Коммерциализация культуры на примере досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.

Оглавление

Введение
1. Социальная сущность досуга
2. Признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.
3. Сущность культурно-досуговой
деятельности
4. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений.
5. Коммерциализация культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология2.docx

— 93.19 Кб (Скачать)

 

 


 

 Контрольная работа  по “Культурологии”                                         на тему:”Коммерциализация культуры на примере досуга”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 

Содержание

Введение

  1. Социальная сущность досуга

 

  1.  Признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.

 

  1. Сущность культурно-досуговой

деятельности

  1. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений.

 

  1. Коммерциализация культуры

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение методологических вопросов досуговых явлений и крупных экспериментальных программ, научного понятийного аппарата позволяет решать разнообразные по уровню проблемы, в том числе: а) организационно-практического характера, способствующие оперативному анализу конкретной сложившейся ситуации; б) научно-методического характера, раскрывающие целый ряд практических вопросов и оптимальные варианты организационных, творческих и управленческих решений; в) теоретико-методологического характера, объясняющие социальную природу культурно-досуговой деятельности и отдельных ее процессов, выявляющие закономерности творческой, просветительной и рекреативной деятельности в сфере досуга.

Анализ социальной природы  культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.

Во-первых, культурно-досуговая деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она содержит все признаки культурно-творческой деятельности. Причем в данном случае не имеет большого значения уровень профессионализма и общественной значимости ее результата. Творческая продукция, созданная человеком на досуге, - песня, стихотворение, картина, видеофильм и др., могут представлять культурно-художественную ценность исключительно для самого автора и его ближайшего окружения. Но немало примеров и того, что самодеятельные авторы создают куда более ценные произведения, чем профессионалы.

Во-вторых, культурно-досуговая деятельность выступает как носитель социального опыта, новой системы ценностей, философских, нравственных, эстетических, религиозных идей и взглядов. Целенаправленный процесс передачи ценностей, как для отдельных людей, так и целых социальных групп и классов, осуществляют средства массовой информации и, прежде всего, телевидение, что не может не отразиться на характере проведения их досугового времени, содержании и формах культурно-досуговой деятельности. Созданная в сфере досуга творческая продукция также может носить информационный характер.

В-третьих, культурно-досуговая  деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Этому способствуют тенденции политизации досуга. Именно на сферу досугового времени населения рассчитана политическая информация, передаваемая по каналам радио и телевидения, публикуемая в периодической печати. В средствах массовой информации происходит борьба между политическими партиями и движениями. Путем всенародного голосования формируются выборные органы государственной власти. Поэтому, со стороны, культурно-досуговая деятельность может выступать сопутствующая деятельность по отношению к политической, а организация становится прерогативой политических движение партийных лидеров, одним из средств политических пред-(шоориых кампаний, и, наконец, сферой финансовых вложений поли-тических структур, создания ими специальных фондов.

В-четвертых, культурно-досуговая деятельность является частью социально-экономической жизни общества. В силу этого она регламентируется федеральными законами, правительственными подзаконными актами, инструктивными документами Министерства культуры России; служит основой создания отраслевых концепций культурно-досуговой деятельности, федеральных программ по социальному преобразованию общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальная сущность досуга

В современной литературе досуг не представлен как целостный  объект анализа. Само понятие "досуг" часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая  деятельность, свобода, рекреация и  т.д.

В основе идеи социально  открытой культурно-досуговой деятельности заложена в принципе весьма простая  мысль: современная семья, каждый человек  обретает в сфере досуга совершенно новый уровень потребностей.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как  общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном  использовании свободного времени  людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций  и формируется "внешний" социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории  в жизни общества. Выполнявший  в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

В современной теории и  практике термин "досуг" наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния  или психологического переживания  человека на данный момент. Внутри указанных  значений существуют самые различные  научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму  значению, поскольку досуг как  деятельность обладает обширной типологией. Здесь число отечественных и  зарубежных исследователей, предлагающих свои дефиниции, особенно велико.

Отсюда следует, что для  того, чтобы понятие "досуг" отвечало тем или иным практическим и научным  целям, необходимо прежде всего уточнить его содержательную сторону и  в рамках этого содержания выстраивать  соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без  которых не мыслится создание полноценного социально-культурного проекта.

Как западные, так и наши исследователи обращаются к проблемам  массовой культуры, досуга и его  цивилизации, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса  и культуры.

По их мнению, рассматривать  досуг можно лишь в контексте  исторических и социальных наук. При  этом выдвигается интересная задача: поставить в центр научных  исследований досуга условия, в которых  осуществляется досуговая деятельность людей. Закономерен подход к анализу, например, понятия "индустрия досуга", вбирающего в себя и условия досуговой  деятельности, и уровень материально-технической  базы, и финансово-организационные  средства, и товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга.

Ученых в одинаковой мере волнует социальное неравенство  различных социально-демографических  групп в культурно-досуговой сфере: детей, подростков, престарелых, женщин, лиц с ограниченными физическими  и умственными возможностями.

Исходя из природы досуга ученые рассматривают и его специфические  дефиниции. С 50—60 гг. досуг характеризуется  как часть времени, свободного от обычной или сверхурочной работы, а также от времени, затраченного на поездку на работу и другие действия. Они происходят за пределами деятельности, направленной на заработки: удовлетворение личных потребностей в еде, сон, забота о здоровье и внешности, а также  многочисленные семейные, социальные, гражданские и религиозные обязанности, которые человек выполняет в  свое свободное время.

В настоящее время большинство  ученых не разделяет, а, наоборот, более  полно идентифицирует понятия "досуг" и "свободное время". Практически  они слились. Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть  общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых  временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Международной энциклопедией  социальных наук досуг трактуется как  результат свободного выбора.

Досуг подразумевает свободный  выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и  любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости. Досуг — необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого  человека. Поэтому досуг всегда предстает  перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с  рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением  и т.п. Это не означает, что досуг  — это синоним понятия "свобода", и было бы неправильно заявить, что  обязанности не играют никакой роли в досуге. Хотя досуг включает свободу  от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям он подвержен воздействию  социальных сил.

Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит  от социальных отношений, а отсюда —  и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности. Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности, от спортивных команд до кинообществ, с целью реализации своих досуговых потребностей.

Досуг в его семейном контексте  неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной  семьи — динамики демографических  характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым  экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции  в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству  населения, воспитанию детей, продолжению  традиций, семья не сможет нормально  функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

В современной отечественной  и зарубежной науке термины "досуг" и "рекреация" фигурируют как родственные  ключевые понятия. Слово "досуг" очень  часто употребляется в самых  различных смыслах: как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация  и т.д.

Наиболее достоверной  является трактовка досуга как временной  категории, как свободного времени  человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляется в рамках досуга, свободного времени.

Чтобы уточнить сущность досуга как временной категории, обратимся  к самому понятию "время". В  философии оно определяется как  величина, которой свойственны однородность, одномерность, упорядоченность, непрерывность, однонаправленность, необратимость. Среди  разновидностей времени (физического, химического, биологического, социального) высшей формой является социальное время, которое включает в себя рабочее, нерабочее и — в рамках последнего — свободное время.

Рабочее время рассматривается  как время общественно необходимого производства материальных и духовных благ в процессе труда. Нерабочее  время включает затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и  обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого  рабочего времени, и др.), на домашний труд и самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.

Свободное время представляет собой "часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества)  за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат", в частности сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы.

Информация о работе Коммерциализация культуры на примере досуга