Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа
Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.
Введение
1. Социальная сущность досуга
2. Признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.
3. Сущность культурно-досуговой
деятельности
4. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений.
5. Коммерциализация культуры
Заключение
Список литературы
Необходимо, кроме того, изучить элементы, составляющие данное учреждение (кадры, штаты, бюджет, фонды, помещения и т.п.), а также принципы их формирования и расчета, соответствие их потребностям работы данного учреждения.
Главный элемент здесь
составляют, несомненно, кадры, ибо
их значение во много раз умножается
спецификой деятельности. Объект и
субъект здесь не связаны орудиями
труда, способными повышать эффективность
усилий специалиста, компенсировать недостаточность
развитости тех или иных его качеств,
тем более заменять их. Вопрос о
профессиограмме специалиста
Особую область представляет юридический статус клубного учреждения. Исследования и разработка правовой стороны этого учреждения нам кажутся принципиально важным делом. Отсутствие «догматических норм» лишь внешне может оказаться простором для свободного проявления тех или иных сил. Указанные выше особенности клубного учреждения, в частности его ярко выраженный демократизм, диктуют особую требовательность к правовой основе, тщательно разработанному порядку, прежде всего, в отношениях между его компонентами: учреждением и общностью.
При рассмотрении клубного учреждения в динамике мы имеем дело уже с деятельностью данного учреждения, с формами, которыми оно оперирует в своей работе, со спецификой его управленческого процесса. Это обширный и сложный участок, требующий не только так называемого здравого смысла, но и научных исследований. Возьмем, например, планирование работы клубного учреждения, расстановку его сил, организацию труда, нормирование и оценку последнего - все это весьма насущные вопросы. Однако разработка их оставляет желать лучшего. Пока что здесь господствует эмпиризм, далеко не всегда оправданный.
Не менее существенным
и значительным, особенно для прогнозирования
культурно-досуговой
По нашему мнению, совершенство клубного учреждения в конечном счете определяется тем, как в этом учреждении решен вопрос о том, что «первично», что «вторично»: общность или аппарат обеспечения и управления. Первичность общности, на наш взгляд, не подлежит сомнению уже хотя бы потому, что учреждение культуры, названное клубным, есть следствие ее существования, оно вызвано наличием тех потенций, которые в данной общности заложены. Утверждая это, мы подходим с позиций моделирования деятельности учреждений.
На первых этапах реформирования нашего государственного устройства учреждения культуры доминировали в своей сфере, помогая новой власти в формировании нового сознания своей общности в духе лучших традиций, и сейчас они в известной мере первичны по отношению к этой общности. С точки зрения содержания деятельности учреждения культуры участвуют в разработке комплексных программ развития культуры села, которые предусматривают возрождение и развитие традиционной народной художественной культуры, строительство и капитальный ремонт, укрепление материальной базы и переподготовку кадров.
Эти задачи были выдвинуты
Государственным советом
Возросшее внимание Российского государства к традиционной народной культуре обусловлено современными проблемами сохранения культурной самобытности каждого народа России и культурного
многообразия нашей страны в глобализирующемся мире, развитием культуры межнационального общения и межкультурных коммуникаций. Эти проблемы находятся сегодня в центре внимания мирового сообщества, что нашло отражение в принятой ЮНЕСКО «Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия» (2003), в международной программе ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» (2001) и др.
Богатейшие российские традиции
народного художественного
Особую роль в решении государственных задач по поддержке, сохранению и трансляции в современное общество ценностей традиционной народной культуры призвана играть система учреждений культуры различной ведомственной принадлежности и профиля. Активизировавшиеся в современной России и во всем мире процессы сохранения и развития традиционной народной культуры делают как никогда востребованной инициированную и начатую впервые в России, в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия», профессиональную подготовку кадров по направлению «Народное художественное творчество» и «Народная художественная культура». Республиканская программа «Народное искусство» и созданные на ее основе аналогичные программы в регионах стали своеобразным рычагом по реализации положений постановления Совета министров Российской Федерации «О развитии культуры на селе». В содержании деятельности учреждений культуры идет процесс возврата к традициям села, к стилю народной сельской культуры, ведется работа по выявлению народных мастеров и умельцев, поиск форм и методов работы с ними, организуются фольклорные экспедиции, проводятся социологические обследования традиционных мест бытования народных промыслов и художественных ремесел (Вологодская, Воронежская, Новгородская, Кировская, Курганская, Псковская области). В ряде областей составляются картотеки умельцев, карты движения и развития промыслов, проводятся выставки распродажи изделий народных мастеров.
При ведущих мастерах созданы школы-студии, дома ремесел по обучению детей, молодежи традиционным видам народного творчества с оплатой их труда на основе договора, в Белгородской области их создано 60 по 20 видам творчества: лозоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, керамика и др.
Моделирование культурно-досуговых программ зависит во многом от модели учреждения культуры. Подобно индивидуальному соз нанию метод моделирования выступает и как результат познания природного и социального бытия (отражательная, и в этом смысле познавательная, мировоззренческая функция), и в качестве орудия дальнейшего познания (методологическая функция) и преобразования природы и общества (регулятивная функция). В связи с этим значительный интерес представляет вопрос о структуре понятийного аппарата культурно-досуговой деятельности. Кроме всеобщих категорий теории диалектики (необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное и общее, причина и следствие и др.), а также других понятий, занимавших особое место в структуре методов моделирования культурно-досуговых программ, целесообразно различать интегративные понятия теории систем: система, элемент, структура, целостность в общей теории: функция, информация, управление и пр., поскольку они имеют региональное методологическое значение.
Технология моделирования культурно-досуговых программ -это не только результат и процесс отображения конкретной ситуации, но и итог всего исторического развития этой системы, ее память, связанная информация. Кроме того, можно утверждать, что модели каждого структурного уровня в программе имеют различный смысл и объем в зависимости от того, употребляются они для характеристики философских, педагогических, психических процессов, логико-гносеологических построений или технических конструкций. Наконец, под моделированием часто понимается один из методов познания. Все указанные оттенки термина «модель» можно уловить лишь из контекста.
Технология моделирования культурно-досуговых программ предполагает также совершенствование, уточнение, обогащение,конкретизацию. Здесь большое значение имеет целевой подход, принцип двойной детерминации поведения различных систем и «опережающего» отражения действительности, логически следующие из идеи трехплановости отражения. Идея трехплановости отражения позволяет глубже и лучше понять взаимосвязь индивидуального и общественного сознания как в историческом (онтогенез и филогенез духа), так и в системно-структурном плане. Суммируя все то, что теоретически может позволить технология моделирования, можно сказать следующее: функциональный, исключительно диалектический подход к объяснению деятельности различных систем, ориентирующихся на изучение процессивной стороны объектов и их поведения, становится наиболее характерной чертой современного подхода. Кроме того, синтетическая по своей природе общая теория систем помогает философии в интеграции научного знания, что особенно важно в условиях нарастающих темпов дифференциации науки, в условиях, когда язык отдельных научных дисциплин имеет тенденцию превращаться в жаргон, понятный лишь узкому кругу специалистов.
Совершенно ясно, что решающую роль в ликвидации «разобщения» культурологии, философии и других наук, в преодолении своеобразного «информационного барьера» играет философия - цементирующая основа всей системы знаний. Это, прежде всего, диалектика, выступающая мировоззренческой, методологической и логической основой для культурно-досуговой деятельности. Однако научные работники и специалисты учреждений культуры еще недостаточно полно используют возможности этого единого и единственно верного универсального метода познания и преобразования действительности, логики науки в полном и точном смысле слова.
Более широкое и квалифицированное использование диалектики, всего философского знания в научных исследованиях есть не только признак философской культуры научного работника, но и необходимое условие успешной практической деятельности.
При построении модели сознательной
активности специалистов учреждений культуры
нельзя забывать одну из основных сущностных
функций культурно-досуговой
Рассматривая теоретические
основы технологии моделирования культурно-
Новое содержание культурно-досуговой
деятельности требует новых подходов
в технологии культурно досуговых
программ. Остро ощущается необходимость
сделать следующий шаг - к созданию
принципиально новой системы
технологии культурно-досуговых программ.
В этом отношении практика явно опережает
теорию: появляются все новые формы
и методы культурно-досуговой
Процесс моделирования культурно-
Моделирование культурно-досуговых
программ начинается с диагностики
социальных и личностных проблем, социально-культурных
и социально-пеихологаческих
Информация о работе Коммерциализация культуры на примере досуга