Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 01:25, контрольная работа
Человек живет в мире вещей и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Функции культуры…………………………………………………………….4
2. Познавательная функция……………………………………………………..4
3. Информативная функция……………………………………………………..6
4. Коммуникативная функция…………………………………………………..9
5. Культура общения……………………………………………………………..10
5.1 Общие понятия культуры общения……………………………………...10
5.2 Конфликт……………………………………………………………………10
5.3 Виды общения……………………………………………………………….11
5.4 Психологический климат коллектива…………………………………...12
5.5 Правила культурного общения……………………………………………12
5.6 Моральные нормы и этикет………………………………………………13
6. Регулятивная функция………………………………………………………..14
7. Оценочная функция…………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………18
Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять. Участниками конфликта являются носители противоречий – оппоненты. Их возможности определяются рангом:
- первый ранг - представляет себя и свои цели в конфликте;
- второй ранг - группы и групповые цели;
- высший ранг - человек ,защищающий законы государства.
В акт общения входят сами коммуниканты (более 2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.
Схема коммуникативного акта:
К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент].
Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
5.3 Виды общения.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает:
1.
Обмен информацией между
2.
Обмен в процессе речи
3. Восприятие общающихся людей друг другом.
Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения - распознаются при наблюдении за поведением собеседника (выражением лица, мимикой, жестами и т.д.) Для того, чтобы нас правильно поняли необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.
Выделяются различные виды общения.
1. Возрастные.
2. Половые.
3. Профессиональные.
4. Общекультурные.
5. Образовательные.
Важный признак – уровень сформированности культуры общения.
Типы и виды коммуникативных актов:
1. По содержанию: производственные; практико-бытовые; межличностно-семейные; научно-теоретические; научно-практические.
2. По форме контактирования: прямые; опосредованные (переписка).
3. По
типу связи: двунаправленные (
4. По
степени взаимодействия
5. По
результатам: негативный «
5.4 Психологический климат коллектива.
Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью. Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений. Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.
Показатели сплоченности коллектива:
1.
Ценностно-ориентационное
2.
Адекватность возложения
5.5 Правила культурного общения.
1. При общении с тугодумами надо не ругаться, не выходить из себя, повторяя самое главное, излагать свою мысль, проверяя что уже усвоено, а что - нет.
2. Если коммуниканты замечают, что они истолковывают реплики друг друга неверно, то у них доминируют собственные установки.
3. Начиная разговор, подумайте, уместно ли говорить то, что вам хочется, т.е. начинайте с ориентировки в ситуации общения.
4.
Искусство подлинного общения
всегда предполагает умение
5. Написав письмо, внимательно прочитайте его.
6. Не говорите много - раздражает.
7.
Умение контролировать себя в
общении свойственно людям
5.6 Моральные нормы и этикет.
Мораль - сложное общественное явление, выполняющее важную функцию регулирования отношений и поведения людей. Можно выделить два аспекта или две структурные части: моральное сознание и моральную практику (моральные отношения и моральная деятельность людей).
Моральное сознание -совокупность норм и принципов, предъявляемых обществом к поведению его членов. Сюда же относятся нравственный идеал, нравственные чувства и качества людей. Собственно моральные понятия – добро и зло, совесть, ответственность, долг, честь и достоинство, смысл жизни и счастье - обобщают в себе разные стороны отношения человека к окружающей
действительности и к другим людям.
Моральные нормы, принципы и идеалы, моральные свойства и качества людей реализуются в поступках, поведении и отношениях, что составляет практическую основу морали. Только в практической деятельности и в конкретных отношениях может проявить человек свою нравственную сущность, такие моральные качества, как гуманность, трудолюбие, честность (или нечестность), справедливость (или несправедливость), альтруизм (или эгоизм).
Моральное сознание и моральная практика находятся в диалектической взаимосвязи: они взаимообусловливают и дополняют друг друга, хотя и не тождественны по своему содержанию и не всегда органически взаимопереплетены. Моральная оценка применима ко всем сферам деятельности отдельного человека, целого коллектива, общества, государства. Но «только на хорошо ухоженной почве культуры вырастает новый культурный пласт».
Нормативное содержание морали составляют и так называемые простые нормы и правила поведения, которые также регулируют общение людей, однако носят более конкретный, локальный характер. К ним относятся и элементарные правила вежливости. Моральные требования не содержат в себе конкретных рекомендаций на все случаи жизни, они предназначены для формирования внутреннего, духовного мира человека. Правила этикета очень конкретны и направлены больше на
регулирование внешних форм общения, они дают тактические рекомендации поведения в заранее оговоренных условиях и ситуациях.
В культуре взаимоотношений между людьми следует, прежде всего, назвать обязательность, вежливость, тактичность, скромность, точность, совестливость. Обязательность – это точность выполнения порученного, единство слова и дела. Вежливость, доброжелательность и тактичность необходимы в разговоре, в личных и служебных отношениях. Это воспитание чувства меры, чтобы словами или действиями не обидеть человека. Тактичность требует всестороннего учета всех обстоятельств. Она включает в себя умение не заметить какую – либо оплошность. Бывают
обстоятельства, когда указать на нее – значит поставить человека в неловкое положение. Навязчивость, назойливость, даже если они вызваны самыми лучшими побуждениями, вызывают отрицательную реакцию. Чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству другого
человека и вместе с тем обнаружить собственное достоинство - вот в чем выражается тактичность.
Скромность – неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Эта черта выражается в умении человека быть самим собой, не играть какой – либо несвойственной ему роли. Скромность означает безыскусственность поведения, отсутствие надуманности. Вместе с тем она не должна быть источником скованности в поведении. Скромность тесно связана с простотой, которая отнюдь не
связана с отказом от принятых в обществе норм этикета. А.С.Макаренко говорил: «Точность в нашей жизни – это моральная норма, это великое дело в борьбе за наше богатство». Такой смысл точности
особенно обнаруживается в деловых, служебных отношениях, в общественной жизни, где человек своей неточностью может подвести коллектив, сорвать выполнение важного задания, нарушить ритм работы. Точность означает прежде всего умение ценить свое слово. Если человек всегда выполняет то, что обещает, если он приходит в то время, которое назначено или о котором существует
договоренность, значит, на него можно положиться. Следуя требованиям точности, человек обычно подтянут, собран, и это проявляется в его движениях, манере держать себя, во всем его облике. Особое значение приобретает совестливость, которая выступает важнейшей регулятивной силой во взаимоотношениях людей.
Пронизывая конкретные нормы культуры взаимоотношений, правила этикета делают их демократичными, ибо предполагают подлинное уважение достоинства личности, придают им разумность и целесообразность. В основе хорошего воспитания, по мнению мудрых, лежит
внимание к людям, без него нельзя ничего достичь.
Воспитание в себе культуры поведения – сложный процесс, требующий работы разума и воли,
систематической
самотренировки и самодисциплины.
Но труд этот вознаграждается
хорошими отношениями окружающих и чувством
собственного достоинства. Нет ничего
проще, чем вести себя как принято, не
доставляя хлопот окружающим и чувствуя
себя свободным. И нет ничего труднее,
чем овладение данной свободой,
иначе говоря, хорошими манерами,
для того, кто не осознал значения этих
манер в повседневной жизни.
6. Регулятивная функция
Регулятивная (или нормативная) функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, межгрупповых, межклассовых, межнациональных, межличностных отношениях. Т. Парсонс наряду с символичностью считал нормативность одним из важнейших признаков культуры. Главная задача регулятивной функции - поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части. Регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней. Высшим из них являются нормы морали. Конечно, они изменяются в ходе истории и от народа к народу. Однако по мере роста духовной культуры, развития средств массовой коммуникации, сокращения расстояний и неизмеримого усиления контактов и взаимообменов между народами, растет осознание каждым жителем Земли своей индивидуальности и одновременно своей принадлежности ко всему человечеству. Взаимообогащаются и становятся все более общечеловеческими и нормы морали. Люди все более сознают, что и только единство, питаемое общей нравственностью, способно спасти их от гибели. Древнейшим социальным институтом, формулировавшим и поддерживавшим нормы морали, была церковь, различные религии и конфессии. Показательно, что, несмотря на определенные расхождения, основные заповеди всех крупнейших религий мира во многом совпадают, т.е. носят общечеловеческий характер. Этим они резко отличаются от норм так называемой «классовой морали», согласно которым заповеди «Не убий!» противопоставляется призыв «Если враг не сдастся, его уничтожают!». Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормы морали содержатся главным образом в религиозных текстах и документах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их, подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым уровнем культуры и другими факторами. Например, представляется весьма показательным в разных государствах отношение к смертной казни: чем выше культура того или иного общества и его благосостояние, тем оно гуманнее к своим преступникам и выступает за ее отмену. И наоборот, чем менее культурна, а следовательно, и беднее нация, тем ее граждане более озлоблены и безжалостны к правонарушите- лям. Неотъемлемой частью культуры, еще одним уровнем, где проявляется ее нормативная сторона наряду с моралью и правом, выступают обычаи и обряды. Обычай - устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаяся из поколения в поколение. Приняв форму определенного образца, обычаи весьма устойчивы и консервативны, сопровождая народы в течение веков, несмотря ни на какие общественные потрясения. По сравнению с нормами права обычаи изменить гораздо труднее, почти невозможно, ибо «простой» народ, несмотря ни на что, живет не так, как указывает ему тот или иной режим, а как завещано предками. Обычаи в гораздо большей степени, чем нормы морали или юридические нормы, национально окрашены, сохраняют неповторимую самобытность и, больше того, как бы выражают душу народа. Их своеобразие во многом объясняется спецификой природной среды и сельскохозяйственной деятельностью. Что касается обрядов, то в отличие от обычаев, они носят чисто религиозный характер и тесно связаны с определенными конфессиями или видами веры. Помимо норм морали, права, обычаев и обрядов, регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. Этот уровень нормативности включает широкий круг требований, начиная с элементарной опрятности и соблюдения принятых в данном обществе или в данной социальной группе правил «хорошего тона» и заканчивая общими требованиями к духовному миру человека и качеству его труда. Это повседневно-бытовой, «цивилизационный» уровень культуры. К этому же уровню относятся пра-вила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.п.