Культура Американских цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 05:41, контрольная работа

Краткое описание

Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее значение. Так, римский оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией.

Файлы: 1 файл

Культура.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

Культура.

Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к  одним из самых многозначных, имеющих  разнообразные толкования. Впервые  слово «культура» появилось в  латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий  труд. В последующем оно приобрело  более общее значение. Так, римский  оратор и философ М. Цицерон в  «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией. Он считал, что «философия есть культура души». Под культурой стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово  «культура» вошло почти во все  европейские языки, в том числе  и в русский. В работе И. Нидермана  «Культура, становление и изменение  понятия и заменяющие его понятия  от Цицерона до Гердера» показано, как  менялась семантика этого слова. Начиная с XVII в. в немецкой просветительской мысли (С. Пуффендорф) понятие «культура» использовалось в более широком  смысле – для всего, что создано  человеком и что существует наряду с нетронутой человеком природой.

Значение научного понятия термин «культура» приобрел в XVII-XVIII вв. В науке Нового времени  формируется представление, что  между природой и личностью существует особый мир человеческой деятельности, который называют «культурой».

В современной  науке сформировано более 300 определений  культуры, что свидетельствует о  многообразии подходов к изучению культуры. С конца XIX в. влиятельной становится американская школа культурной антропологии (Ф. Боас, А. Кребер, М. Мид и др.). В  ней на первый план выдвигаются вопросы  динамики развития культуры, механизмы  ее передачи через поколения.

В рамках американской культурной антропологии зародилось понятие  метода аккультурации как процесса контактов культур, в результате которых изменяются и культурные парадигмы (Дж. Гершкович, Дж. Мелвиль, О. Оттенберг). Согласно этому методу, культурные различия между этническими  общностями уравниваются в связи  со вступлением в непрерывный  и непосредственный контакт.

На основе обобщений  результатов исследований культурной и социальной антропологии сложился аксиологический, т.е. ценностный подход к пониманию культуры. Широкое  использование понятия «культура» как «совокупности материальных и духовных ценностей» начинается с работ В. Виндельбанда. Культура рассматривается как система нормативных способов деятельности, приемов деятельности, претендующих на образцовость. Известными представителями этого направления являются Г. Риккерт, Г. Коген, Ф. Брентано, М. Шелер, В. Вундт и др. В отечественной философии и культурологии его представляют Г. Карпов, А. Зворыкин, Г. Францев и др. Достоинство этого подхода – его широта, позволяющая представлять культуру как выражение различных сторон и сфер общественной жизни. Вместе с тем аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере ценностей, при отсутствии их четких критериев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         

                             Своеобразие американской культуры.

В 1770 году А. Рейналь  заметил, что "в Америке еще  нет ни одного хорошего поэта, ни одного способного математика, ни одного гения  в области искусства или науки" (Making America. P.137). Представление о том, что самостоятельная нация может  быть создана на основе только политических институтов, без сильных культурных оснований, было чуждо европейцам. Ж. Руссо в своей "Исповеди" (1730 г.) и И. Гердер в начале "Фрагментов" (1767 г.) обосновали положение о том, что искусство, культура и национальная идентичность эволюционируют естественным путем на основе опыта сообщества и выражают глубину народа на всем времени его существования. Разве  возможна нация без различных  стилей и культурных достижений? Рождение и дальнейшее развитие Америки не является исключением из этого правила, другое дело, что параметры ее культуры в самом начале отличались от культур  Старого света.

 Для этого  следует четко представлять себе  генезис американской культуры, поэтому обрисуем кратко его  особенности, без которых невозможно  понять функционирование современной  цивилизации Северной Америки.  Ведь именно "в начальный период  истории американского народа  стали проявляться его специфические  черты и традиции, контуры будущих  общественных институтов"(Слезкин  Л.Ю. У истоков американской  истории. Виргиния и Новый Плимут.1606-1642.М.,1978. С.4). Американская цивилизация начинает  свой отсчет с XYII столетия, когда  стал осуществляться проект западноевропейской  экспансии. Следует иметь в  виду тот немаловажный факт, что  в Северной Америке этот проект  исходил из пуританской концепции  жесткой аскетической этики. Не  случайно, исследователи среди всех  источников влияния на формирование  американской культуры особо  выделяют пуританство, на девять  десятых имеющего британские  корни.  

 Понятно,  что американская культура формировалась  на протяжении длительного времени  в связи с миграцией представителей  многих народов. Но фундамент  американской культуры был заложен  в колониальный период и он  не изменился принципиально с  тех времен, несмотря на последующее  "многоязыкое нашествие" эмигрантов. Это подтверждает серьезное исследование  современного ученого Э. Урбанского "Испаноамерика и ее цивилизации.  Испаноамериканцы и англоамериканцы", в котором даются сравнительные  характеристики латиноамериканской  и англоамериканской цивилизаций(См. Urbanski E.S. Hispanoameryka i jej cywilizacje. W., 1981). Если основания испаноамериканской цивилизации обусловлены смешением испанской и индейской кровей и принятием индейцами языка и религии конкистадоров, то отрицание английской феодальной идеологии и ее иерархической системы и восприятие британской морально-правовой системы вместе с растущим осознанием общей судьбы колонистов стали фундаментом англоамериканской цивилизации.

 Испаноамериканская  и англоамериканская цивилизации  использовали культурное наследие  Европы, однако его рецепция оказалась  разной, что связано с особенностями  самих метрополий. Испанцы принесли  с собой прекрасное наследие  гуманистического знания, архитектуры  и искусства, которые в значительной  мере обогатило испанскую колониальную  культуру. Колонистов из Англии  и других англосаксонских стран  характеризует отсутствие глубокой  традиционной культуры, они не  привезли с собой ни правоведов, ни ученых. Рождающаяся англоамериканская  цивилизация (как и испаноамериканская) использовала основы западноевропейской  цивилизации, на которые глубокое  влияние оказала Возрождение.  Однако культурное наследие Британии  в силу пуританского характера  колонистов не было воспринято  в полной мере. Э. Урбанский  так характеризует этот существенный  момент в становлении англоамериканской  цивилизации: "Интеллектуальная  гибкость и спекулятивный дух  островитян обусловил расцвет  Возрождения в Англии. Английский  ренессансный дух проявился в  различных произведениях литературы, в которых философские и моральные  ценности были перемешены с  теологическими концепциями и  научными размышлениями. Однако  Возрождение не смогло принести  свои плоды в американских  колониях из-за теологической  ментальности пуритан, которые  любили простую жизнь. Свидетельством  этого являются некоторые примеры  английской колониальной архитектуры  в Новой Англии и Виргинии, выделяющиеся скорее функциональной  пользой, нежели художественной  красотой. Гуманистическая литература  тоже не была хорошо принята,  ибо кальвинисты и лютеране, которые  оказывали влияние на воспитание  в колониях, отвергали эти идеи. За исключением некоторых писателей  и архитектурных объектов, а также  небольшого числа школ и теологических  училищ, которые позже были преобразованы  в университеты, колониальная культура  в Америке была скромной. Однако  она выражала моральные и социальные  ценности, своими корнями уходящие  в ренессансную идеологию. Английские  колонисты оставили следующим  поколениям те ценности, из которых  позже северные американцы создали  современную цивилизацию. Все активно участвовали в созидании этой цивилизации посредством труда и общего образования. В противоположность испаноамериканской немногочисленной исключительности англоамериканская цивилизация стала в культурном смысле движением масс. В итоге, насколько испаноамериканская цивилизация сформирована религией и искусством, настолько англо-американская создана трудом и школой".

Освоение обширной зоны Северной Америки в ходе истребления  индейских племен, борьба за место  под солнцем внесло в американскую культуру агрессивность и насилие.

 Все описанные  выше характеристики американской  культуры, "заложенные" в ходе  ее генезиса – пустота, примитивность,  рационализм, прагматизм, утилитаризм,  агрессивность, насилие, и сейчас  присуще ей. О волне насилия  в американской культуре много  пишется в прессе и говорится  в средствах массовой информации. Теперь "сверхнасилие", которое  долгое время было характерно  для массовой культуры, вышло  на первый план в сегодняшних  фильмах и книгах. Америке присуще  пристрастие к вымышленному насилию  подобно наркоману, требующему  все больше и больше наркотика,  чтобы вызвать тот же эффект. "Создается вымышленный мир,  не обязательно положительный,  но и отрицательный, главное  – чтобы он был ярким, полным  соблазнов и приключений, с  сильными страстями любого сорта,  с захватывающими ужасами, со  сверхчеловеческими существами  и ситуациями". Таким образом удовлетворяется потребность "маленьких" людей, чья жизнь становится все серее и скучнее, в ярких впечатлениях, в том числе и в художественной версии ужасов.  

                 Культура народов Северной Америки 

Традиционно считается, что Америка не является областью прародины человечества — там нет и не было архантропов, и заселялась она людьми современного вида через существовавший 28—30 тысяч лет назад сухопутный мост между Аляской и Чукоткой — так называемую Берингию. Именно с этого момента начинается отсчет истории американской культуры.

Современная академическая  наука считает, что древние обитатели  материка принадлежали к протомонголоидной  или протоазиатской группе, генетически  связанной с алтайскими, финно-угорскими, сино-тибетскими народами. Это утверждение базируется на лингвистических данных и антропологических признаках аборигенов — прямые жесткие волосы, слабый третичный волосяной покров и т. п.

Ко времени  открытия и завоевания континента европейцами  его территорию населяли многочисленные коренные народы. Их общая численность  равнялась примерно 15—20 миллионам. В результате ошибки первых мореплавателей, принявших открытые ими земли за Индию, начиная с XVI в. эти народы стали называться индейцами. Как правило, сами аборигены зовут себя иначе — самоназвания племен в большинстве случаев образованы от местных топонимов.

Уровень развития населения в различных частях материка был неодинаков. Среди безбрежного  океана первобытных племен с их мировоззрением, творчеством и образом жизни  находились островки уникальных культур  классового общества Центральной Америки  и западной части Южной Америки  с их поистине потрясающими достижениями. 

  Северную часть континента населяло большое количество племен и народов, находящихся на стадии первобытности. Первые стоянки собирателей и бродячих охотников, владевших огнем и каменными орудиями, обнаружены в Техасе, Неваде, Калифорнии (Лыоисвилл, Тьюл-Спрингс, о. Санта-Роса) и в районе Сандиа (25—15 тыс. до н. э.), а более поздние — в Кловисе (1500— 9 тыс. до н. э.) и в Фолсоме (9000—7000 тыс. до н. э.). Поселки земледельцев в Аризоне и Нью-Мексико датируются 7—6 тыс. до н. э.

К XVI в. уровень развития североамериканских народов был неодинаков:они находились на различных стадиях развития первобытного общества. По местам обитания их можно подразделить на несколько групп. К первой относятся охотники и рыболовы арктической зоныалеуты и эскимосы.

В этом районе выработался  своеобразный хозяйственно-культурный тип, обусловленный сложными климатическими условиями: каждодневный быт был  нацелен на главную задачу — выживание. Охота на морских животных, оленей, пушных зверей, птиц, рыболовство и собирание водорослей, ягод, кореньев и трав были их основным занятием. Жилища из жердей, покрытых шкурой или корой, — летом и землянки или иглу (дома изо льда с пологами из шкур внутри) — зимой защищали людей от холода и непогоды. Двухслойная одежда из меха (нижний слой мехом к телу, верхний — мехом наружу), торбаса (высокие меховые сапоги), плащи из рыбьей кожи, кишок или травы и шляпа из бересты — так был одет житель арктического севера.

Природа была сурова к нему, но в битве  за жизнь человек не забывал о  художественном творчестве. Оно находит  выражение в песнях и танцах, резьбе по дереву, камню, рогу и в орнаментации одежды, в узорах татуировки и в  изобретении оригинальных средств  передвижений (саней, запряженных соба-ками или оленями, снегоступов, лодок  различных модификаций — от одноместного каяка до уммаке на несколько человек). Стойбище было главной социальной единицей и представляло собой соседскую общину с большим количеством родовых пережитков. 

К арктической группе примыкают жители северной лесной области  Канады {атапаски, часть алгонкинов) и северо-западного Тихоокеанского побережья (тлинкиты, хайда и др.)

Информация о работе Культура Американских цивилизаций