Коммерциализация культуры на примере досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.

Оглавление

Введение
1. Социальная сущность досуга
2. Признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.
3. Сущность культурно-досуговой
деятельности
4. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений.
5. Коммерциализация культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология2.docx

— 93.19 Кб (Скачать)

Необходимо, кроме того, изучить  элементы, составляющие дан­ное учреждение (кадры, штаты, бюджет, фонды, помещения  и т.п.), а также принципы их формирования и расчета, соответствие их потребностям работы данного учреждения.

Главный элемент здесь  составляют, несомненно, кадры, ибо  их значение во много раз умножается спецификой деятельности. Объект и  субъект здесь не связаны орудиями труда, способными повышать эффективность  усилий специалиста, компенсировать недостаточность  развитости тех или иных его качеств, тем более заменять их. Вопрос о  профессиограмме специалиста культурно-досуговой  деятельности с каждым годом становится все актуальнее. Не менее актуальна профессиограмма заведующего клубным учреждением, художественного руководителя.

Особую область представляет юридический статус клубного учреждения. Исследования и разработка правовой стороны этого учреждения нам  кажутся принципиально важным делом. Отсутствие «догматических норм» лишь внешне может оказаться простором  для свободного проявления тех или  иных сил. Указанные выше особенности  клубного учреждения, в частности  его ярко выраженный демократизм, диктуют  особую требовательность к правовой основе, тщательно разработанному порядку, прежде всего, в отношениях между  его компонентами: учреждением и  общностью.

При рассмотрении клубного учреждения в динамике мы имеем дело уже с деятельностью данного  учреждения, с формами, которыми оно  оперирует в своей работе, со спецификой его управленческого процесса. Это  обширный и сложный участок, требующий  не только так называемого здравого смысла, но и научных исследований. Возьмем, например, планирование работы клубного учреждения, расстановку его  сил, организацию труда, нормирование и оценку последнего - все это  весьма насущные вопросы. Однако разработка их оставляет желать лучшего. Пока что  здесь господствует эмпиризм, далеко не всегда оправданный.

Не менее существенным и значительным, особенно для прогнозирования  культурно-досуговой деятельности, представляется исследование клубного учреждения в процессе его эволюции и совершенствования. При рассмотрении этого вопроса следует, на наш  взгляд, обязательно перешагнуть  рамки, ставшие здесь привычными, то есть разорвать важный, но, тем  не менее, крайне узкий круг вопросов, сведенных лишь к улучшению материальной базы, составу кадров, объему ассигнований и т.п. Тема в неменьшей степени зависит от статуса клубного учреждения, его прав и обязанностей по отношению к клубной общности.

По нашему мнению, совершенство клубного учреждения в конечном счете  определяется тем, как в этом учреждении решен вопрос о том, что «первично», что «вторично»: общность или аппарат  обеспечения и управления. Первичность  общности, на наш взгляд, не подлежит сомнению уже хотя бы потому, что  учреждение культуры, названное клубным, есть следствие ее существования, оно  вызвано наличием тех потенций, которые  в данной общности заложены. Утверждая  это, мы подходим с позиций моделирования  деятельности учреждений.

На первых этапах реформирования нашего государственного устройства учреждения культуры доминировали в своей сфере, помогая новой власти в формировании нового сознания своей общности в  духе лучших традиций, и сейчас они  в известной мере первичны по отношению  к этой общности. С точки зрения содержания деятельности учреждения культуры участвуют в разработке комплексных  программ развития культуры села, которые  предусматривают возрождение и  развитие традиционной народной художественной культуры, строительство и капитальный  ремонт, укрепление материальной базы и переподготовку кадров.

Эти задачи были выдвинуты  Государственным советом Российской Федерации на заседании 26 декабря 2006 года, форумом творческой и научной  интеллигенции государств - участников СНГ (Москва, апрель 2006 г.), а также  Коллегией Министерства культуры и  массовых коммуникаций РФ (Москва, май 2006 г.), принявшей Решение «О государственной  поддержке традиционной народной культуры». В этом документе подчеркивается небывалый за последние десятилетия  рост коллективов народного художественного  творчества; сегодня в России действует 270 тыс. самодеятельных коллективов, объединяющих 3,307 млн. человек, из которых 56% - дети. Вместе с тем намечена система конкретных мер по усилению государственной  поддержки сохранения русского языка  и традиционной культуры народов  России в едином культурно-информационном пространстве нашей страны и СНГ. Среди этих мер в 2007 году была разработана  Федеральная программа сохранения и развития традиционной народной культуры, включающая кадровое обеспечение этих процессов.

Возросшее внимание Российского  государства к традиционной народной культуре обусловлено современными проблемами сохранения культурной самобытности каждого народа России и культурного

многообразия нашей страны в глобализирующемся мире, развитием  культуры межнационального общения  и межкультурных коммуникаций. Эти  проблемы находятся сегодня в  центре внимания мирового сообщества, что нашло отражение в принятой ЮНЕСКО «Конвенции о сохранении нематериального  культурного наследия» (2003), в международной  программе ЮНЕСКО «Шедевры устного  и нематериального культурного  наследия» (2001) и др.

Богатейшие российские традиции народного художественного творчества, празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры обладают огромным педагогическим потенциалом. Они воплощают высшие духовные ценности и идеалы народов России: любовь к Родине, родной природе и к семье; трудолюбие, ценностное отношение к учителю и учению, к красоте, истине, свободе и человеческому достоинству, к культуре и традициям своего и других народов. Эти ценности и идеалы могут и должны стать основой духовной жизни современного и будущего российского общества, аксиологическим «ядром» содержания современного общего и профессионального образования, а также патриотического, нравственного, эстетического воспитания детей, подростков и молодежи, формирования культуры межнационального общения.

Особую роль в решении  государственных задач по поддержке, сохранению и трансляции в современное  общество ценностей традиционной народной культуры призвана играть система учреждений культуры различной ведомственной принадлежности и профиля. Активизировавшиеся в современной России и во всем мире процессы сохранения и развития традиционной народной культуры делают как никогда востребованной инициированную и начатую впервые в России, в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия», профессиональную подготовку кадров по направлению «Народное художественное творчество» и «Народная художественная культура». Республиканская программа «Народное искусство» и созданные на ее основе аналогичные программы в регионах стали своеобразным рычагом по реализации положений постановления Совета министров Российской Федерации «О развитии культуры на селе». В содержании деятельности учреждений культуры идет процесс возврата к традициям села, к стилю народной сельской культуры, ведется работа по выявлению народных мастеров и умельцев, поиск форм и методов работы с ними, организуются фольклорные экспедиции, проводятся социологические обследования традиционных мест бытования народных промыслов и художественных ремесел (Вологодская, Воронежская, Новгородская, Кировская, Курганская, Псковская области). В ряде областей составляются картотеки умельцев, карты движения и развития промыслов, проводятся выставки распродажи изделий народных мастеров.

При ведущих мастерах созданы  школы-студии, дома ремесел по обучению детей, молодежи традиционным видам народного творчества с оплатой их труда на основе договора, в Белгородской области их создано 60 по 20 видам творчества: лозоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, керамика и др.

Моделирование культурно-досуговых  программ зависит во мно­гом от модели учреждения культуры. Подобно индивидуальному  соз нанию метод моделирования  выступает и как результат  познания природного и социального  бытия (отражательная, и в этом смысле познавательная, мировоззренческая  функция), и в качестве орудия дальнейшего  познания (методологическая функция) и преобразования природы и общества (регулятивная функция). В связи с этим значительный интерес представляет вопрос о  структуре понятийного аппарата культурно-досуговой деятельности. Кроме всеобщих категорий теории диалектики (необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное и общее, причина и следствие и др.), а также других понятий, занимавших особое место в структуре методов моделирования культурно-досуговых программ, целесообразно различать интегративные понятия теории систем: система, элемент, структура, целостность в общей теории: функция, информация, управление и пр., поскольку они имеют региональное методологическое значение.

Технология моделирования культурно-досуговых программ -это не только результат и процесс отображения конкретной ситуации, но и итог всего исторического развития этой системы, ее память, связанная информация. Кроме того, можно утверждать, что модели каждого структурного уровня в программе имеют различный смысл и объем в зависимости от того, употребляются они для характеристики философских, педагогических, психических процессов, логико-гносеологических построений или технических конструкций. Наконец, под моделированием часто понимается один из методов познания. Все указанные оттенки термина «модель» можно уловить лишь из контекста.

Технология моделирования  культурно-досуговых программ предполагает также совершенствование, уточнение, обогащение,конкретизацию. Здесь большое значение имеет целевой подход, принцип двойной детерминации поведения различных систем и «опережающего» отражения действительности, логически следующие из идеи трехплановости отражения. Идея трехплановости отражения позволяет глубже и лучше понять взаимосвязь индивидуального и общественного сознания как в историческом (онтогенез и филогенез духа), так и в системно-структурном плане. Суммируя все то, что теоретически может позволить технология моделирования, можно сказать следующее: функциональный, исключительно диалектический подход к объяснению деятельности различных систем, ориентирующихся на изучение процессивной стороны объектов и их поведения, становится наиболее характерной чертой современного подхода. Кроме того, синтетическая по своей природе общая теория систем помогает философии в интеграции научного знания, что особенно важно в условиях нарастающих темпов дифференциации науки, в условиях, когда язык отдельных научных дисциплин имеет тенденцию превращаться в жаргон, понятный лишь узкому кругу специалистов.

Совершенно ясно, что решающую роль в ликвидации «разобщения» культурологии, философии и других наук, в преодолении своеобразного «информационного барьера» играет философия - цементирующая основа всей системы знаний. Это, прежде всего, диалектика, выступающая мировоззренческой, методологической и логической основой для культурно-досуговой деятельности. Однако научные работники и специалисты учреждений культуры еще недостаточно полно используют возможности этого единого и единственно верного универсального метода познания и преобразования действительности, логики науки в полном и точном смысле слова.

Более широкое и квалифицированное  использование диалектики, всего  философского знания в научных исследованиях  есть не только признак философской  культуры научного работника, но и необходимое  условие успешной практической деятельности.

При построении модели сознательной активности специалистов учреждений культуры нельзя забывать одну из основных сущностных функций культурно-досуговой деятельности - развитие личности. Первичный анализ проблемы показал, что большинство  посетителей учреждений культуры не удовлетворены своими результатами в этом смысле. При моделировании  культурно-досуговой программы необходимо учитывать процесс формирования таких уровней активности, как стремление к участию в действии и само участие. Условно-схематически их можно изобразить так: информация о действии - интерес к действию - осознание необходимости действия - потребность в действии. Формирование второго уровня берет свое начало от соучастия в действии и развивается в сторону все большей и большей активизации: соучастник действия - исполнитель - организатор - руководитель действия.

Рассматривая теоретические  основы технологии моделирования культурно-досуговых  программ, следует, прежде всего, отметить, что появилась новая модель учреждений культуры, способная воскресить потерянную духовность, отношение к социальным ценностям, быту русского народа.

Новое содержание культурно-досуговой  деятельности требует новых подходов в технологии культурно досуговых  программ. Остро ощущается необходимость  сделать следующий шаг - к созданию принципиально новой системы  технологии культурно-досуговых программ. В этом отношении практика явно опережает  теорию: появляются все новые формы  и методы культурно-досуговой деятельности.

Процесс моделирования культурно-досуговых  программ наполнен глубоким общественным смыслом, поскольку его объектом является создание разнообразных досуговых  общностей на базе семейно бытовой микросреды и ее ближайшего окружения, организация любительских объединений и клубов по интересам, общение людей в  процессе социально-гуманитарного, художественного, технического, прикладного творчества.

Моделирование культурно-досуговых  программ начинается с диагностики  социальных и личностных проблем, социально-культурных и социально-пеихологаческих ситуаций. Каждая модель культурно-досуговой  программы помогает, прямо или  косвенно, решать проблемы социальной профилактики и оказания социальной помощи, социальной адаптации, реабилитации, удовлетворения духовных потребностей населения. В процессе моделирования  обязательно дается четкое определение  целей, достигаемых в результате реализации культурно-досуговых программ, затем составляется перечень, содержащий информацию об ожидаемых позитивных результатах, о стоимости той  или иной программы в целом, затратах на ее подготовку, а также набросок (размеченного во времени и по затратам) выполнения модели. Затем руководство  учреждения культуры совместно с  представителями вышестоящих инстанций  принимает решение об объеме фондов на проведение (в задуманных масштабах)

Информация о работе Коммерциализация культуры на примере досуга