Коммерциализация культуры на примере досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом функционирует, каковы культурно-досуговые предназначения, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как неотъемлемую часть жизнедеятельности общества, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность её характеристик.

Оглавление

Введение
1. Социальная сущность досуга
2. Признаки социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.
3. Сущность культурно-досуговой
деятельности
4. Моделирование деятельности учреждений культуры в условиях рыночных отношений.
5. Коммерциализация культуры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология2.docx

— 93.19 Кб (Скачать)

Отсюда следует, что досуг  как свободное время выступает  в качестве определенного временного отрезка для осуществления той  или иной  рекреационной, восстановительной  деятельности.

Величина свободного времени  далеко неоднородна у различных  социальных групп. Большая часть  забот по домашнему хозяйству  ложится на плечи женщин. По всем социальным группам (кроме учащихся) женщины имеют собственно свободного времени на треть меньше мужчин. Для некоторых социальных групп (работающие женщины с детьми, сельские жители, маятниковые мигранты) фонд свободного времени, особенно в нынешней экономической ситуации, оказывается  ниже социально необходимой границы, что ведет к опасной деформации их образа жизни в целом. Значительное свободное время есть у пенсионеров, женщин с взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей. Досуговый потенциал этих групп  значительно превосходит их досуговую  квалификацию. Не будучи в состоянии  культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным — в социальном, психологическом и личностном плане — формам его освоения.

Характерными чертами  досуга, свободного времени являются его у неразрывная связь с  содержанием труда человека, его  семейно-бытовыми условиями, индивидуальными  особенностями.

В общих границах социального  времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досуг  отличается различными отрезками свободного времени.

В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени —  до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

Недельный период, кроме  этих интервалов нерабочего времени, включает в себя время "уик-энда", обычно совпадающего с днями субботне-воскресного  отдыха.

Годовой период включает еще  один-два интервала компактного  нерабочего времени — это отпускное  время. Для учащихся вместо отпуска  выделяется время каникул (от двух до четырех интервалов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и  то время, когда человек не занят  на производстве, — детство, пенсионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообразием использования свободного времени, досуговых занятий.

Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабочего времени в  течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или рекомендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем  и исполнителем работы.

Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время — это  часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая  используется для сохранения восстановления и развития физического и духовного  здоровья человека, его интеллектуального  совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и  пенсионеры — весьма многочисленная категория населения. Это время  дает им возможность удовлетворить  потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых  вопросов, активном отдыхе и т.д.

2. Сущностные признаки социально-культурной и культурно-досуговой

инфраструктур

Американский ученый Розенштейн-Родан  впервые в мировой Практике и экономической науке ввел понятие «инфраструктура» как комплекс условий, способствующих развитию предпринимательства и удовлетворяющих потребности населения.Развитие социально-культурной и культурно-досуговой инфра­структур, т.е. комплексов институтов, учреждений, организаций,предприятий, фирм, акционерных обществ, фондов, осуществляющих Производство, хранение, распространение, организацию потребления Культурных ценностей и услуг и создающих необходимые условия личности для многообразных досуговых занятий и действий, обу­ словлено рядом факторов объективного и субъективного порядка.В особую инфраструктуру выделяем «культурно-досуговую сферу», выявление ее сущности и факторов, воздействующих на ее функционирование и дальнейшее развитие, требует обращения к более общим категориям.Инфраструктура, с точки зрения ее материально-вещественного содержания - это объекты, инженерно-технические сооружения, здания, сети и т.п., то есть отдельные элементы материально-технической базы ряда отраслей народного хозяйства, обеспечивающие эффективность функционирования предприятий сферы материального производства, жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, проживающего на определенной территории.Множественность позиций по поводу «набора» отраслей, составляющих социальную инфраструктуру, предопределила сложность в обосновании места культурно-досуговой сферы в более общей системе, каковой является социальная сфера. Трудности состоят,прежде всего, в том, что культурно-досуговая сфера объединяет такие явления, как физкультура и спорт, туризм, рекреация, искусство и которые во многих классификациях структуры социальной сферы выделяются в отдельные самостоятельные блоки.Подобная ситуация во многом связана с тем, что в прошлые годы сфера досуга не выделялась в самостоятельную область в структуре социально-культурного управления; она не имела обособленной отрасли, общественного координирующего органа, который бы целенаправленно, как это было принято в отношении любых сторон общественной жизнедеятельности, руководил этой сферой. Руководство общественно-организованным досугом в большей или меньшей степени осуществляла каждая из отраслей социально культурного назначения, общественные и творческие организации.

На государственном уровне руководство организацией досуга находилось в ведении центральных органов  отраслевого управления культурой, кино, народным образованием, спортом  и т.п. Имея в своем подчинении систему предприятий, учреждений и организаций, выполнявших досуговые функции, каждое министерство, государственный комитет, ведомство осуществляли управление соответствующими учреждениями. В целом сфера культурно-досуговой деятельности включает в себя ряд параллельно функционирующих направлений:

- культуры, представленной  сетью театров, концертных залов,

кинотеатров, парков, клубов, музеев, библиотек и т.п.;

- физической культуры  и спорта, включающей сеть стадионов;

спортзалов, спортплощадок, бассейнов и т.п.;

- отдыха (рекреации), представленной  сетью учреждений туризма, санаторно-

курортных учреждений, различных  добровольных обществ.

Каждое из направлений, достаточно автономное и самостоятельное, было специализировано по видам обслуживания населения, имело собственную структуру и целый ряд управленческих звеньев. Следует заметить, что неоднократно в различные периоды общественного развития возникала идея о целесообразности создания единого координационного органа в масштабах страны, который бы руководил деятельностью этих учреждений и организаций, связанных со сферой досуга и отдыха.

Теоретические основы определения  понятия инфраструктуры культурно-досуговой сферы во многом обусловлены сложившимся в обществе отношением к месту и роли самой культуры и культурно-досуговой сферы как к второстепенному, «обслуживающему» явлению.На протяжении всей истории существования советского государства важной составной частью его культурной политики было создание инфраструктуры культуры как материальной, кадровой, организационной основы социально-культурного развития, обеспечивающей производство, распространение, сохранение, доведение культурных благ и ценностей до каждого гражданина. Данный подход к определению понятия инфраструктуры культуры во многом отражает специфику отношения государства и общества к культурным процессам в стране.

Прежде всего, исходя из данного  положения можно заключить,что  все богатство и многообразие социокультурных процессов в стране фактически сводилось к функционированию социалистической художественной культуры, к производству, распространению,сохранению ее ценностей и продуктов.Кроме того, научный подход к пониманию сущности инфраструктуры культуры по сути подчеркивает «обслуживающий» характер самой культуры, основное назначение которой заключается лишь и доведении своих ценностей, благ и услуг до граждан.Именно подобная позиция обусловила преимущественно социально-экономическое направление в планировании процессов, связанных, с развитием культуры, где важным было, прежде всего, формирование показателей объемов, пропорций и темпов развития сети культурно-просветительных учреждений, объемов капиталовложений и сферу, повышения эффективности их использования, роста материальных и трудовых ресурсов и т.п. Развитие социально-культурных процессов в стране отождествлялось с функционированием учреждений культуры, осуществляющих культурное обслуживание граждан.При этом речь шла не столько о качественной стороне этого обслуживания, сколько о количественных показателях: в статистических сборниках раздел «культурное развитие» обычно характеризовался с точки зрения количества тех или иных учреждений, числа созданных ими духовных продуктов.Современные тенденции развития культурно-досуговои деятельности позволяют осуществляться личности в соответствии с собственными установками, намерениями, ценностными ориентациями,индивидуально-психологическими особенностями и т.п.Современная ценность досуга, обусловленная в первую очередь возможностью свободного выбора в осуществлении тех или иных видов деятельности, в нынешних обстоятельствах, как никогда ранее,может быть реализована благодаря наличию широкого спектра культурно-досугового предложения.

В прошедшие годы хотя и  декларировалось право каждого  человека на свободный выбор тех  или иных видов деятельности, существовавший предельно унифицированный и  стандартный набор соответствующих  учреждений и организуемых ими единообразных  форм деятельности сводил на нет подобные заявления. В ситуации господства государственных, идеологически одобряемых ценностей индивидуальные ценности допускались только как временные компромиссы, ибо предполагалось, что с течением времени индивидуальные культурные ценности будут все более соответствовать ценностям общественным и в конце концов сольются с ними. Это приводило к тому, что ведомства не замечали реального спроса и навязывали большинству аудитории малопривлекательные произведения и программы.

Современная инфраструктура культурно-досуговои   сферы, представленная государственными, общественными, коммерческими,частными и иными объектами, осуществляющими организацию самых различных видов деятельности и предлагающими огромное множество услуг «культурного» назначения, призвана обеспечить людям выбор форм и способов досугового времяпрепровождения в соответствии с их потребностями и интересами.Одновременно представители различных социокультурных групп горожан сами являются производителями и распространителями различных по качеству, характеру, содержанию элементов культуры. Неинституциональная, индивидуально-организованная культурная деятельность, еще не так давно противопоставлявшаяся сфере институционального досуга, стала сегодня важным, равноправным элементом единой системы досуговой деятельности человека.Таким образом, культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как самостоятельную отрасль педагогической науки,как деятельность субъектов, связанную с внебиологической природой человека.

В связи с появлением социально-культурной инфраструктуры стали более точно просматриваться границы культурно-досуговои инфраструктуры. Это разделение существенным образом повлияло на духовную жизнь общества, заметно увеличился набор социально значимых культурных ценностей и услуг. Важнейшим логическим исходным принципом диалектики социально-культурной и культурно-досуговои деятельности является органическое единство идеалов, целей, способов управления, структуры. Сегодня досуг из функционального придатка производственной сферы превратился в самоценную общественную сферу, направленную на самореализацию творческого потенциала каждой личности или коллектива.В научной литературе разработаны различные концепции и образцы социально-культурной и культурно-досуговои деятельности,появление которых во многом обусловлено действием механизмов свободного проявления культуры многочисленных субъектов в соответствующих инфраструктурах.Возникновение на общественной арене нового многоликого,противоречивого, не поддающегося прежним методам управления культурного субъекта значительно усложнило и функционирование феноменов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности Возникла реальная возможность перехода от субъект-объектных отношений в сфере культуры к субъект-субъектным.Возросла общественная потребность в создании максимального количества зон социальной и культурной активности субъектов. Это нашло свое отражение, в том числе, и в появлении множества принципиально новых учреждений, предприятий, организаций социально-культурной инфраструктуры, что позволило расширить диапазон содержания, форм и видов занятий и действий, а также обеспечивающих их технологий. Не менее важным является появление нового механизма хозяйствования и управления этими предприятиями и организациями, включающего элементы хозрасчета, развитие платных услуг, кооперативов, арендных и акционерных отношений, индивидуальных форм деятельности, основанных на частной собственности,и многое другое.Дальнейшее совершенствование множественности теоретических подходов, в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур. Сосуществование государственной, акционерной, кооперативной, частной собственности в сфере организации общественного досуга, а также приватизация объектов культуры по принципу долевого участия крупными экономическими субъектами и т.п. вносят существенные коррективы в процесс развития социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.Глубина и противоречивость стоящих перед культурой проблем побудили государство принять ряд законодательных актов, ставящих своей целью поддержать эту сферу за счет развития социально-культурной инфраструктуры. В Законе «О культуре» записано, что развитие социально-культурной сферы является приоритетным на правлением государственной политики и нуждается в эффективном практическом содействии. В реальной жизни социально-культурная инфраструктура все большее внимание получает со стороны заинтересованных министерств и ведомств.Неудовлетворительное экономическое развитие, присущее современному бытию, не вызывает достаточного внимания к функционированию традиционной сети учреждений культурно-досугового типа. Большинство профсоюзных организаций в силу экономических трудностей отказались от выполнения культурно-просветительной функции, что привело к распаду системы клубов, Домов и Дворцов культуры профсоюзов, отличавшихся уникальной материально-технической базой и кадровым составом.Аналогично складывается ситуация и в ведомственных учреждениях культуры, вызванная теми же экономическими проблемами в промышленности, на транспорте, в системе связи и т.д.

Резкое сокращение государственных ассигнований как на нужды культуры в целом, так и на материальное обеспечение учреждений культурно-досугового типа, привело к закрытию одних, перепрофилизации деятельности других.Необходимость изыскивать финансовые средства для обеспечения своей деятельности заставляет учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа обратиться к коммерции.Проведенный анализ показывает, что пока коммерческая деятельность в большинстве случаев осуществляется за счет резкого сокращения программ просветительной, художественно-публицистической направленности, числа клубных и любительских объединений, кружков художественной самодеятельности и прикладного творчества.Но вместе с тем происходят и позитивные процессы. Многообразие форм собственности в социально-культурной и культурно-досуговой деятельности повлекло за собой многообразие программ и действий, появление целого спектра не имеющих в прошлом аналогов учреждений, организаций, фирм, довольно прочно и эффективно заполняющих образовавшиеся ниши в сети государственных, ведомственных, профсоюзных учреждений культуры. Конкурентная борьба, явившаяся следствием этого многообразия, особенно в условиях сверхкрупного города, лучше различных нормативов и плановых показателей регулирует качество производимых социально-культурных И культурно-досуговых товаров и услуг, программ. Сегодня актуально достаточное наполнение ими рынка в соответствии с реально существующими потребностями и интересами различных культурных групп и отдельных личностей.

Анализируя влияние объективных  факторов на процесс формирования социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур, следует выделить и такой аспект, как изменившиеся материальные возможности  различных групп населения. Возникают  новые формы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности,основанные на широком использовании новейших достижений науки и техники. Это разнообразные аттракционы, современные детские и спортивные площадки, залы игровых автоматов, аудиовидео- и компьютерные центры, дансинг-холлы, казино, ночные клубы и т.п., эксплуатирующие многочисленные технические новшества, предел возможностей использования которых трудно предугадать.

Однако процесс формирования современной инфраструктуры социально-культурной и культурно-досуговой деятельности трудно проанализировать достаточно полно без учета культурных предпочтений всех слоев населения, воздействующих на этот процесс.Социально-культурная и культурно-досуговая инфраструктуры,создающие необходимые условия для многообразных занятий и действий посетителей, во многом являются следствием объективно складывающихся интересов и личностно осознанных потребностей отдельных личностей и социальных групп, удовлетворяемых в тех или иных видах деятельности.

Информация о работе Коммерциализация культуры на примере досуга