Функции культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 01:25, контрольная работа

Краткое описание

Человек живет в мире вещей и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Функции культуры…………………………………………………………….4
2. Познавательная функция……………………………………………………..4
3. Информативная функция……………………………………………………..6
4. Коммуникативная функция…………………………………………………..9
5. Культура общения……………………………………………………………..10
5.1 Общие понятия культуры общения……………………………………...10
5.2 Конфликт……………………………………………………………………10
5.3 Виды общения……………………………………………………………….11
5.4 Психологический климат коллектива…………………………………...12
5.5 Правила культурного общения……………………………………………12
5.6 Моральные нормы и этикет………………………………………………13
6. Регулятивная функция………………………………………………………..14
7. Оценочная функция…………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 78.38 Кб (Скачать)

                                             7. Оценочная функция

          Оценочная (аксиологическая) функция культуры   выражается в том, что представляющие ее люди  в  теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: «Что есть благо?». На   протяжении всей   истории   человечества его   наиболее   светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их «полезности» или «вредности» для выживания  грядущих поколений. В ходе практической деятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой   культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и   «отпадают», появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. У разных народов на разных этапах развития понятия о «добре» и «зле» и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют  некое общечеловеческое    «ядро»,   которое   постепенно   расширяется. Чем   примитивнее отдельно взятый индивидуум или общество, тем круг его ценностей ограниченнее и проще. В этом смысле существует огромная разница между первобытным человеком и современным мыслителем, между племенами «дикарей» и правовым государством. Совокупность сложившихся,  устоявшихся ценностных ориентаций   индивида  образуют своего  рода  ось  его   сознания,   обеспечивающую   определенную  преемственность культуры  и мотивацию его поведения. В силу этого  ориентации

выступают  важнейшим фактором,  регулирующим  поступки   человека.  Развитые    ценностные  ориентации - признак зрелости личности, показатель меры его социальности. Это призма восприятия  не  только внешнего, но и внутреннего мира  индивида.  Таким  образом,  аксиологическая функция культуры проявляется не только в оценке культуры,  ее достижений, но и  в  социализации  личности,  в формировании  общественных  отношений,   поведении  людей.    Некоторые   авторы  различают  нормы -регламентации  и нормы -ориентации, или  нормы целеполагания. Они  неразрывно связаны  с   оценочной   (аксиологической)   функцией.   Когда   в   обществе  утрачивается   представление   о  ценностях или оно совпадает с  представлением  о  нормах-регламентациях,  то иссякает   творческий импульс   культуры.   Именно в   таком обществе    постепенно происходит   бюрократизация   всех отношений.   И   наоборот:   если  ценности  представляются   чем-то  более значимым,  чем  нормы-регламентации,  то  развитие  культуры  часто   получает   дополнительный   импульс.   Так   когда-то   возникла  и культура Возрождения, которая ценность  свободной  и  творческой  личности  поставила

выше норм —  регламентаций средневековой религии, схоластики  и  сословности. 

                                                                       Заключение

          Обобщая   изложенный  материал, следует отметить, что культура реально существует   как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, владеющая собственной символикой, традициями,   идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни. Субъектом   культуры  выступает   человечество,   нация,   социальная   группа    и   человек. Предметные формы бытия культуры - это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют только относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

          Некогда культуры отличались большей   замкнутостью. В ходе собственного многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит   процесс взаимодействия компонентов культур  и   жизнь производит все более гибкие   механизмы  этого взаимодействия,   что   способствует   общему  подъему    культуры   на   более   высокий   уровень.          Взаимодействие   разных  видов   и   форм  культуры   является   основой  происходящего процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура выступает как социальное явление   и   фактор возникновения и становления социальных отношений.  А   это   означает,   что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функцией в публичных науках традиционно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под  понятием   «функции культуры» предполагается характер и направление действия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура   по   отношению  к  обществу  людей,   порождающих и использующих её в собственных интересах. Ценностями   культуры  выступают  разные  материальные   и нематериальные объекты окружающей  реальности:     природа,    мораль (внешние  регуляторы  поведения,   нравственность, внутренние  регуляторы поведения),   знание (методы заслуги истины), стиль мышления,   логика изложения,  область творчества,   характер деятельности и т.д.  Все   это  говорит  о   культуре   как многоуровневой,   многоплановой   и  многофункциональной  системе,   созданной   человеком и не имеющейся вне человеческого бытия. Поэтому и все функции культуры тесно взаимосвязаны, как

неотъемлемые  части единой и целостной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Список литературы

1. Кузнецов П.Е. Культурология, Самара, 1999 год

2. Вебер М. Избранное, Образ общества. М., 1994 год

3. Попов Е.В. Введение в культурологию, М., 1996 год

4. Краткая философская энциклопедия, М., 1994 год

5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, М., 1993 год

6. Сорокин П.А. Человек. Цивизация. Общество., М., 1992 год

7. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура., М., 1992 год

8. Хайдеггер М. Время и бытие, М., 1993 год

9. Зезина М.Р. История русской культуры, М., 1990 год

10. Зеньковский В.В. История культуры России, М., 1993 год

11. Балакин С.В. История отечественной культуры, М., 1995 год

12. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997 год

13. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ - ДАНА, 1998 год

14. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов н/Д: Феникс, 2002 год

15. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Прогресс, 1994 год

17. Флиер А. Я. Культура как смысл истории //публичные науки и современность. – 1999 год

18. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989 год

Информация о работе Функции культуры