Культура Американских цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 05:41, контрольная работа

Краткое описание

Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее значение. Так, римский оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией.

Файлы: 1 файл

Культура.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

Есть великое  множество и других божественных духов, близких к человеку. Они  принимают разнообразные формы  и воплощают различные силы, могут  быть доброжелательными к людям  и нет. Места их обитания священны, опасны и встречаются по всей земле. Чаще всего это высокие горы, гейзеры  и воды, населенные коварными существами, или холмы, леса и предгорья, где, как правило, живут духи-покровители. Всегда рядом с индейцем находятся тени умерших.

Мир сверхъестественного  постоянно окружает человека, поэтому  он готов столкнуться с ним  в любом месте, в любое время, умеет распознать его и оказать знаки уважения: поделиться с духами пищей, невидимой сущностью которой они питаются, или обратиться с молитвой к богам и силам природы. Для улучшения контакта с высшими планами мироздания индейцы используют так называемые молитвенные перья или молитвенные трости — веточки красной ивы, раскрашенные в символичные цвета, с прикрепленными к ним перьями. Обычно их держат в поднятых руках или устанавливают, «сажают», в землю, произнося магические слова. Считается, что именно они содействуют передаче молитвы.

Особую роль в жизни всех индейских племен играли шаманы. Они выполняли функции жреца и врача, философа и знахаря, провидца, экстрасенса и колдуна. Считается, что шаманы умеют по собственному желанию при помощи определенных приемов (пение заклинаний, звуков барабана, бубна, трещотки и танцев) приводить себя в особое состояние — шаманский транс и вступать в прямое общение с духами. С их помощью шаманы могут проникать в скрытую реальность для того, чтобы обрести знание, силу и возможность помочь другим, будь то лечение людей или поиск пропажи, призыв удачи или поддержка умершего в момент перехода в новое состояние. Эта «работа» считалась крайне опасной — неправильное использование магической силы или непродуманный контакт с недоброжелательными духами могли привести к болезни или даже смерти.

Важную роль в мировоззрении индейцев играл  так называемый миф о происхождении. В нем говорится о том, что однажды Отец-Небо (или Отец-Солнце) появился из тумана первобытного мира и стал жить с Матерью-Землей. В результате в самом глубоком слое Земли была зачата жизнь. Это были суще-ства в определенной степени человеческого происхождения. Они понимали друг друга и обитали в недрах планеты.

Мир был пуст до тех пор, пока дети Неба (божественные силы) не вывели людей на белый свет. Тогда все существа на Земле были в определенной степени человеческого  происхождения и понимали друг друга. Затем многие .из первобытных обитателей планеты превратились в животных и птиц. Только люди сохранили свое первоначальное обличие, но с тех  пор перестали понимать своих  бывших родственников в обычной  реальности. Тем не менее сохранилось внутреннее подобие различных форм жизни и поэтому, считают индейцы, все связаны и зависимы друг от друга.

Тотемы. В знак признания такой связи индейцы уважали мир животных и имитировали его в действиях и одежде: украшали себя перьями птиц, звериными хвостами, испол-няли танцы, повторяющие повадки наиболее таинственных животных. Считалось, что они обладают магическими свойствами (силой), которую если хотят, могут передавать почитающим их людям. Так, медведь дарит внутреннюю мощь, кролик — удачу, сова — магию, змея — примитивную энергию, олень — быстроту в беге и благородство. Обладая силой какого-то одного животного, человек обретает свойство целого вида, например, архетипа орлов, волков и т. д. У каждого родового коллектива было такое животное-покровитель, дававшее ему свое имя. Поэтому существовал род Бобра и род Ястреба, род Цапли и род Бизона. Эти животные воспринимались как сородичи и назывались тотемами. В их честь устраивались праздники, на которых события древних преданий как бы заново воспроизводились рассказом, танцевальной пантомимой и ритуальной песней. Таким образом прошлое вновь утверждалось в своем значении, а участники ритуала приобщались к нему.

Долгое время  думали, что подобные действия играли исключительно магическую роль, способствуя  увеличению числа животных, но сегодня  большинство ученых склонны видеть в них скорее подтверждение родства  и выражение желаний. Это своеобразная молитва в пластике и в то же время часть общего драматического процесса жизни. Ее цель — привести человека, общество в состояние гармонии с духом Вселенной и обеспечить природе продолжение.

Священное видение. В мировоззрении индейцев процветание жизни зависит от баланса трех компонентов — природы, человека и сверхъестественных сил, а ритуалы гармонизируют их, способствуя космическому единству и благополучию мира. Особое внимание уделялось так называемым священным видениям. Для их стимуляции часто использовались психотропные растения, например, особый вид маленького гладкого кактуса (мескал или пейот), растущего в штате Техас и в Мексике2. Он помогает войти в измененное состояние сознания (транс) и увидеть личного духа-покровителя. Узнать его просто. Считается, что если дух покажется кому-либо и заговорит с ним, значит он избирает этого человека и хочет ему покровительствовать.

Дух может явиться  в людском обличий или зверином (что случается чаще). Он передает свои качества избраннику и обучает  его «песне силы» (определенному  коду из слов и мелодий) и «танцу силы» (выражавшему характер духа), которые призваны пробуждать и призывать  хранителя. В момент их исполнения происходит своеобразная сделка: человек попадает в необычную реальность, а дух — в обычную, входя в тело человека. Со временем дух-покровитель и человек как бы сливаются в одно целое. Дух выражает себя в движениях своего проводника, их темпе, выражении лица, жестах, способности к перевоплощению (из человека в животное и обратно), в возможности понимать язык природы, а человек реализует его в нашей обычной жизни.Североамериканские индейцы уверены, что люди, упустившие возможность обрести духа-покровителя, обречены на отсутствие успеха и могущества в жизни.

Загадки Северной Америки

В 60-х годах  ХХ века на озере Рок (США) были обнаружены три затонувшие пирамиды. Загадка  этого водоема, расположенного в 40 км от города Мэдисон и имеющего 4 км в ширину и 8 км в длину, возникла еще в начале ХХ столетия, когда  местные жители братья Уилсон сообщили в прессе о том, что заметили под  водой каменное сооружение. Братья утверждали: «Мы видели морскую пирамиду!»  Тот год выдался засушливым, и  уровень воды в этом обычно полноводном  озере был сильно понижен. Треть  столетия спустя, 11 апреля 1936 года, местный  врач Ф. Морган, пролетая на гидроплане над озером Рок, увидел на дне его  целых три пирамиды! Рассказ доктора, тоже ставший достоянием прессы, подтвердили  и водолазы: «Пирамида имела вид  срезанного конуса высотой 10 метров».

Летом 1968 года под  водой был обнаружен целый  архитектурный ансамбль. Геологи  определили возраст самого озера  – 10 тысяч лет, а пилот Р.Браш увидел с воздуха очертания крупных  подводных строений возле островов Бимини и Андрос в Багамском архипелаге. Этим фактом заинтересовалась группа ученых профессора Валентайна, снарядив подводную археологическую экспедицию. Первой их находкой стало каменное сооружение, похожее на храм, сплошь покрытое водорослями. Вокруг находились остатки других зданий и подводные  дороги. Блоки строений весили от двух до пяти тонн.

Заключение.

   Народы Америки  прошли в своем развитии три  этапа: первобытный, созданный  индейскими племенами, находившимися  на ранних стадиях развития  человеческого общества; более высокий  уровень, для которого характерно  сочетание раннеклассовых и первобытных  элементов, и стадию высокоразвитых  классовых цивилизаций. 

       Первобытное общество имело место  на всей территории Америки.  Жизнь племен была совершенно  типична для первобытного человека. Типичным было и мировоззрение:  мир и образ жизни были освещены  мифами, а природа населена духами  и сверхъестественными силами.

       Но высокий уровень цивилизации  все же был характерен для  народов, проживающих на территории  Мезоамерики и в зоне Центральных  Анд. 

       Мезо-американские цивилизации появляются  почти одновременно, около рубежа  нашей эры, возникнув на базе  предшествующих местных культур  архаического периода и достигают  своей вершины в государстве  ацтеков, которое, впрочем, так  и не успело преодолеть рубеж  территориального царства.

 Древние цивилизации  Америки очень близки по своему  характеру древнейшим очагам  высоких культур Старого Света  (Месопотамия, Египет, Индия), хотя  те и другие разделяет огромный  хронологический период в три-четыре  тысячелетия. Это сходство выражается  также в близких по тематике  и художественной форме мотивах  изобразительного искусства, выполняющего  аналогичную функцию: прославление  власти царя, утверждение ее божественного  происхождения и воспитание населения  в духе беспрекословного подчинения  ей.

       В то же время, несмотря на  общие закономерности развития, характерные черты, мировоззренческая  основа, система ценностей с сильным  акцентом на духовность в корне  отличались от философии христианского  мира. Великие цивилизации Америки  рухнули под натиском европейцев.

       Древняя цивилизация Америки  остается кладовой знаний для  всех областей научного мира. Этнографы находят для себя  массу мало изученных или не  изученных вообще племен и  народов, проживающих в труднодоступных  районах бассейна реки Амазонка. Историки и археологи посредством  археологических находок и других  свидетельств открывают для себя  и для мира неизвестные эпизоды  истории древнего мира Америки.  Свидетельством этого может служить  факт внимания ученых и поломничества  туристов в города Мачу-Пикчу  и Куско, древнюю столицу империи  инков. 

Словарь. 

Архантроп (от греч. archaios — древний и ап1гбро&-человек) — обобщенное название древнейших ископаемых людей (питекантропы, синантропы, неандертальцы и др.).

Топоним (греч. topos — место) — географическое название.

Эскимос - от индейского слова «эскимантьик» — поедающий сырое мясо.

Бенджамин Франклин (1706—1790) - Американский просветитель и государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости и Конституции США.

Уильям Пенн - Основатель английской колонии в Северной Америке (Пенсильвании).

Томагавк- Изогнутая деревянная палица.

Человеческий  скальп - Военный трофей в виде кожи, снятой с головы вместе с волосами.

Эманация (позднелат. emanatio) — истечение, исхождение — переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое — Бог) к низшим, менее совершенным.

  Шаман — от эвенкийск. шамаан, саман — возбужденный, исступленный человек.

Тотем — на яз. оджибве от отем — его род. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1.А.Н.Маркова, Культурология/история мировой культуры/, второе издание, М. 2004г.

       2. Народы Америки т.2, М.,1959

       3.Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

4. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st31.shtml

5. http://www.alleng.ru/d/cult/cult009.htm

Информация о работе Культура Американских цивилизаций