Культура и ценость

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:39, контрольная работа

Краткое описание

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ 3

ЦЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ 4-11

ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ 12-17

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 18-21

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 22-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Реферат культирологии.docx

— 59.50 Кб (Скачать)

    Риккерт выделяет три области – действительность, мир ценностей и мир смыслов и соответственно три метода их постижения – объяснения, понимание и истолкование. Действительность и методы ее объяснения лежат по ту сторону мира смыслов и ценностей. Мир смыслов – всегда мир оценок, активности и воли субъекта. «Только исходя из ценностей можно проникнуть в смысл субъекта и его актов». Иными словами, мир ценностей оказывается более фундаментальным слоем, который позволяет постичь организацию мира смыслов. Философия, по Риккерту, не только расширила понятие о мире, включив в него помимо действительности мир ценностей и смыслов, но и позволила понять все многообразие культурных благ и систему ценностей, лежащую в основе культуры.

    Культура  – совокупность благ, которые воплощают  в себе общезначимые ценности и оценки».

    Ценности, так же как и традиции, необходимо хранить, так как они имеют огромное значение. Если исчезнут традиции, то нависнет большая угроза над будущем развитии культуры. Однако, несмотря на это, все же забывается многое.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ИЕРАРХИИ  ЦЕННОСТЕЙ 

    Ценностная  иерархия - субординация ценностей в рамках какой-либо системы ценностей. Ценности всегда нам даны в порядках их взаимосвязи, в составе ценностных систем при помощи актов предпочтения. В аксиологии ценности имеют различные величины (магнитуды). Эти величины могут характеризовать ценности со стороны "высоты", "силы", "полноты", "подлинности" и т.п.

    Наибольшую  известность приобрели критерии высоты ценности М. Шелера. Он исходил из идеи, что система ценностей предполагает иерархию. Для каждого из нас одна ценность является более значимой, нежели другая. При этом на значимость ценности могут влиять различные обстоятельства, т.к. у разных людей ценностные приоритеты часто не совпадают. Тем не менее, существует единый механизм постижения иерархии ценностей, несмотря на многообразие их содержания. Иерархия ценностей постигается в особом акте познания - акте предпочтения (или пренебрежения). Значимость той или иной ценности задается самим актом предпочтения, и никогда до него. Важность той или иной ценности постигается каждый раз заново в акте предпочтения. Высота, занимаемая той или иной ценностью в иерархии конкретного человека, не определяется его желанием, выбором или стремлением.

    Интуитивная очевидность предпочтения не может быть заменена логическим выводом или рациональным обоснованием. Например, реальный выбор времяпровождения в веселой дружеской компании вместо посещения лекции говори о том, что в данной ситуации ценность образования стоит гораздо ниже ценности отдыха, и никакие логические доводы здесь не властны, все решает реальное действие, реальный выбор. Высота ценности обусловлена сущностью самой ценности, независимо от человеческих и социальных предпочтений . Но возможно заблуждение в предпочтениях. Оно происходит в том случае, если мы выбираем цель, обусловленную более низкой ценностью. Всякое расширение ценностного поля происходит с актом предпочтения или пренебрежения. Так ценности даны, а уж потом они "чувствуются и осознаются" в своем качестве.

    Акт предпочтения отличен от способа  его реализации. Акт один, способов реализации много. Предпочтение может осуществляться осознанно, например, поход в кино, или автоматически, инстинктивно, так мы начинаем говорить тише при виде спящего человека. Способ может быть "взвешенным", в случае осознания, или "автоматическим", в случае воодушевления. Акт предпочтения - не выбор, он не нуждается во множестве ценностей, а лишь в решимости. Достаточно того, что его сопровождает возможность предпочесть иное, что не становится данным, а также осознание направленности к конкретной ценности. Например, есть ценность более высокая, чем дана в чувствах.

    Акт предпочтения обнаруживает иерархию ценностей. И эта иерархия у М. Шелера неизменна, тогда как исторические правила предпочтения вариабельны. Значимость той или иной ценности, ее место в иерархии зависит от следующих ее характеристик:

    1) От долговечности ценности. Чем  долговечнее ценность, тем выше  ее значимость. Под долговечностью  в данном случае понимается  величина объективного времени,  в течение которого существуют  блага. Соответственно максимально  высоким считается то, что непричастно  временному измерению, т.е. способно  существовать "сквозь время", при  этом не имеет значения, как  долго может существовать материальный (вещный) носитель этой ценности. Например, произведение искусства  как духовный феномен вечно,  хотя его материальный носитель  обладает конечным сроком существования.  Поэтому во все времена были  востребованы люди, способные длить  материальное существование вечных  ценностей. Такими же вечными  могут быть и чувства человека, например, любовь. По крайней мере, в русском языке это чувство  не предполагает временного измерения.  И фраза, что люди любили  друг друга несколько дней, двусмысленна. Нельзя любить "сейчас", "несколько раз" и т.п. Подлинная любовь - это Абсолют, она вечна, хотя и умирают ее носители. Преходящие (временные) и изменчивые ценности всегда будут стоять ниже в любой иерархии ценностей.

    2) От делимости ценности. Чем выше  ценность, тем менее они делимы, когда к ним становятся причастны  многие индивиды. Ценности разделяются,  когда к ним причастны многие  индивиды. Таковы ценности чувственной  природы или материальные, они  экстенсивны, что всегда таит  конфликтность, так как целое  лучше части. Они разделяют  индивидов. Например, деньги в  качестве ценности, делимы. Это значит, что в зависимости от приобщения  к определенной сумме большего  числа людей, соответственно каждый  получит меньшую часть. Иначе  обстоит дело с ценностями  красоты, святого и познания. Они  не разделяют людей. Ведь произведения  искусства неделимы. Они передаются  в почитании без ограничений,  не подвергаясь при этом разделению  или умножению. Божественное связывает  и объединяет. Независимо от того, сколько бы людей ни приобщилось  бы к вере или к искусству,  эти ценности не уменьшаются,  и даже, напротив, усиливаются. Ценности  духовной культуры потребляются множеством людей, не подвергаясь разделению. При этом деление материального носителя того или иного произведения духовной культуры не имеет никакого смысла, т.к. это деление может уничтожить саму духовную ценность как таковую. Например, кусочек от полотна Леонардо не имеет смысла.

    3) От обоснованности ценности другими  ценностями. Чем менее обоснована  данная ценность иными ценностями, тем она будет стоять выше  в иерархии ценностей. Некоторые  ценности даны тогда, когда  уже дана до них какая-то  иная, обосновывающая ценность.

    4) От глубины удовлетворения. Чем  глубже ценность дает удовлетворение, тем она выше будет стоять  в иерархии ценностей. Переживание  исполнения возникает, когда молчит  всякое стремление, наступил покой обладания ценностью. Глубокое удовлетворение не зависит от чувствования никакой иной ценности, это независимое ни от чего, ценное в самом себе переживание. Есть ценности, которые нуждаются в постоянном восполнении. Это, прежде всего, касается чувственных удовольствий. Удовлетворение от вкусного завтрака заканчивается к обеду, или, в крайнем случае, к ужину. Полученное же удовлетворение от личной победы или от интересного фильма может длиться гораздо дольше. Замечено, что именно неудовлетворенность более высокими ценностями заставляет человека восполнять это неудовольствие более низкими ценностями. Например, несчастная любовь или поражения в профессиональной деятельности приводят человека к пьянству, чревоугодию и т.п. Разнообразные формы практического гедонизма - знак неудовлетворенности высшими ценностями.

    5) От связи с определенным носителем.  Чем ценности менее связаны  с определенными носителями, тем  они выше в конкретной иерархии  ценностей. Ценность приятного относительна к чувствующим существам. Но есть ценности безотносительные. Они связаны с чистым чувством, независимым от чувствования. Через это чистое чувство мы понимаем, без чувствительности. Так Бог понимает боль, не зная ее.

    Одностороннее фондирование М. Шелером высших ценностей низшими, было встречено критикой. Так Н. Гартман подошел к критериям ценности иначе. Он утвердил в аксиологии дополнительные критерии силы ценности, полагая, что низшие ценности обладают большей силой воздействия на высшие ценности, но не отрицал, что это воздействие постоянно меняет форму из-за влияния высших ценностей. Иерархия ценностей является объективной, т.е. она работает независимо от конкретного содержания ценностей и позволяет определить систему предпочтений того или иного человека, независимо от его воли и сознания. Всякая конкретная система будет выстраиваться исходя из тех критериев, которые заложены в данной иерархии ценностей. Ошибки предпочтения, прежде всего, происходят в тех случаях, когда человек сознательно ориентируется на ценности, стоящие ниже в иерархии ценностей в ущерб более высоким. Эти ошибки с неизбежностью выявляются в процессе жизни и становятся причиной последующих разочарований.

    Существует  несколько моделей ценностных иерархий: линейная, пирамидальная, ромбическая. Особенность линейной модели иерархии в соотнесенности всех ценностей с их источником. Это приводит к ценностному редукционизму, когда все ценности будут иметь религиозное или натуралистическое происхождение. Пирамидальная иерархия указывает на возможность изменения ее вершины. Постепенно аксиология приходят к выводу, что дело не в том, какие именно религиозные или моральные ценности мы обнаружим на вершине пирамиды ценностей. Высшие ценности равноценны, между ними нет иерархии. Последняя имеет смысл только для соотношения само ценностей и служебных ценностей, а также для субординации среди низших ценностей. Ромбическая модель включает в иерархию ценностей отрицательные ценности. Для такой модели характерен дисбаланс между положительными и отрицательными ценностями, т.к. последних всегда много меньше.

    Маркс писал, что способы удовлетворения потребностей «сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны». Это же можно сказать и о принятой в обществе иерархии ценностей: чем ближе она к общекультурной, тем выше уровень культуры данного общества.

    Проблеме  иерархии ценностей уделял внимание еще Платон. С тех пор прошли тысячелетия, иерархия ценностей постепенно сложилась как результат опыта культурной деятельности многих народов. Ее можно представить следующим образом:

    1) сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.);

    2) отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.);

    3) моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого) достоинства человека.

    В свою очередь сферу моральных  ценностей можно представить как:

    4) уважение к жизни (благоговение  перед жизнью, по выражению А.  Швейцера) и к смерти (личная ответственность за жизнь перед фактом смерти, которую никто с человека снять не может);

    5) любовь к истине (искренность,  трудолюбие и мужество в стремлении  к ней);

    6) любовь (верность, порядочность, бескорыстие,  уважение личности в другом  человеке).

    С этим непосредственно связано уважение свободы в другом человеке, которая  относится к сущности человека, поскольку  именно в состоянии свободы подлинной, а не мнимой, в нем раскрепощаются его лучшие качества. Именно такие качества, пробуждаемые в человеке свободой, обеспечивают человечность культуры и общества в целом, что и выражено законом возвышения потребностей.

    Так же есть еще иерархия ценностей Масло у.

    Пирамида потребностей— иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Масло у.

    Сам Масло у выделяет 5 уровней потребностей. Вот они:

    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т.д.

    Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

    Престижные: самоуважение, уважение со стороны  других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

    Духовные: познание, само актуализация, самовыражение. 
 

Информация о работе Культура и ценость