Концепт судьбы в контексте культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе различных подходов к понятию «судьба человека» и различных восприятий этого понятия.
Для достижения поставленной; цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- уточнить сущностные характеристики понятия «судьба»;
- рассмотреть различные (религиозные, общественные, философские, этнические) подходы к данному понятию;
- рассмотреть проблему постижения своей судьбы как процесс формирования культуры самосознания и поиска духовной истины.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

 

СУДЬБА  В ХРИСТИАНСТВЕ

 

В греческом сознании все определялось достаточно просто: судьба всевластна, у римлян тоже: человек властен над судьбой, человек, вооруженный главной римской доблестью “virtus” (мужество, дерзость, дерзновение, решимость), может победить свою судьбу. А в христианстве все оказывается значительно сложнее. С одной стороны, человек имеет свободную волю, может выбирать между добром и злом, может выбрать между одной и другой дорогой, с другой стороны, человека ведет по жизни Бог, поэтому Бог посылает человеку то, что ему полезно.

Когда мы говорим о  христианах и о христианской культуре, о христианском пути, то надо употреблять не слово “судьба”, а “жизненный путь”, и смотреть на жизненный путь5.

Жизненный путь и развитие личности от рождения и до смерти и  дальше, после смерти, прославление этой личности в веках - это одна из основных тем и христианской литературы, и христианской культуры, и иконописи, и богослужебной поэзии, это тема, которую можно встретить практически в любом из аспектов церковной жизни.

Но, по христианскому взгляду на мир, мы увидим, что человек скорее побеждает свою судьбу, чем оказывается ее пленником. Человек преодолевает свои слабости. Что такое “судьба”? Это те слабости, от которых не уйдешь, какие-то обстоятельства, от которых не убежишь, а христианин побеждает эти обстоятельства, правда, победа не дается ему так просто и триумфально, как она давалась людям с точки зрения римских историков, где все было очень просто, надо было быть смелым, решительным, надо было обладать всеми римскими доблестями, - и ты побеждал свою судьбу. В христианстве все гораздо сложнее, одной решительностью, одной смелостью не возьмешь, нужна еще особая чистота, которой всем не хватает, нужно умение слышать Бога и людей вокруг, нужна та решимость, то мужество, та особая черта характера, которую называют смирением.

Вся история христианства, история христиан - это история удивительных побед над обстоятельствами и немощами, то есть история вырастания из тех страхов перед судьбой, перед своей планидой, перед тем, что выпало на долю, внутри которых, как правило, человек живет.

Христианство рассматривает  человека как индивида и как личность. Это две независимые друг от друга субстанции в рамках одного и того же существа. Основа индивидуума - тело. Основа личности - душа. Человек как индивидуум всецело зависит от природы, он часть природы и как таковой не может рассматриваться в качестве цели. Индивид не имеет самостоятельности, он растворен в обществе, с него требуют только безоговорочного повиновения. Он лишен свободы. Иное дело - человек как личность. Бессмертная душа создает в человеке особый, человеческий мир. В известном смысле можно сказать, что душа и личность - это одно и то же. Личность наделена душой, независима от общества. Она сама себе цель и зависит только от бога. Человек как личность является "подобным богу" существом, "образом божьим". Чтобы стать личностью, человеку нужно преодолеть свою индивидуальность. Это возможно только путем общения с богом. Чем чаще человек общается с богом, тем чище становится его природа, тем в большей степени он становится личностью. Он должен ограничить до минимума все другие потребности. Только таким путем можно стать личностью, т.е. "подобным богу" существом.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аверинцев С.С. Судьба // Философская энциклопедия. Т.5, М., 1970
  2. Джамаль Г. Ислам и судьба
  3. Елагин Д. Буддизм: История возникновения и философия. Лесосибирск, 1997.
  4. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.
  5. Толстая С. М. Судьба // Славянская мифология. Словарь. М., 1995.
  6.  
     

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1989, с.635

2 www.bibliotekar.ru

3 Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1981, с. 1296

4 www.damian.ru/Propovedi/Gjamal/sudba

5 Г.Чистяков,  Судьба в христианстве, из выступления на Форуме кинематографистов, 2006г. www.damian.ru/Propovedi/Chistakov/sudba


Информация о работе Концепт судьбы в контексте культур