Коммерциализация культуры на примере досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.

Оглавление

Введение
1. Социальная сущность досуга
2. Признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.
3. Сущность культурно-досуговой
деятельности
4. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений.
5. Коммерциализация культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология2.docx

— 93.19 Кб (Скачать)

К объективным факторам относятся  «нормативы размещения»учреждений  культуры, указывающих, в каких населенных пунктах, в Зависимости от численности населения и административного статуса,следует открывать те или иные учреждения и какую вместимость они должны иметь. Ориентация деятельности учреждений культуры на массового, а не дифференцированного зрителя, на экстенсивное расширение сети учреждений культуры и реализуемых этими учреждениями объемов культурного предложения повлекли за собой дефицит одних благ и избыток других, несоответствие художественного про изводства актуальным потребностям людей

Наряду с официальными строго регламентированными социаль­но-культурной и культурно-досуговой инфраструктурами, обеспечиващими организацию различных видов деятельности, усиливается процесс естественного формирования альтернативной инфраструктуры, представленной прежде всего развитием любительства и разнообразными формами домашнего проведения досуга. Рост нетрадиционных видов досуговой деятельности, осуществляемых вне рамок формализованной культуры, наиболее ярко свидетельствует о том,что современное состояние учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа усиливает значение домашнего досуга. Проблема всё более усугубляется, ибо набор учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа все более активно дополняется новыми; она во многом связана с расширением спектра новых форм домашнего досуга.

В особую инфраструктуру выделился туризм; с расширением международного сотрудничества расширяются рамки его инфраструктуры: гостиницы, которые превращаются в своего рода «культурные очаги», обеспечивающие своим клиентам возможности для самых разнообразных видов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.Подобные изменения происходят и в функционировании предприятий общественного питания. Рестораны, кафе, бары преобразовались в увеселительные учреждения, предлагающие своим посетителям разнообразные эстрадные, игровые, цирковые, дискотечные и иные программы и удовлетворяющие не только физиологические, нои рекреационные, коммуникативные и другие потребности людей.Дома мод, ателье-магазины в целях привлечения посетителей все более активно включают в свою деятельность различные программы познавательного, зрелищно-игрового характера, устраивают в вестибюлях разнообразные зоны отдыха, залы игровых автоматов, аттракционов.

  Появившиеся в результате расслоения общества многочисленные и разнообразные субкультурные группы сформировали свою культуру, находящую выражение в определенном виде в соответствии с предпочтениями и потребностями этих групп. Эти группы могут вкладывать в культуру, искусство, индивидуальные формы домашнего досуга определенные финансовые средства.

Сегодня появились клубные  учреждения нового типа, весьмапривлекательные  для элитных групп московской интеллигенции -Русский клуб культуры и искусства, Клуб творческой интеллигенции в Доме ученых, Английский клуб, клуб «Монолит» и др.Усиливающиеся национально-культурные, религиозные, благотворительные движения, в свою очередь, формируют собственную сеть учреждений, клубов, обществ - например, Клуб казаков, Еврейское культурное общество, «Во имя Преображения Господня»; Культурно-историко-родословное любительское общество; благотворительная организация «Невский ангел», благотворительное общество «Человек - человеку» и т.п. Увеличивается число новых типов учреждений, способствующих решению задач возрождения народных традиций - центров традиционной народной культуры, клубов-музеев,домов фольклора, различных ремесел и пр.

На формирование современной  сети учреждений социально-культурного  и культурно-досугового типа сегодня влияют содержание духовных потребностей людей; характер и направленность их ценностных ориентации; профиль актуализированных инициатив населения, проживающего в том или ином регионе; степень активности в реализации и удовлетворении духовных потребностей и интересов.Не менее важным является готовность многочисленных групп и отдельных индивидов к активному участию в культурной жизни своего социума.Процесс формирования современной инфраструктуры социально-культурной и культурно-досуговой деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах: общей культуры социальных групп и учет культурных потребностей, предпочтений, многочисленных и многообразных групп и отдельных личностей, проживающих в данном микро- и макросоциуме.Поэтому, на наш взгляд, основными направлениями оптимизации функционирования современной социально-культурной и куль-но-досуговой инфраструктуры являются, с одной стороны, создание благоприятных условий для максимального проявления всех БИДОН и форм самоорганизации и саморегулирования культурной деятельности различных субъектов на правовой основе учреждений, институтов, организующих эту деятельность; а с другой стороны, планирование развития инфраструктуры путем создания различных программ, способствующих достижению наиболее рационального размещения традиционных и вновь возникающих учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа на основе духовных потребностей всех слоев населения.

 

3)Сущность культурно-досуговой

деятельности

Современная цивилизация  достигла той степени развития, когда  дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития общества. Трудовая деятельность естественное состояние людей. Труд является главным средством подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность самовыражения побуждает личность активно включаться в трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга. Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества. Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность, ибо выдвигается на ответственные рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания и методов этой деятельности, создает условия развития личности, коллективных форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и т.д. Гуманистическая направленность культурно-досуговой деятельности, воспитание потребности индивида во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержании.

Основное назначение учреждений культуры - создание условий для  удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов  поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий. Принятие самостоятельных решений в процессе трудовой деятельности и досуге формирует новый тип человека, существенными чертами которого являются: заинтересованное отношение к делу, активность, способность к сочетанию умственного и физического, исполнительского и управленческого труда. Творческий характер труда стимулирует познавательную активность и самообразовательную деятельность населения. Поэтому культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей политического, культурного и нравственного развития личности в сфере производства и досуга. Переход на рыночные отношения вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления.

Если рассматривать досуг  с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности.

Конечно, ни в одном обществе функциональные виды деятельности не сводились к экономически целесообразным, требующим прежде всего затрат физической энергии и немедленного результата. Поскольку общество не может быть целостным, стабильным без праздников, обрядов, ритуалов, коллективных форм общения, развлечения и отдыха, оно должно развивать их. Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определенных свойств и черт, заставляющих последнюю воспринимать общественное мнение как должное. Для общества - это укрепление определенного типа внутренних социальных связей между всеми народностями, населяющими страну, между отдельными группами и слоями населения. Создание эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов социальной среды.

Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» Рассмотрение сущностных характеристик культурно-досуговои деятельности подводит к необходимости выяснения ее предмета, определению ее границ. Учитывая, что объект - посетитель учреждения культуры или человек, занимающийся домашним досугом - представляет собой сложную, противоречивую личность, обладающую только ей присущими мировоззренческими, психологическими, нравственными и эстетическими качествами, умениями и навыками, то культурно-досуговая деятельность дополняет, гармонизирует ее жизнь как с точки зрения физической, так и духовной. При раскрытии предмета культурно-досуговои деятельности необходимо исходить из способа производства трудовой, социально преобразующей деятельности людей, из воздействий социальных условий на сознание и поведение личности. Предметом культурно-досуговои деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов .

Целостную систему культурно-досуговой  деятельности следует рассматривать  как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации  и методики. В этой системе следует  различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды культурно-досуговой деятельности упорядочиваются, приобретая определенное значение для человека и общества. В изучении культурно-досуговой деятельности наиболее распространенным и разработанным остается аналитический, а не целостный подход, то есть изучение отдельных ее сторон. Это естественно, ибо в каждой молодой науке сначала происходит накопление знаний об объекте, а потом их объединение. Постепенный переход от знаний отдельных сторон культурно-досуговой деятельности к ее всестороннему изучению возможен только на основе системного подхода. Системный подход позволяет обнаружить внутренние механизмы действия отдельных компонентов, вскрыть их единство и связь. Что касается функционирования системы, изучения ее в движении, динамике, то здесь мы обращаемся к различным наукам.

Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает  как связь объекта и субъекта. В этом смысле система состоит  из следующих необходимых и достаточных  компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая  база, финансовое обеспечение процесса. Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, исключить его из анализа, как система перестает функционировать  и распадается. Исходя из этого мы предполагаем, что смысл системного подхода состоит во взгляде на названные компоненты как единый технологический процесс 

Самым эффективным институтом в культурно-досуговой деятельности является учреждение культуры. В учреждениях культуры культурно-досуговая деятельность становится систематической и приобретает творческий характер. Анализируя деятельность учреж дения культуры, следует прежде всего выявить, какова его специфика, его отличие от других социальных институтов, функционирующих в сфере досуга. В современных условиях к деятельности учреждений культуры предъявляются повышенные требования творческого характера, в том числе организация коммерческой деятельности. Умение создать условия для самостоятельной деятельности специалистам, дать им возможность развиваться как субъекту рыночной экономики, значит сделать учреждение культуры самоорганизующейся системой, способной развиваться лишь при условии успешной коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность дает возможность для поощрения инициативы специалистов учреждений культуры всевозможных новшеств. Механизм рынка определяет макро- и микросреда, где удовлетворяются и развиваются духовные потребности и интересы личности.

 В связи с появлением инфраструктуры стали более точно просматриваться границы культурно-досуговой инфраструктуры. Это разделение существенным образом повлияло на духовную жизнь общества, заметно увеличился набор социально значимых культурных ценностей и услуг. Важнейшим логическим исходным принципом диалектики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности является органическое единство идеалов, целей, способов управления, структуры. Сегодня досуг из функционального придатка производственной сферы превратился в самоценную общественную сферу, направленную на самореализацию творческого потенциала каждой личности или коллектива. В научной литературе разработаны различные концепции и образцы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, появление которых во многом обусловлено действием механизмов свободного проявления культуры многочисленных субъектов в соответствующих инфраструктурах.  Возникновение на общественной арене нового многоликого, противоречивого, не поддающегося прежним методам управления культурного субъекта значительно усложнило и функционирование феноменов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Возникла реальная возможность перехода от субъект-объектных отношений в сфере культуры к субъект-субъектным. Возросла общественная потребность в создании максимального количества зон социальной и культурной активности субъектов. Это нашло свое отражение, в том числе, и в появлении множества принципиально новых учреждений, предприятий, организаций социально-культурной инфраструктуры, позволило расширить диапазон содержания и форм и видов занятий и действий, а также обеспечивающих их технологий, не менее важным является появление нового механизма хозяйствования и управления этими предприятиями и организациями, включающего элементы хозрасчета, развитие платных услуг, кооперативов, арендных и акционерных отношений, индивидуальных форм деятельности, основанных на частной собственности, и многое другое.Дальнейшее совершенствование множественности теоретических подходов, в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур. Сосуществование государственной, акционерной, кооперативной, частной собственности в сфере организации общественного досуга, а также приватизация объектов культуры по принципу долевого участия крупными экономическими субъектами и т.п. вносят существенные коррективы в процесс развития социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.

Информация о работе Коммерциализация культуры на примере досуга