Культура Американских цивилизаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 05:41, контрольная работа

Краткое описание

Понятия «культура» и «цивилизация» относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее значение. Так, римский оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией.

Файлы: 1 файл

Культура.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

У них были похожие  занятия, основные орудия труда (лук, стрелы, гарпуны, силки, ловушки, остроги, капканы) и жилища (принцип землянок), но у  алгонкинов были также конусообразные постройки с деревянным каркасом, об тянутые берестой или шкурами, — вигвамы.

Для зимней одежды индейцы сохраняли мех, для летней делали мягкую замшу. Основой служили  рубаха (у мужчин ниже колен, у женщин — до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью — мокасинами. Голову закрывал капюшон, руки — перчатки (зимой — от холода, летом — от насекомых). У обитателей северо-западных районов к одеждам из мехов и кож добавлялась еще тканая — из шерсти горных коз. Особую гордость тлинкитов составляли тканые накидки, украшенные причудливыми узорами.

Украшалась одежда бахромой, иглами дикобраза, оленьим  волосом, вышивкой и красочным орнаментом из морских ракушек.Индейцы лесов  ценили ожерелья из

косточек редких рыб, серьги с розовыми и зелеными жемчужинами из раковин моллюска, нарезные браслеты, гибкие пояса, сплетенные из очищенных корней кедра, окрашенные и искусно разрисованные, а также головные уборы из хвоста рыжей лисицы и орлиных перьев.

Лицо и тело раскрашивались татуировкой. Богатые  женщины носили украшения в отверстии  нижней губы, что считалось необычайно изящным.

Однако прославился  этот народ великолепной обработкой дерева. Из него делали разнообразную  утварь (ложки, сосуды, ковши, блюда), а  также предметы ритуала: щиты и шлемы-маски  для воинов, жезлы шаманов, трещотки, тотемные маски и тотемные столбы. Это были священные вещи, их создание считалось опасным магическим действием. Шлем олицетворял личное достоинство человека, его внутреннюю силу и храбрость. Щит приносил обладателю счастье и удачу, кольца на нем считались местом входа в наш мир спешащих на помощь богов и духов. Трещотка помогала шаману в вызывании духов и вхождении в транс. Маска была действительным воплощением предка или сверхъестественной силы, и надевший ее перевоплощался в того, кого изображал.

Резные символические  фигурки различных животных, с  которыми племя чувствовало особую внутреннюю связь, покрывали тотемные столбы. Искусство резьбы и раскрашивания  этих фигурок часто достигает  высокого художественного уровня. Поразительных  результатов добивались лишь при  помощи точильного камня из песчаника  и кусков кожи акулы для полировки.

Тлинкиты были умельцами в изготовлении украшений  из меди. Используя способ холодной ковки, мастера делали серьги, кольца, браслеты и ожерелья. И жители северной Канады, и жители севера Тихоокеанского побережья находились на родовой  ступени развития общества, но индейцы  северо-запада знали рабство, хотя рабы и принадлежали всей общине.

К калифорнийским индейцам относятся шошоны, пенути, хока, юки и др. Эти племена жили в лесистых районах либо с влажным и мягким, либо с жарким и сухим климатом. Именно поэтому исключительное значение в их жизни имело собирание орехов, плодов, семян и кореньев диких растений. Охота и рыболовство дополняли это занятие. В поисках пищи семьи кочевали с места на место, не зная постоянных жилищ. Навесы из ветвей и травы защищали их от летнего солнца, а землянки — от зимнего ветра. Неотъемлемой частью каждой стоянки были бани и ритуальные парилки.

Не зная гончарства, калифорнийцы плели великолепные корзины, используя древнюю технику спирально-жгутового  плетения. Очищенные от коры ивовые прутья или ветви красного дерева свивались в жгуты и сшивались  костяными или деревянными иглами. Изделия украшались двухцветным орнаментом в сочетании коричнево-красного и белого цветов. Плетение было таким плотным, что не пропускало воду. В таких корзинах готовили пищу — раскаленные на огне камни опускались щипцами в заполненную водой посуду. Остывшие камни заменялись новыми. Именно поэтому калифорнийцев часто называют камневарами.

Они не умели  ткать и носили легкую одежду: мужчины — набедренную повязку из кожи оленя, а женщины — короткие юбки из луба дерева. И только вожди имели право в особых случаях надевать плащи из перьев птиц.

Калифорнийские  индейцы считаются наиболее примитивной  группой коренного населения  Северной Америки.

В лесных областях востока — южнее Великих озер, от Миссисипи до Атлантического океана — жили племена ирокезов, делаваров, могикан, мосгенов. Эти племена вели оседлый образ жизни. Помимо охоты, рыболовства и собирательства занимались мотыжным земледелием (огородничеством). Зарождение земледельческой культуры на континенте произошло еще в 6500—1500 гг. до н. э. Выращивали бобовые, кабачки, маис (кукурузу), подсолнечник, тыквы, арбузы. В пищу шло мясо диких животных, исключая хищников, и различные растительные лесные дары. К любимым лакомствам относились патока и сахар из кленового сока, из него же готовили опьяняющие напитки. Использовались даже такие продукты, как ореховое и медвежье масло.

Славу жителям  восточных областей принесли их ремесленники: мастера по созданию украшений из перьев, скорняки, плетельщики, гончары, ткачи. Ткань создавали из крапивы, древесной коры и даже из индюшачьих перьев. Но самым удивительным было их умение работать с берестой. Из бересты  изготавливали не только корзины, емкости  для жидкости, шкатулки, но даже каноэ  и своеобразную бумагу.Пиктографические рисунки, нанесенные на нее, свидетельствуют  о зарождении письменности. Хроникой такого рода является запись делаваров  «Валам олум», что означает «правдивая живопись». Особо сложную информацию передавали пояса вампум — нанизанные на шнур кружочки из белых и фиолетовых раковин квохауг. Они имели высокую денежную стоимость. С помощью комбинации раковин записывались официальные документы. Подобный текст договора о земле, заключенный между индейцами и Уильямом Пенном в 1682 г., сохранился до настоящего времени.

Щедрые и гостеприимные  земледельцы, жители этого региона, в одночасье могли превратиться в дисциплинированных и непобедимых  воинов, объединенных в союзы, подобные Лиге ирокезов. Сами себя ирокезы называли «ходеноса-уни» — «людьми длинного дома», так как жили они в больших жилищах из коры с множеством комнат и очагов, вмещающих около 100 человек. Американцы восхищались ирокезами. Их общественное устройство в качестве модели для Конституции США предлагал Бенджамин Франклин (1706—1790).

Высока была роль женщины в обществе, потому что великим делом считалось  быть матерью.

Как смогут жить и процветать люди, как сможет крепнуть народ без женщины-матери, способной  подарить племени сыновей и дочерей? Оскорбить женщину — значит оскорбить Природу и навлечь на народ несчастья, голод, мор, нищету. Поэтому именно женщине принадлежит главная исполнительная власть. Правительница и совет матерей выбирали военного старейшину рода. Все вместе они составляли совет племени.

Перечень племен Северной Америки был бы неполон  без упоминания индейцев Великих Равнин (прерий) — аппачей, навахо, команчей и других, которые вошли в сознание европейцев в виде злодеев в боевой раскраске с томагавками и человеческими скальпами в руках.

Действительно, обычай смешивать жир с краской  и наносить эту смесь на кожу был  чрезвычайно распространен среди  индейцев вообще и жителей прерий в том числе. Раскраска не просто украшала человека, а защищала его  от внешнего вредоносного влияния и  должна была приносить удачу. Помимо этого она содержала информацию о родовой и племенной принадлежности, общественном положении, о личных качествах  и пр. Воинская окраска служила  для отпугивания врагов и злых духов в бою. Из всех цветов красная  краска считалась предпочтительной, за что индейцы и были прозваны краснокожими.

Реальностью жизни  племени на тропе войны было снятие скальпов, но это были скальпы врагов, нарушивших нормы жизни и справедливости. Снимая с головы кожу вместе с волосом — средоточием энергии, магическую силу противника подчиняли и использовали после его смерти. Считалось, что скальпы способствовали плодородию, приносили здоровье, мощь и духовную силу. Чем могущественнее была жертва, тем больше магической силы давал ее скальп.

Охота за людьми была характерна лишь для военного времени. В обыденной жизни индейцы  прерий — охотники на бизонов. Они не занимались ни земледелием, ни ремеслом, часто кочевали вслед за стадами животных, перевозя имущество на собаках. Охотились пешими, с луком и стрелами, часто используя протяжный, пронзительный вопль, сбивающий бизонов с ног (этому крику специально обучались у девушек). Такая охота была сложна и опасна, но риск стоил того — бизоны давали пищу, топливо (жир), а также кожи для одежды, лодок и переносных домов в виде конических палаток (типи). Такие дома ставились по кругу, в центре которого находилась палатка племенного совета еще материнского рода.

Несмотря на кочевой охотничий быт, в прериях  велись даже летописи. В виде рисунков, начертанных на тщательно выделанных шкурах бизонов, отмечались главные  события года. Развивалось изобразительное  искусство: вышивание по коже или  ее разрисовка. Часто использовались символы:

солнце — счастье,

бабочка — вечная жизнь,

глаз знахаря — наблюдение, мудрость,

перья орла — вождь,

рог буйвола — успех и т. д. 

Образцом религиозной  скульптуры могут считаться курительные трубки. Они имели различные формы и размеры, были богато орнаментированы и носили ритуальный характер. Существует легенда о том, что первая трубка была дана людям духом грома для того, чтобы они могли использовать ее при вызывании священных сил и установлении гармонии между ними и человеком. Поэтому трубка была не только символом духов, но и символом защиты. Своей энергией и силой она охраняла людей. Отсюда ее название — Трубка Мира. Тот, кто ею владел, был другом всех индейцев и мог свободно путешествовать от племени к племени.

Последнюю группу составляют жители северной части юго-запада США (зуни, хохокамы, хопи и пр.), Их называют пуэбло, что в переводе с испанского означает поселение, народ. Этим словом называли не только постройки и ту область, для которой они были характерны, но и людей, населявших их.

      Типичные  пуэбло — это внутрискальные, многосемейные жилища, вмещающие до тысячи человек. Они имели вид замкнутого двора с отвесной внешней стороной и внутренней стеной в форме амфитеатра, ступени которого представляли собой ряды жилых построек. На склонах каньонов и в скалах создавались колоссальные сооружения в четыре-пять этажей. Правда, были и небольшие поселения.

      Все пуэбло, независимо от размеров, представляли собой общины с принадлежащими им землями и охотничьими угодьями. Люди этих племен прослыли великолепными  агрономами и инженерами. Используя  ирригационные системы, длина которых  достигала 300 миль, они получали высокие урожаи, несмотря на крайне скудные почвы. Под руками этих индейцев пустыня расцветала, повсюду зеленели посевы маиса, фасоли, хлопка и тыквы. Были приручены собаки и индейки, высоко ценившиеся из-за перьев, используемых для украшений и обрядовых целей.

      Жители  юго-запада были не только хорошими земледельцами  и строителями, но и отменными  ремесленниками. Их гончарные изделия  имели кремовый, оранжевый, желтый цвета, изящную форму и рисунок, богато украшались разноцветными глинами, антропо- и зооморфными фигурами с миндалевидными глазами или  просто черным геометрическим орнаментом. Эта керамика очень напоминает произведения гончаров Древнего Востока и Европы. Изготовление глиняной посуды такого качества требовало высокого мастерства и отнимало достаточно много времени — ведь ее делали без гончарного круга. Однако все затраты были оправданы, поскольку изделия из глины для индейцев пуэбло — не просто предметы обихода. Совершенством и пластикой форм, способностью вмещать в себя любое содержимое они воплощали образ Космоса. Искусство гончара отождествлялось с искусством Бога — Творца Мира и было поэтому значимым и почетным.

      Среди пуэбло популярностью пользовалось и ремесло ткачей. Они делали цветные  покрывала и накидки, пояса, фартуки  и юбки, которые до сих пор славятся по всему миру.

      В мире индейцев юго-запада преобладал материнский  род, во главе которого стояла мать, и личная собственность наследовалась  только по женской линии. Но несмотря на это, главой семьи считался мужчина. Он же выполнял жреческие функции  и руководил кланом. 

      Мировоззрение

      североамериканских  индейцев. 

Различные племенные  жизненные стили североамериканских индейцев выливались в контрастирующие  друг с другом религиозные ориентации: старые охотничьи религии и новые  земледельческие.

В первом случае человек в одиночку искал помощи и защиты у сверхъестественных сил, необходимых ему в жизни и  охоте. Лишь в экстремальных случаях, когда иссякали собственные ресурсы, он обращался либо к знахарю, либо к помощи коллективного ритуала. В аграрных обществах, напротив, индивидуализм  подавлялся, и основными были ритуализм, кооперация и коллективизм, концентрирующие энергию членов племени для достижения общего результата.

Несмотря на различия бытовой и ритуальной жизни  индейских племен, у них была основа, которая объединяла их всех. Эти  люди пребывали в общей гармонии с одухотворенной Природой, в которой  существуют рядом боги и люди, животные, растения и души умерших; с природой, в которой все взаимосвязано, сбалансировано, имеет одни и те же божественные корни. Задача человека заключалась не в том, чтобы создать  новую внешнюю цивилизацию, а  в том, чтобы, сотрудничая со священной  Вселенной, поддерживать уже существующие Красоту и Порядок.

По верованиям индейцев, Вселенная состоит из трех основных уровней: верхнего — небесного, нижнего — подземного и среднего — земного. Они соединены так называемым Мировым деревом — моделью космоса и символом связи. Его корни уходят в преисподнюю, крона достает небо, ствол соединяет их и одновременно представляет мир людей.

Представления о Вселенной. Все этажи Вселенной пронизаны сверхъестественными силами — пуха,  в фокусе  которых находится фигура единственного сверхбога. Его часто называют «Отец Наш», хотя у каждого народа он носит свое имя (Там Ало — у шошонов, Уакан Танка — у лакотасиу, Ауонавилона — у зуни и т. д.). Как

правило, имя  Отца объединяло несколько мощных духов — это как бы квинтэссенция всех сил. «Мы думаем о нем как о небе; он покрывает весь мир. Он человек на небе. Его власть простирается над всей землей», — говорят индейцы1. Верховное существо может выражать свое величие через звезды, солнце, луну. Именно оно, эманируя, сотворило мир и людей в момент начала всех начал, и оно же управляет всей Вселенной, обновляя ее каждый год. Рядом с ним существует целый класс могущественных богов, более важных для продолжения жизни: Отец — Солнце, Мать — Луна, Мать — Земля, а также боги Грома и Молнии, Ветра и Дождя. Они обладают сверхъестественными силами, с одной стороны, благоприятными для людей, с другой — опасными и способными причинить вред.

Информация о работе Культура Американских цивилизаций