Коммерциализация культуры на примере досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.

Оглавление

Введение
1. Социальная сущность досуга
2. Признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.
3. Сущность культурно-досуговой
деятельности
4. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений.
5. Коммерциализация культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология2.docx

— 93.19 Кб (Скачать)

цикла культурно-досуговых  программ и т.д., оптимизация которых  должна учитывать и возможность  неудачи. Процесс этот един и взаимосвязан. При условии его выполнения возможны дальнейшие поиски улучшения структуры  управления. В технологии моделирования  управленческого процесса еще редко  используют такие резервы, как кооперирование с другими учреждениями культуры для придания подлинного размаха  и действенности проводимых культурно-досуговых  программ. Одна из причин этого - отсутствие общепринятой научной оценки эффективности  труда.

Вопрос о формировании программ культурно-досуговой деятельности в течение годового цикла - теоретическая  и практическая задача. При этом необходимо тщательно изучить возможность  и меру использования тех принципов  интеллектуально-эмоционального воздействия, обогащения людей знаниями и навыками, которые уже выработаны и проверены  на практике. Не исключается и другое: выработка особых принципов или  поиск и применение тех, которые  выходят за рамки традиционной технологии. В качестве образцов приводим модели деятельности известных на всю страну учреждений культуры.

Итак, конструктивную модель культурно-досуговой деятельности, по нашему мнению, следует искать в  самой природе человека, в условиях его труда и быта. В условиях досуга человека есть монофункциональные очаги культурно-досуговой деятельности (спортивные залы, стадионы, игорные  дома) и полифункциональные, обладающие дробной структурой, которые часто  различаются не столько функцией, сколько оттенками форм существования (концертные площадки, аттракционы  и т.д.), Культурно-досуговая деятельность занимает не изолированное пространство, а взаимодействует с другими  видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, политической. Культурно-досуговое  пространство состоит из набора разрозненных функциональных зон, внутри которых  осуществляется полу профессиональная или непрофессиональная деятельность, нацеленная на культурное обслуживание населения. Существуют специализированные центры культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и т.д. Все это предъявляет особые требования к специалисту культурно-досугового профиля, который должен быть способен:

- создать условия для  включения населения в культурно-

досуговую, рекреационно-досуговую  деятельность в условиях досуга;

- моделировать разнообразные  культурно-досуговые программы; 

- прогнозировать культурно-досуговую  деятельность различных 

слоев населения;

- оказывать методическую  помощь работникам культуры, твор­

ческим самодеятельным коллективам, любительским объединениям;

- создавать собственный  и использовать имеющийся в  методи­

ческих центрах сценарный  материал.

 

 

 

 

 

5)Коммерциализация  культуры

 Увеличение доходообразующей части отечественных некоммер-

ческих учреждений за счет предпринимательства.

Новое законода тельство стимулирует развитие предпринимательской деятельности некоммерческих учреждений, формирования доходообразующей части на смешанной основе. В этом случае предпринимательство может иметь различные формы и разворачиваться на разных рынках. Работу коллектива некоммерческого учреждения культуры с учредителями, донорами, по существу, также можно считать разновидностью предпринимательства. Одно из важных направлений предпринимательства — работа на рынке потребителей. Это направление позволяет некоммерческим учреждениям культуры (музеям, библиотекам, театрам и др.) помимо основной деятельности развивать вторичные услуги, которые могут быть (могут и не быть) связаны с ведущей деятельностью, но которые востребованы населением.

С этой целью многие библиотеки вводят услуги ксерокопирования, подбор для читателей определенной литературы, составление библиографических обзоров; музеи организуют производство сувениров со своей символикой, заказывают и продают соответствующую искусство-ведческую литературу и изопродукцию. Театральные коллективы проводят специальные художественные мероприятия, вечера, встречи на платной основе.

Предпринимательская деятельность некоммерческих учреждений культуры может быть успешной лишь на основе принципов рыночного хозяйства с опорой на соответствующие технологии и приемы деятельности. Речь идет о сборе информации, изучении потребителей, проведении маркетинговых исследований, рекламных кампаний и т.п. Именно эти аспекты предпринимательской деятельности осваиваются работниками отечественных учреждений культуры и досуга с немалыми трудностями.

В крупных культурных центрах  России предпринимательская деятельность может формировать в структуре доходов от 10-15% (в клубных учреждениях, библиотеках) до 45-55% (филармонии, парки культуры и отдыха, наиболее посещаемые театры) финансовых средств

Особенность предпринимательской  активности и получения доходов  в коммерческих сегментах сферы  культуры и досуга.

Организации культуры и досуга коммерческого типа изначально строят свою деятельность иначе, нежели некоммерческие. Создаваемые при этом то- вары, культурные продукты и услуги, безусловно, рассчитаны на потребности людей, но в большей степени при этом учитываются такие виды спроса, как массовый, эксклюзивный, ситуативный, ажиотажный.

Производители культурного  продукта ориентированы преимущественно на получение прибыли и могут устанавливать ту ценовую планку (в том числе заниженную или сверхзавышенную), посредством которой рассчитывают достигнуть своей цели.

Вместе с тем предприниматель  для реализации своих проектов часто нуждается в крупных средствах, которых у него не оказывается. Ради нахождения ресурсов он обращается к инвесторам, ищет надежных парт-неров, берет банковские ссуды, используя любую возможность для дос-тижения поставленных задач. В связи с этим он совмещает в себе такие противоположные качества, как осторожность и готовность идти на риск.Его предпринимательская деятельность подчинена созданию конкурен-тоспособного культурного продукта, который позволит достичь сверх-высокой нормы прибыли.

Особенно крупных инвестиций требуют такие разновидности культурно-досугового предпринимательства, как шоу-бизнес, индустрия раз-

влечений (производство технических  средств и музыкальных инструментов, кинопроизводство и организация и производство зрелищных программ, фестивалей, праздников и т.п.). В этом случае производство культурного продукта связано с масштабными финансовыми вложениями и органи-зационными усилиями.

Но отечественные предприниматели сферы культуры и досуга пока не в состоянии действовать так же, как, например, бизнесмены в Америке. Так, американский кинопродюсер под новую картину берет часть ее бюджета в долг у кинопрокатчиков. Кинопрокатчики в будущем получат свою долю от кассового сбора фильма. Недостающую часть бюджета продюсер покрывает за счет продажи картины зарубежным видео- и телекомпаниям, прокатным фирмам.

Недостающие средства продюсер получает от крупных банковских структур и деловых корпораций. Возврат же всех займов происходит за счет кассовых сборов. Бюджет фильма в современной американской киноиндустрии превышает в среднем 100 млн долларов, что накладывает огромную ответственность на продюсера.

В отечественной практике, во-первых, пока не сложилась целостная и устойчивая сеть коммерческих, общественных источников финансового заимствования; во-вторых, российские предприниматели сами не располагают опытом осуществления дорогостоящих и рискованных проектов, а также эффективного взаимодействия с бизнес-партнерами; в-третьих, в условиях экономического кризиса и низкой платежеспособности основной части населения снижены возможности планирования быстрого возврата финансовых заимствований; в-четвертых, культурная политика на федеральном и региональном уровнях пока не использует всех (правовых, административно-организационных) возможностей для создания условий многоканального финансирования сферы культуры и досуга. В сфере культуры и досуга у нас пока не выстроены все звенья, не сложилась целостная система финансирования коммерческих предприятий культуры.

Даже коммерчески благополучные  сегменты индустрии развлечений (игровой и шоу-бизнес) пока не окрепли настолько, чтобы стать источ-никами инвестирования в крупные проекты культурно-досугового плана. Бюджетное распределение средств и помощь государства продолжают оставаться ведущими каналами поступления финансов в сферу культуры и досуга, хотя этих средств крайне недостатает для ее развития в современном виде.

Совершенствование культурной политики федерального и регионального уровней в переходных условиях остается основным фактором, позволяющим сформировать условия для эффективного перераспределения финансовых средств на рыночной основе в сфере культуры и организации досуга. Органы власти в перовую очередь призваны создать прочные правовые, административно-организационные предпосылки многоканального финансирования как некоммерческих, так  коммерческих сегментов этой сферы. Центральные и местные власти страны еще не освоили богатый опыт и множество возможностей мировой практики. Рассмотренный нами ранее пример некорректного правого и налогового регулирования игорного бизнеса достаточно красноречив. Немало вопросов вызывает беспрепятственный отток из страны свободных капиталов за рубеж. Подобные издержки государственной политики в переходный период активно обсуждаются представителями российского бизнеса в сфере культуры, творческими работниками, исследователями, потребительской общественностью.

В этом направлении предстоит  инвентаризовать ресурсные потоки, сбалансировать их, повернув значительную часть на внутренние обще-ственные нужды, уменьшив долю ресурсов, которые остаются в распо-ряжении корпоративных, групповых, индивидуальных пользователей.

Особое значение при этом могут приобрести такие меры, как введение природной ренты, идущей на общественные нужды, поворот свободных капиталов на внутренние инвестиции, прекращение действия легальных схем ухода от налогов, разработка продуманных механизмов поддержки инвесторов и доноров культурной активности и др. В частности, предлагается использовать долгосрочные кредиты государственных и коммерческих российских банков, у которых имеются свободные средства, образовавшиеся в результате благоприятной конъюнктуры на сырье.

Специалисты предлагают еще более конкретные меры по пере-распределению финансовых потоков в пользу общественной практики культуры и досуга. Одно из таких предложений сводится к созданию специальных фондов поддержки культуры, привлекающих внебюджетные средства. Источниками таких фондов могли бы служить:

• часть доходов от игорного, табачного, алкогольного бизнеса,

казино, таможенные сборы, маркерные  налоги на иностранную про-

дукцию, игорный бизнес;

• часть доходов от аренды и других форм использования куль-

турного наследия, находящегося в ведении органов управления;

• сборы от кинопроката, телепоказа фильмов, введение норми-

рованных налогов на доходы от проката американских фильмов;

• введение абонентской  платы за просмотр телевизионных  про-

грамм, а также лицензионная плата за радио и телевидение;

• специальные налоги на торговлю книгами, телевизионные ка-

налы, копирование книг, аудиовизуальной  продукции и др.;

• налоги на чистые аудио- и  видеокассеты и видеотехнику;

• создание условий для  добровольных пожертвований, взносов 

предприятий, учреждений, организаций  и отдельных граждан в оте-

чественную (а не зарубежную) сферу культуры и досуга и т.п.

Иванов Г. П., Шустров М. А. Экономика культуры. М., 2001.

В рамках проведения подобной политики сбалансированная институционализация ресурсных потоков должна обеспечивать, во-первых, перераспределение средств между бедными и богатыми регионами (на уровне федеральной политики), во-вторых, создавать благоприятные ус-ловия для социального развития и равного доступа различных групп населения каждого региона к культурным ценностям (на уровне локальной политики).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Культурно-досуговая деятельность как система состоит из взаимосвязанных элементов: функционального, показывающего, какие функции выполняет система и образующие ее элементы; содержательного; структурного, раскрывающего внутреннюю организацию системы и способы взаимодействия образующих ее элементов; интегративного, указывающего источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы; коммуникационного, отражающего взаимосвязь данной системы с другими как по «горизонтали», так и по «вертикали»; исторического, рассматривающего в динамике этапы возникновения, становления и дальнейшего развития системы.

Сегодня основная задача учреждений культуры состоит в приобщении к  культуре всех слоев населения через  участие в различных видах  предметной деятельности; выявление  художественно одаренных личностей, их учет, оказание им различной материальной и моральной помощи; реализацию продукции  любителей с целью оживления  художественных и товарных процессов  и «эстетизации» окружающей среды  и быта населения. Изменение условий  и форм взаимодействия людей в  сферах производства и досуга неизбежно  вызывает изменение установок, ценностей, стереотипов и норм, определяющих социальное поведение, отношение людей  друг к другу. Изменение же самих  форм социального взаимодействия обусловливается, в свою очередь, в конечном счете  развитием рыночной экономики. В  этих условиях инициативное, любительское движение взяло на себя роль стимулятора  различных культурных процессов. Оно  показало, что культурно-досуговая  деятельность, развивающаяся по своим  законам, во многом зависит от свободного социального заказа.

Ориентированность культурно-досуговой  деятельности на формирование общественного  сознания осуществляется через формирование потребностей, установок, позиций, целостных  устремлений, идеалов и эстетического  вкуса. Поэтому технология культурно-досуговой  деятельности сочетает в себе сложный  конгломерат определенных алгоритмов действия, психолого-педагогических, организационно-методических приемов, профессионального мастерства работников культуры, состояния материально-технической  базы и финансового обеспечения.

Информация о работе Коммерциализация культуры на примере досуга