативная, 4) коммуникативная, 5) регулятивная, 6) оценочная,7) функция разграничения и интеграции человеческих групп,8) функция социализации(или человекотворческая).  Рассмотрим некоторые из них более подробно. 

                                       2. Познавательная функция

          Культура   определяется  некоторым  критерием  познания,  овладения  человеческими  силами  природы  и  общества,  а  также   степенью  развития "человеческого"  в самом  человеке.  Охватывая  все  формы   общественного   сознания, взятые   в  их   единстве,   культура  дает целостную картину познания  и  освоения  мира. Конечно, культура   не сводится   к совокупности знаний  о  мире,  но систематизированные  научные  знания  выступают  одним  из  важнейших  ее элементов.

        Познавательная  (или гносеологическая) функция  культуры  находит свое выражение прежде всего в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявляется в современной научно-технической революции. У познавательной функции культуры двойная направленность:  с одной стороны - на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества; с другой - на познание человеком самого себя. Как это ни парадоксально, на нынешнем этапе развития цивилизации первое направление неизмеримо преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше, чем   глубины   собственной   души,   собственного интеллекта.   До  сих   пор  не   утратили    своей актуальности слова великого итальянского поэта эпохи Возрождения Франческо Петрарки (1304-1374): «Какая польза, спрашиваю я, в том, чтобы знать природу зверей, птиц, рыб и змей и не знать природы людей, не знать и даже не стремиться узнать, для чего мы существуем, откуда пришли и куда направляемся». Через четыреста с лишним лет в другой, совсем непохожей на Италию стране, в Украине, выдающийся философ, просветитель и поэт Григорий Саввич   Сковорода  (1722-1794) высказал ту же  самую мысль: «Пока мы не познали, что в нас, какая нам польза знать, что вне нас? Да и можно ли, не познав себя, познать мир? Может ли тот, кто слеп дома, быть зрячим в гостях?».      Свидетельства нашего незнания самих себя окружают нас повседневно. При этом возникает и чисто логический вопрос о естественных границах человеческого интеллекта. Если   мы   согласны, что, скажем, собаке никогда не подняться до полного понимания мира, созданного человеком, то почему он самоуверенно полагает, что ему в перспективе доступно «абсолютное» знание мира, которого он сам не создавал? Английский исследователь Р.Хиггинс, например, прямо указывал на тот предел в постижении мира, к которому подошла наука. Связывая спасение человечества с   «пробуждением религиозного духа», он пишет, что «объяснив почти все, мы сознаем теперь, что не поняли почти ничего», и что люди «все   больше   сознают  абсурдность  современности в свете таинственного и неизмеримого, все чаще отказываются   от  того   обедненного взгляда на мир и человека, который породила наука, выступая в роли дурной метафизики. Воскресшая духовная жажда устремляется к тысячам источников, многие из которых кажутся странными и экзотическими. Есть и обманные. Но граница всегда привлекала к себе всякого рода эксцентриков, изгоев и шарлатанов, торгующих волшебными эликсирами». Говоря   о  естественных   границах   достижения   тайн   самого человека силами науки, не следует, однако, впадать в излишний пессимизм. У научного знания есть могучий союзник - интуиция и откровение. Внутренний  мир  личности  в  не меньшей степени, если не в большей, раскрывается и с помощью других проявлений культуры, а именно литературы и всех остальных видов искусства. Вспомним Шекспира, Достоевского, Толстого, Бальзака, выдающихся живописцев, скульпторов, музыкантов, актеров, поэтов, а в наше время и гениальных   киноре- жиссеров   уровня  Феллини,   Бергмана или Тарковского, в творениях которых важнейшие законы существования   человеческой   души   и ее бездонная глубина показаны гораздо убедительнее, чем в любых научных трактатах. Бердяев на эту тему писал: «Философы и ученые очень мало дали для учения о человеке. Антропологии мы должны учиться у великих художников, у мистиков и очень немногих одиноких и мало признанных мыслителей. В науке же первое место принадлежит Фрейду, Адлеру, Юнгу».

Информация о работе Функции культуры