Библия как памятник культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Слово "Библия" - древнегреческого происхождения. На языке древних греков оно означало "книги". В наше время мы обозначаем этим словом не всякие книги, а одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Слово "Библия" мы потому и пишем с прописной буквы, что оно является собственным именем, названием одной определенной книги. Это - книга, которую верующие люди христианской и иудейской религии считают своим Священным писанием.

Оглавление

Содержание
I. Кратко расскажите о происхождении Библии 3
1. Составьте таблицу, отражающую структуру Библии 4
2. Обозначьте библейские сюжеты, чаще всего встречающиеся в искусстве (притчи, чудеса, страсти) 6
II. Сравните Декалог Моисея (Ветхий Завет) и нравственные принципы, содержащиеся в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея) 8
III. Тесты 10
Заключение 12
Литература 13

Файлы: 1 файл

Контрольная культурология.docx

— 47.22 Кб (Скачать)
 

 Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

Белорусский Государственный университет информатики

и радиоэлектроники 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Культурология»

Тема  № 18

«Библия как памятник культуры» 
 
 
 
 
 

Тимофеева Татьяна Геннадьевна

Группа  № 802321-18, шифр №802321

Адрес: 213206, г. Чаусы,

ул. Набережная д. № 11 

 

Содержание

I. Кратко расскажите о происхождении Библии3

1. Составьте  таблицу, отражающую структуру  Библии4

    2. Обозначьте  библейские сюжеты, чаще всего  встречающиеся в искусстве (притчи, чудеса, страсти) 6

II. Сравните Декалог Моисея (Ветхий Завет) и нравственные принципы, содержащиеся в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея)8

III. Тесты10

Заключение12

    Литература13 

 

I. Кратко расскажите о происхождении Библии

     Слово "Библия" - древнегреческого происхождения. На языке древних греков оно означало "книги". В наше время мы обозначаем этим словом не всякие книги, а одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных  произведений. Слово "Библия" мы потому и пишем с прописной буквы, что оно является собственным  именем, названием одной определенной книги. Это - книга, которую верующие люди христианской и иудейской религии  считают своим Священным писанием.

     По  своему содержанию и форме Библейские книги очень разнообразны. В них, например, отражены исторические события, поучения по ведению хозяйства, даны медицинские, бытовые советы и этические  нравоучения. Но главное философско-религиозное  назначение Библии воспитательное. Оно  состоит в том, чтобы сделать  человека духовно лучше и чище. Дать человеку морально-нравственные наставления, направить его на путь истинный, научить человека жить так, чтобы он делал добро, и при  помощи этих действий служил Богу. Суть Библейской истины с позиции христианства сводится к тому, чтобы человек  жил в союзе с Богом, являющемся Всемогущей сверхъестественной силой, воплощающей в себе Добро, Свет и  Разум. Согласно Христианскому Библейскому  учению, человек должен делать добро, любить Бога и своих ближних. Только так человек может прийти к  счастью и спасению.

     Библию  во всем мире называют книгой книг, самой главной книгой, стоящей над всеми остальными книгами потому, что в Библии описаны все жизненные ситуации, которые могут произойти с человеком и даны правильные советы, как нужно лучше и полезней всего себя вести в тех или иных жизненных обстоятельствах. Наряду с этим в Библии содержится все то, что нужно для праведной жизни и для спасения человека.

     Библия  оказала огромное влияние на развитие общечеловеческой культуры. На Библейские сюжеты создано множество шедевров в области литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, а также написано колоссальное количество трудов по этике, эстетике, философии теологии и религиоведению. О Библии в разные эпохи и в разных странах мира созданы целые библиотеки книг, подробно изучающих возникновение, формирование и исследующих содержание Библии. В нашем современном мире написано множество научных трудов, поясняющих Библейское Учение. Существует даже специальная наука - библиистика, подробно исследующая все, что связано с Библией. В настоящее время Библия переведена практически на все языки мира и является самой издаваемой и высоко почитаемой книгой на свете. 
 
 
 
 
 

 

1. Составьте таблицу,  отражающую структуру  Библии 

Библия
Ветхий  Завет - 50 книг Новый Завет - 27 книг
Книги Законоположительные Книги исторические Книги Учительские Книги Пророческие 4-е  евангелия Деяние  святых апостолов 21 послание апостолов Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова)
 

     Ветхий  Завет также называется - Священной  историей дохристианской эпохи. Ветхозаветные книги делятся на следующие группы. Книги Законоположительные, к ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Эти книги называются Торой или Моисеевым Пятикнижием потому, что они были написаны Пророком Моисеем. Книги исторические: книга Иисуса Навина, Судей, Руфи, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, 2 книги Ездры, книга Неемии, книга Есфирь. Книги Учительские: книга Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Экклезиаст, Песнь Песней. Книги Пророческие: книги Пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

     Новый Завет называется - Священной историей раннего христианства. В Новом  Завете рассказывается о жизни и  деятельности Иисуса Христа и о Его  философском учении и о деятельности Его учеников. В Ветхом Завете рассказывается о жизни, философии и веровании  древних евреев до прихода Иисуса Христа на землю. Поскольку Иисус  Христос был чудесным образом  рожден от Божьего слова, то книга, рассказывающая о жизни, деятельности и вероучении Иисуса Христа называется Евангелием.

       Слово Евангелие в переводе  с древнегреческого обозначает приятное известие или радостная весть, слово. В Новый Завет входит четыре канонических Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна). Помимо четырех Евангелий в Новый Завет входят описания Деяний Апостолов и Послания Апостолов, которые являлись учениками Иисуса Христа и проповедниками Его учения. В Новый Завет вошло 21 послание Апостолов (послание Иакова, 2 послания Петра, 3 послания Иоанна, послание Иуды, 14 посланий Павла). Последняя книга Нового Завета называется Апокалипсис, что в переводе означает откровение Апостола Иоанна, которое Он имел, находясь на острове Патмос. Эта книга представляет собой зашифрованную историю человечества с раннехристианских времен до кончины мира.

     В Библию входят канонические и апокрифические книги. Слово "канон" первоначально обозначало плотницкий отвес. Впоследствии это слово стало употребляться для обозначения какого- либо образца или правила. Словосочетание Священный канон относится к книгам, которые признаны всей церковью как книги Боговдохновенные, наставляющие на путь истинный, ориентирующие человека на праведную веру и доброчестивую жизнь. Апокрифические книги (от греческого слова тайный, секретный) представляют собой книги, не признанные церковью Священными и Боговдохновенными. В Библию вошли таких 11 книг, которые не считаются каноническими. К ним относятся: книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Неемии, книга Варуха, 3 книги Маковеев и 3-я книга Ездры. Эти книги считаются не каноническими потому, что они не обнаружены в оригинале на древнееврейском языке, а известны по греческому переводу.

     Католицизм  эти книги рассматривает как  канонические второго порядка. Православие  считает их апокрифическими, но включает их в издание Библии, как книги, полезные для духовного чтения. Протестантизм  отвергает эти книги, считая их апокрифами, и в Библию не включает. Православная христианская церковь признает каноническими 38 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета.

     В XIII веке кардиналом Стефаном Ленгтоном было произведено деление текста Библии на главы. В XVI веке парижским печатником Роббером Стефаном было произведено деление глав Библии на стихи и была дана нумерация этим стихам. Такое деление на главы и стихи в современной Библии сохранено и поныне. Это деление, подвергнутое незначительным изменениям, было принято и в иудаизме и используется в этой религии и сейчас.

 

     2. Обозначьте библейские  сюжеты, чаще всего  встречающиеся в  искусстве (притчи, чудеса, страсти). 

     Библия  оказала огромное влияние на развитие общечеловеческой культуры. На Библейские сюжеты создано множество шедевров в области литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры а также написано колоссальное количество трудов по этике, эстетике, философии теологии и религиоведению.

     Библейские  сюжеты послужили темой для бессмертных  творений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других.

     Среди русских живописцев особо хочется  выделить Андрея Иванова, его знаменитые полотна, написанные на библейские темы. «Сотворение мира» на шести листах изображаются все шесть дней творения. Уже здесь мы ощущаем своеобразие  подхода художника - он как бы отдается во власть младенческим представлениям о Творце земли, мудром художнике, который любовно лепит и украшает маленький мир, а затем оживляет его.

     «Хождение по водам» иллюстрирует известный евангельский рассказ о том, как ученики, плывя  в лодке, увидели Христа, который  шел поверх волнующегося моря. Христос  позвал Петра и велел идти к  нему: Петр пошел по воде, но, испугавшись, начал тонуть; тогда Христос поддержал  его и сказал: « Маловерный! Зачем  ты усомнился?» 

     Знаменитый  поэт Жуковский считал чтение и изучение Нового Завета «главным предметом жизни». Под влиянием чтения Евангелия сложилось  и окрепло миросозерцание Ф.М. Достоевского. Мильтон писал: « Во всей светской литературе нет сокровища, сравнимого с Библией».

     Пронеслись  века…

     Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, военные, политические и социальные перевороты меняли самый облик земли. Когда евангельская проповедь, подобно  свежему ветру, ворвалась в дряхлеющий античный мир, она принесла надежду  опустошенным и отчаявшимся, вдохнула в них энергию и жизнь. Христианство соединило мудрость Афин и чаяния Востока с мечтой Рима о всеобщем «согласии»; оно осудило угнетателей, возвысило женщину, способствовало искоренению рабства.

     Позднее в молодых варварских странах  Запада оно стало опорой гуманности и просвещения, заставив грубую силу признать духовный и нравственный авторитет. В каждую эпоху Новый Завет  обнаруживал скрытые и неистощимые  импульсы к творчеству. Если первыми  учениками Иисуса были простые галилеяне, то впоследствии перед Его крестом  склонились величайшие умы всех народов. Его откровение озарило мысль  Августина и Паскаля, любовь к  нему возводила рукотворные утесы  храмов, вдохновляла поэтов и ваятелей, вызывала к жизни могучие звуки  симфоний и хоралов. Образ Богочеловека запечатлен Андреем Рублевым, Микеланджело, Рембрандтом; на пороге третьего тысячелетия Евангелие, повествующее о Христе, переведено на полторы тысячи языков и расходится по миру, не уступая прославленным творениям человеческого гения.

     «И  что это за книга, Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах вселенной и восходящая до таинственной лазури с небес! ...Воистину это Слово Божие, тогда, как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство»,- сказал Генрих Гейне. 

 

II. Сравните Декалог Моисея (Ветхий Завет) и нравственные принципы. содержащиеся в Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея). Напишите, значимы ли они для современного человека. 

       Что же касается межчеловеческих отношений, то здесь главной является десятая  заповедь (Исх. XX, 17; ср. Втор. V, 21). Собственно, основная её часть — «не желай дома ближнего твоего», всё прочее можно было бы считать уточнением и разъяснением этого главного положения. Конечно, речь здесь идёт прежде всего о зависти — грехе, старом, как мир, и порождающем в свою очередь целый букет других грехов, в т.ч. и упоминающихся в четырёх предшествующих заповедях (Исх. XX, 13 – 16; ср. Втор. V, 17 – 20). Однако зависть страшна не только тем, что она вносит дисбаланс в межчеловеческие отношения. Её также можно считать своего рода духовным индикатором, указывающим на ненормальные отношения человека с Богом. Ведь появление и проявление вовне этого чувства говорит о том, что Бог и вечность Божия как абсолютные реальности для человека исчезли, и он обратил свой духовный взор на тварный мир, считая высшей и последней реальностью именно его. Лишь при таком условии становится возможной та абсолютизация относительного и преходящего положения в нём человека, без которой чувство зависти просто не может возникнуть. Позавидовать социальному либо имущественному положению человека, или его личным качествам и свойствам можно лишь тогда, когда они совершенно заслоняют собой главное — образ Божий в человеке, делающий его причастным реальности, по сравнению с которой всё перечисленное выше ничего не стоит. Этим-то и страшна зависть прежде всего. Но можно сказать, что и все остальные грехи, упомянутые во второй части Декалога, страшны именно тем, что они отделяют человека от Бога и искажают в нём образ Божий. Конечно, голос совести, с которым было связано проявление в человеке нравственного чувства, издавна звучал в человеческом сердце, напоминая его обладателю, что быть убийцей, вором, развратником и клеветником нехорошо и неправильно. Однако лишь поверив этому голосу так, как поверил Авраам голосу неведомого Бога, можно было соблюсти предлагаемые им запреты. Всякая же попытка рационалистического обоснования нравственных норм вела обычно к тому, что они превращались из абсолютных в относительные, и мир тогда делился на «своих», в отношении которых данные нормы соблюдать было не только возможно, но и обязательно, и «чужих», с которыми можно было не церемониться и по отношению к которым нарушение их даже предписывалось. Деление могло быть этническим, классовым, религиозным или каким угодно другим, но суть дела от этого не менялась. В Декалоге мы находим как подтверждение Божие абсолютности нравственных норм, так и обоснование их, притом не только с точки зрения межчеловеческих отношений, но и с точки зрения отношений человека с Богом. В самом деле, если вспомнить то, о чём говорит Иисус в Нагорной проповеди, приравнивая ненависть к убийству, а брошенный с вожделением взгляд к прелюбодеянию (Матф. V, 21 – 22, 27 – 28), станет ясно, что дело не в одном лишь преступном деянии, но едва ли не больше в том духовном состоянии, в котором пребывает человек, его совершающий. Очевидно, что, совершая нечто подобное, человек не только причиняет зло другому человеку, но и искажает и затемняет образ Божий в себе самом, отделяя себя от Бога. Но, несомненно, также и то, что первопричиной такого отделения является то искаженное видение человека и его положения в мире, которое порождает чувство зависти и о котором у нас уже шла речь выше. Каждый же новый совершаемый человеком грех, в свою очередь, усиливает искажение и делает стену между Богом и человеком всё более для него непреодолимой. Так Декалог описывает два пути, по которым может пойти человек: путь праведности, ведущий человека к Богу (первые пять заповедей), и путь греха, которого человеку следует избегать, чтобы не потерять Его (вторые пять заповедей). Давая Своему народу заповеди, Бог, таким образом, ставил каждого к нему принадлежащего перед выбором, какой путь предпочесть: путь жизни, ведущий к Нему, или путь смерти, от Него уводящий.

Информация о работе Библия как памятник культуры