Коран как памятник культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:39, реферат

Краткое описание

Чтобы понять значение Корана, следует остановить внимание на его доктринальном содержании, на его повествовательном содержании, на все многообразие человеческого духовного опыта. Знакомство с Кораном играет важную роль в реализации общего стремления к духовному диалогу.

Файлы: 1 файл

КОРАН-ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ.docx

— 28.53 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Магнитогорский государственный

 технический  университет» им. Г.И. Носова 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОРАН

КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент I курса Заочного факультета

                                    По специализации  «Производственный  менеджмент»

                                   

                                      

  Принял:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Магнитогорск

2011 
 
 
 
 
 
 
 

КОРАН КАК ПАМЯТНИК ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА

    Чтобы понять значение Корана, следует остановить внимание на его доктринальном содержании, на его повествовательном содержании, на все многообразие человеческого  духовного опыта. Знакомство с Кораном  играет важную роль в реализации общего стремления  к духовному диалогу.

    Рассуждения о Коране, как о священной книге, подводят нас к необходимости  определить само понятие "священный”.

    Священно  то, что, во-первых, связано с трансцендентным, во-вторых, обладает характером абсолютной достоверности и, в-третьих, не поддается  пониманию и контролю со стороны  обычного человеческого рассудка. Священное - это абсолютное в относительном, присутствие центра на периферии, что придает преходящему свойства бессмертия.

    В Коране следует различать общее  совершенство божественного Слова  и частное совершенство заключенного в нем содержания; например, совершенство, с которым разбирается вопрос об Аллахе и его качествах. "Разве  они не знают, что Аллах знает  и то, что они скрывают, и то, что они обнаруживают?”1

    Бесконечная ценность Корана соотносится с той "божественной магией”, с той  чудотворной силой, которой обладает его божественный текст. Эта магия  теснейшим образом связана с  самим Языком Откровения, то есть арабским, откуда проистекает каноническая необоснованность и ритуальная недействительность перевода. Подобно самой вселенной, Коран  един и в то же время множествен. Вселенная – это множественность, объединяющая и ведущая к Единому. Множественность священной книги – разнообразие ее слов, изречений, образов, рассказов – переполняет душу, а затем захватывает ее и возносит в атмосферу ясности.

    Даже  оставив в стороне загадочный строй многих священных сентенций, можно сказать, что житель Востока  умеет извлечь максимум смысла из минимума слов. Например, Коран напоминает, что "горный мир дороже дальнего”, или что "земная жизнь всего  лишь игра”, он утверждает, что "враги  вам жены и дети ваши”, а мусульманин  может вывести из подобных изречений целую мистико-аскетическую доктрину, столь же проникновенную и всеобъемлющую, как и любое духовное учение, достойное этого имени: "Аллаху принадлежит то, что в небесах и что на земле. И довольно Аллаха как покровителя!” . Мусульманский   "фатализм”   является   логическим  следствием фундаментальной концепции ислама, согласно которой все зависит от Бога и все возвращается к Нему: "И Аллаху поклоняется то, что в небесах и на земле из животных, и ангелы, и они не превозносятся. Ему - подчинение постоянное; неужели вы боитесь кого-нибудь кроме Аллаха)” .

    Мусульманин, особенно тот, кто соблюдает  Сунну вплоть до малейших ее предписаний, живет среди переплетения символов и самим фактом своего существования участвует в этом переплетении, что дает ему возможность хотя бы опосредованным образом постоянно помнить об Аллахе и запредельном мире: "Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, Его писания, Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением” .

    В исламе волевые импульсы определяются и направляются с целью достижения душевного мира и созерцательного  спокойствия, внешний ход вещей  является лишь схемой, все духовные ритмы развиваются внутри нас, Повторение священных формул по любому поводу может быть пустой тратой времени  и казаться излишним тому, кто ищет опору лишь в моральном героизме. Но с точки зрения символического союза с Аллахом,  подкрепляемого неустанным размышлением о вещах божественного характера, эта привычка к повторению священных формул, то есть к постоянной ориентации на "духовные вещи”, представляется, напротив, могучим средством самоочищения и обретения нравственности: "тем, кто, — если мы их укрепляем на земле поддерживают молитву, и дают очищение, и приказывают ведомое, и удерживают от не одобряемого. К Аллаху завершение дел!”6.

    Мусульмане  разделяют все  поступки на пять категорий: обязательные,    поощряемые,   безразличные,    предосудительные, запрещенные. Все они основаны на реальности потустороннего мира и, стало быть, относятся с некоторым безразличием к явлениям земного порядка; что же касается преимуществ современного уклада, то, оценивая их, нужно помнить о том, что они порождены отрицанием потусторонней духовности и культом земных вещей.

    После смерти человек сталкивается с реальностью  во всей ее полноте, а затем перед  ним открывается его подлинная  суть, составляющая часть этой реальности. Осознанные прегрешения превращаются в языки пламени: "В тот день, когда он их соберет, как будто  бы они не пробыли и одного часа дня, они узнают друг друга. В убытке будут же, которые считают ложью  встречу с Аллахом, и не были они  на прямом пути”7.

    Но  человек попадает в огонь не только за свои грехи; он сгорает в нем  еще в силу своего величественного  богоподобия: "А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, и переступает Его границы, того Он введет в огонь вечно пребывающим там, и для него - унижающее наказание” 8. Мысль о том, что ад вечен, которая в течение веков поддерживала в человеке "страх божий” и укрепляла его добродетель, производит теперь совершенно противоположный эффект, делая неправдоподобным само учение о потустороннем мире.

      Асимметрия  между райским и адским состояниями  объясняется тем, что первое бесконечно ближе чистому бытию, чем второе; его "вечность”, следовательно, имеет  совсем иной характер, нежели "вечность”  адская. Божественное присутствие в  физическом мире обнаруживается благодаря  двум символам, или естественным проявлениям, первостепенной важности: это сердце внутри нас и воздух вокруг нас. Мы дышим светоносным и свежим воздухом, и наше дыхание, как сердцебиение, становится подобием молитвы: "Поистине, Аллаху принадлежит власть над небесами и землей! Он живет и умерщвляет, и нет у вас помимо Аллаха заступника и помощника”16.

    Особо выделяется в Коране трон Аллаха. Этот символ величия и покоя Аллаха приобретает в истории творения какое-то специальное значение, как бы связывает процесс создания мира с последующим божеским управлением им.

    Одно  из самых любимых мусульманами описаний могущества Аллаха: "Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Аллах. Вот  изгнали его те, которые не веровали, когда он был вторым из двух. Вот  оба они были в пещере, вот говорит  он своему спутнику: "Не печалься, ведь Аллах с нами!”. И низвел Аллах  свой покой на него и подкрепил  его войсками, которых вы не видели, и сделал слово тех, которые не веровали, низшим, в то время как  слово Аллаха - высшее: поистине, Аллах - могучий, мудрый!”17.

      Исламская философия, как видим, вливается  в одно из главных тел Коранической проповеди. Рассказы о творении должны убедить в великой силе Аллаха, в его праве управлять людьми, для которых он создал всю среду  их обитания, и все что они имеют.

      Каждая  глава  сура  обычно посвящена многим темам. В сочетается прямые призывы веровать в Аллаха с угрозами наказания: "О, вы, которые уверовали! Многие из книжников и монахов пожирают имущество людей попусту и отклоняют от пути Аллаха. А те, которые собирают золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, - обрадует их мучительным наказанием” 17 .

    Постоянное  повторение фраз и даже сюжетов - принципиально  важная черта Корана. Он состоит  из множества "параллельных мест”, которые перекликаются со сходными по сюжету или по выражениям другими  местами Корана. Ни один из этих элементов  Коранических сказаний не существует в текстах сам по себе. Цели их приведения вполне конкретны -     подтвердить Коранические изречения историческими авторитетами, подтвердить древней историей закономерность Ислама. Сказания Корана    один из важнейших и относительно мало использованных источников по истории жизни и внутренних переживаний пророка Мухаммада: "верующие мужчины и верующие женщины, - они друзья одни другим; они побуждают к признанному и удерживают от неодобряемого, простаивают молитву и дают очищение, повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах: ведь Аллах велик, мудр!”19.

    При чтении Корана приходится сталкиваться с непоследовательностью  изложения, ибо временная последовательность не имеет для Аллаха никакого значения; так, в священных Писаниях слова и даже факты подчас меняются   местами ради прояснения высшей ускользающей от людей истины. Коран - это отражение всего того, что может помыслить и почувствовать человеческий разум; посредством этого отражения Аллах исчерпывает человеческие тревоги и приобщает верующего к ясности и миру: "Аллах  тот, который сотворил небеса и землю, и низвал с небес воду, и вывел ею плоды в ваш удел, и подчинил вам солнце и луну труждающимися, и подчинил вам ночь и день, и дал вам все, что вы просите. И если вы будете считать милость Аллаха, то не сочтете ее. Поистине, человек - обидчик, неблагодарный!”20.

    Аллах всемогущ по отношению к сотворенному, но не к тому, что в самой Его  божественной природе определяет его  творение и его внутренние законы. Он не властен над тем, что составляет метафизическую необходимость мира и зла: "Проси для них прощения или не проси для них. Если ты будешь просить для них семьдесят раз, и то никогда не простит им Аллах. Это   за то, что они не веровали в Аллаха и Его посланника: поистине Аллах не ведет людей распутных! И если они обратятся, - будет лучше для них, а если отвернутся, - накажет их Аллах мучительным наказанием в ближайшей жизни и в будущей. Нет им на земле ни заступника, ни помощника!”22.

    Прежде  всего, сам термин "божественная кара” выражает всего лишь известный  аспект причинно-следственных связей; никому не придет в голову обвинить природу в мелочной злобности  только потому, что связи эти обусловлены  в ней самой логикой вещей. Обоснованность загробного воздаяния  становится явной, как только мы вспомним о несовершенстве человека; всякое его действие неизбежно влечет за собой противодействие. Все проявления разлада и неуравновешенности предполагают ответную реакцию,   позитивную   или   негативную,  благодаря   которой восстанавливается уравновешенность: "И никогда не молись ни об одном из них, кто умер, и не стой над его могилой. Ведь они не веровали в Аллаха и Его посланника и умерли, будучи распутными! Нет тягости ни на слабых, ни на больных, ни на тех которые не находят, что расходовать, если они искренни пред Аллахом и Его посланником! Нет пути против делающих добро. Поистине, Аллах прощающ, милосерд!”23.

    Приведем  важнейшую  формулу,  органически  вросшую  в мусульманскую жизнь: "Если это будет угодно Богу” (инш алла). Произнося ее, мусульманин признает свою зависимость от Аллаха, свою слабость и невежество в сравнении с ним, и в то же время отрекается от любых притязаний, обусловленных страстями; эта формула выражает, главным образом, стремление к покою и ясности: "Поистине, Господь ваш Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на троне. Он закрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... И солнце, и луна, и звезды, подчиненные Его власти. О да! Ему принадлежит и создание и власть. Благославен Аллах, Господь миров!”24.

     В Коране центральное место занимает подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка, как сам пророк во всем следовал указаниям Бога. Эти  указания - ясные и человечные. Они  относятся к относительно немногим и несложным (но именно поэтому они  должны выполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям, касающимся самых разных сторон человеческой социальной жизни (наследования, торговых сделок, наказаний за преступления), брака  и развода: "И не решайтесь на брачный союз, пока писание не дойдет до своего предела, и знайте, что  Аллах знает то, что в ваших  думах, и берегитесь Его и знайте, что Аллах прощающ, кроток! ”25. О разводе: "А когда вы дали женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно, преступая: если кто делает это, тот несправедлив к самому себе. И не обращайте знамений Аллаха в насмешку; и бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах о каждой вещи знающ!”26. Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах не требует ничего сверхъестественного. Он требует от человека обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Интересные мысли в Коране по правовым предписаниям, касающиеся вопросов наследования: "Завещает Вам аллах относительно ваших детей: сыну долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) женщины, числом больше двух, то им две трети того, что он оставил, а если одна, то ей  половина. А родителям его, каждому из двух - одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка, и ему наследуют его родители, то матери - одна треть. А если есть у него братья, то матери - одна шестая после завещанного, которое он завещает, или долга. Поистине, Аллах знающ, мудр”27.

     Можно сказать и так: Аллах сотворил мир как Книгу, и его Откровение снизошло в мир в виде Книги. Многие места в переводе Корана, относимые  на счет переводчика, в действительности объясняется еще одной особенностью Корана. Он сложился как диалог Мухаммада  с самим собой, диалог между богом  и Мухаммадом, между богом и  людьми: "О, посланник! Передай, что  низведено от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания, Аллах защитит тебя от людей. Поистине, Аллах не ведет  прямо людей неверных!”28.

     Огромную  роль в жизни мусульман имеет  Слово с большой буквы, то есть суры Корана, которые предстают не только изречениями, содержащими в  себе те или иные мысли, но своего рода живыми существами, силами, талисманами; душа мусульманина как бы соткана  из этих священных формул; с ними он работает и отдыхает, с ними живет  и умирает. Поэтому такое мировоззрение и называется "исламом”, т.е. "самозабвением”, покорностью воле Аллаха. Слово "ислам” происходит от того же корня, что и "салям”, "мир”, "душевное умиротворение”.

     Мухаммад  и его преемники  (халифы) - политические и религиозные руководители мусульман. Задачей религиозно-политического руководства здесь является не просто утверждение истинной веры, но достижения порядка, мира и благополучия общины верующих. И одно из важнейших следствий этого - относительная терпимость ислама, в которой допускаются разные точки зрения, если они не навязываются силой и борьба из-за них не ведет к дезинтеграции общества. Поэтому мусульманская система прочная и устойчивая. Очевидно, она не создавала предпосылок для прорыва к новой, уже не религиозной цивилизации.   Поскольку   подавляющее  большинство   населения мусульманских стран сохраняет религиозную веру, ощущает мусульманами, любая верхушечная и оторванная от исламских "корней” модернизация оказывается под угрозой со стороны исламских движений. Современный фундаментализм  - это не только исламская реакция на новое, но и форма включения этого нового в ислам.

    По  сравнению с традиционным, народным исламом, это - модернистская идеология, это форма модернизации самого ислама, ставящая на более прочную основу и процесс модернизации общества, глубинной основой культуры которого является ислам. Общей во всех этих случаях остается форма выступлений, возврат к Корану и его фундаментальным  ценностям, а также идеализация  времен пророка Мухаммада. "Возврат  к Корану” отождествляется ими  с духовно-нравственным оздоровлением  общества по шкале тех общечеловеческих ценностей, которые находили отражение  в проповеди пророка Мухаммада, в его деяниях и поступках. Здесь основная ставка делается на мобилизацию внутренних резервов мусульманского Востока, на учет его самобытности и  исторического наследия.

В Саудовской Аравии находятся не только места  поклонения исламской религии, но и  крупные центры ее распространения, там же расположены штаб-квартира организации "Исламская конференция”, а также различные частные  и полугосударственные просветительские, молодежные, религиозные, проповеднические и прочие фонды, которые активно  функционируют на территории России. Нам представляется, что на вопрос о причинах распространения ислама, в общем-то, нетрудно ответить. Это - реакция на западную цивилизацию, которая  в глазах арабского мира себя дискредитировала. Для западной цивилизации характерны пьянство и алкоголизм, запрещенные  исламом, высокая преступность, разложение нравственности и целый ряд негативных явлений, против которых выступают  мусульманское законодательство и  исламская религия.

Информация о работе Коран как памятник культуры