Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа
Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.
Введение
1. Социальная сущность досуга
2. Признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.
3. Сущность культурно-досуговой
деятельности
4. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений.
5. Коммерциализация культуры
Заключение
Список литературы
Контрольная работа
по “Культурологии”
Содержание
Введение
деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Изучение методологических вопросов досуговых явлений и крупных экспериментальных программ, научного понятийного аппарата позволяет решать разнообразные по уровню проблемы, в том числе: а) организационно-практического характера, способствующие оперативному анализу конкретной сложившейся ситуации; б) научно-методического характера, раскрывающие целый ряд практических вопросов и оптимальные варианты организационных, творческих и управленческих решений; в) теоретико-методологического характера, объясняющие социальную природу культурно-досуговой деятельности и отдельных ее процессов, выявляющие закономерности творческой, просветительной и рекреативной деятельности в сфере досуга.
Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.
Во-первых, культурно-досуговая деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она содержит все признаки культурно-творческой деятельности. Причем в данном случае не имеет большого значения уровень профессионализма и общественной значимости ее результата. Творческая продукция, созданная человеком на досуге, - песня, стихотворение, картина, видеофильм и др., могут представлять культурно-художественную ценность исключительно для самого автора и его ближайшего окружения. Но немало примеров и того, что самодеятельные авторы создают куда более ценные произведения, чем профессионалы.
Во-вторых, культурно-досуговая деятельность выступает как носитель социального опыта, новой системы ценностей, философских, нравственных, эстетических, религиозных идей и взглядов. Целенаправленный процесс передачи ценностей, как для отдельных людей, так и целых социальных групп и классов, осуществляют средства массовой информации и, прежде всего, телевидение, что не может не отразиться на характере проведения их досугового времени, содержании и формах культурно-досуговой деятельности. Созданная в сфере досуга творческая продукция также может носить информационный характер.
В-третьих, культурно-досуговая деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Этому способствуют тенденции политизации досуга. Именно на сферу досугового времени населения рассчитана политическая информация, передаваемая по каналам радио и телевидения, публикуемая в периодической печати. В средствах массовой информации происходит борьба между политическими партиями и движениями. Путем всенародного голосования формируются выборные органы государственной власти. Поэтому, со стороны, культурно-досуговая деятельность может выступать сопутствующая деятельность по отношению к политической, а организация становится прерогативой политических движение партийных лидеров, одним из средств политических пред-(шоориых кампаний, и, наконец, сферой финансовых вложений поли-тических структур, создания ими специальных фондов.
В-четвертых, культурно-досуговая деятельность является частью социально-экономической жизни общества. В силу этого она регламентируется федеральными законами, правительственными подзаконными актами, инструктивными документами Министерства культуры России; служит основой создания отраслевых концепций культурно-досуговой деятельности, федеральных программ по социальному преобразованию общества.
1.Социальная сущность досуга
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа. Само понятие "досуг" часто толкуется и понимается как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
В основе идеи социально
открытой культурно-досуговой
В современной социально-
В настоящее время происходит
существенная переоценка значения досуга
как социально-культурной категории
в жизни общества. Выполнявший
в течение многих лет роль придатка
производственной сферы досуг становится
все более широкой сферой социально-культурной
деятельности, где происходит самореализация
творческого и духовного
В современной теории и практике термин "досуг" наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Внутри указанных значений существуют самые различные научные дефиниции, в наибольшей степени это относится ко второму значению, поскольку досуг как деятельность обладает обширной типологией. Здесь число отечественных и зарубежных исследователей, предлагающих свои дефиниции, особенно велико.
Отсюда следует, что для
того, чтобы понятие "досуг" отвечало
тем или иным практическим и научным
целям, необходимо прежде всего уточнить
его содержательную сторону и
в рамках этого содержания выстраивать
соответствующую цепочку
Как западные, так и наши исследователи обращаются к проблемам массовой культуры, досуга и его цивилизации, досуговых ценностей, досуговой миграции населения, бизнеса и культуры.
По их мнению, рассматривать
досуг можно лишь в контексте
исторических и социальных наук. При
этом выдвигается интересная задача:
поставить в центр научных
исследований досуга условия, в которых
осуществляется досуговая деятельность
людей. Закономерен подход к анализу,
например, понятия "индустрия досуга",
вбирающего в себя и условия досуговой
деятельности, и уровень материально-
Ученых в одинаковой мере
волнует социальное неравенство
различных социально-
Исходя из природы досуга
ученые рассматривают и его
В настоящее время большинство
ученых не разделяет, а, наоборот, более
полно идентифицирует понятия "досуг"
и "свободное время". Практически
они слились. Являясь основной сферой
социально-культурной деятельности людей,
досуг предстает как та часть
общего бюджета времени человека,
которая остается после вычета необходимых
временных затрат на работу (учебу),
удовлетворение физиологических потребностей
(сон, питание и т.д.) и реализацию
неотложных домашних, семейных обязанностей.
Международной энциклопедией социальных наук досуг трактуется как результат свободного выбора.
Досуг подразумевает свободный
выбор личностью досуговых
Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью, он зависит от социальных отношений, а отсюда — и от межличностных обязательств, таких, например, как контракты и даже договоренности. Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вменяются в обязанности любой социально-культурной общности, от спортивных команд до кинообществ, с целью реализации своих досуговых потребностей.
Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.
В современной отечественной и зарубежной науке термины "досуг" и "рекреация" фигурируют как родственные ключевые понятия. Слово "досуг" очень часто употребляется в самых различных смыслах: как отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая деятельность, свобода, рекреация и т.д.
Наиболее достоверной является трактовка досуга как временной категории, как свободного времени человека. Что касается рекреации, то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность осуществляется в рамках досуга, свободного времени.
Чтобы уточнить сущность досуга
как временной категории, обратимся
к самому понятию "время". В
философии оно определяется как
величина, которой свойственны
Рабочее время рассматривается
как время общественно
Свободное время представляет собой "часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат", в частности сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством, бытовые заботы.
Информация о работе Коммерциализация культуры на примере досуга