Кино как феномен культуры XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2011 в 12:13, реферат

Краткое описание

Кино как литература использует слово, как театр – актерское лицедейство, игру, как живопись – рисунок и цвет, как музыка – звуки. Но не слово, не цвет, не звук и даже не свет, не кинопленка являются материалом киноискусства, а сама реальная действительность. Кино показывает жизнь в ее собственных формах, отобранных, осмысленных и зафиксированных авторами фильмов, и делает это своими специфическими выразительными средствами.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….. 3
1. Развитие киноискусства ……………………………………………. 4
2. Популярные жанры кино …………………………………………… 9
Заключение ………………………………………………………….. 18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат .doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Документальное  кино, как правило, основано на съёмках  подлинных, реальных фактов и явлений. Документальное кино очень разноообразно, оно выполняло и продолжает выполнять самые разнообразные функции. Одна из основных задач документального кино - информирование зрителей о тех вещах, которые они сами не могут увидеть. До появления телевидения киножурналы, содержащие сюжеты о происходящих в мире событиях, в определённой мере заменяли современные выпуски новостей. Часто в документальное кино включаются кинохроника, кадры тех или иных происходивших в прошлом событий, освещение которых производят создатели фильма. Документальное кино играло и продолжает играть также и пропагандистскую роль (иногда агитационное кино выделяют в качестве самостоятельного жанра).

     Научное кино также подразделяется на более  мелкие жанры, такие, как учебное кино, научно-популярное кино и др.

     Многообразие  жанров художественного (игрового) кино настолько велико, что о каждом них следует рассказать отдельно.

     Боевик - один из наиболее популярных киножанров. Имеет множество подвидов - таких, как гангстерский фильм, фильм с боевыми искусствами, шпионский боевик и т. д.

     Под боевиком (фильмы данного жанра также  имеют название "экшен" - от англ. action - "действие") понимается фильм, где основное внимание уделяется  постановке зрелищных сцен, с большим  числом трюков, спецэффектов и т. п., а сюжет построен на противостоянии главного героя (героев) заранее определённым противникам.

     "Классический" боевик характеризуется следующими  признаками:

     1) С самого начала фильма есть "хорошие" и "плохие" герои,  причём кто "хороший", а кто "плохой", видно сразу. В результате какой-то несложной завязки сюжета в самом начале фильма "хорошие" вынуждены вступать в противостояние с "плохими".

     2) Фильм обычно не обладает сложным  сюжетом. Основное внимание зрителя  должны привлекать зрелищные сцены, снятые с большим числом трюков и спецэффектов.

     3) Зло побеждается с помощью  насилия. Типичные элементы в  боевике - перестрелки, драки,  погони и т. п. Во многих  голливудских фильмах режиссёры  откровенно издеваются над реализмом  - герой выживает в самых невероятных ситуациях, сам не получая ни царапины, но при этом укладывая врагов пачками. В замечательном американском фильме "Последний киногерой" ("Последний герой боевика") с Арнольдом Шварцнегером в главной роли эти и другие отличия типичного американского боевика от реальности прекрасно показаны и там они сами становятся основой сюжета (герой попадает из "заэкранной" реальности, где всё по-другому, в настоящую, и обнаруживает вопиющие различия).

     4) Неизменный "хэппи-энд" - "хороший"  герой всегда побеждает злодеев (в значительной части случаев попутно спасая мир).

     Вестерн - фильм, сюжет которого восходит к временам освоения Дикого Запада (запада современных США, вторая половина 19 в.). В чём-то вестерн схож с другими жанрами - боевиком, приключениями и т. п., но имеет отличительные черты, из-за которых его трудно спутать с чем-то другим. Основные мотивы вестерна - необходимость противостояния главного героя (героев) злу в условиях общества, где торжество закона ещё не утверждено, а главную роль в установлении порядка играют личные качества, приверженность определённому кодексу чести и т. п. Основной персонаж вестерна, как правило - это ковбой, имеющий лошадь, характерную шляпу и револьвер, который он мастерски умеет выхватывать и метко стрелять, что является непременным условием для победы над всякими злодеями на своеобразной дуэли. Очень часто в вестерне также присутствуют индейцы.

     Вестерн как жанр появился в США очень  рано, на самой заре кинематографа (дух  эпохи был ещё очень свеж). Помимо развития вестерна в самих США, фильмы в жанре вестерна позже стали сниматься и в других странах, таких, как Италия, Германия, и даже СССР (т. н. "истерн"). В чём-то схожи с вестернами и советские фильмы на мотивы гражданской войны ("Неуловимые мстители" и т. п.). Начиная с 80-х годов прошлого века, вестерны несколько утратили свою популярность.  

     Военный фильм. Фильм, основной сюжет которого - реконструкция событий происходившей войны. Некоторые пытаются разделить военные фильмы на несколько поджанров - например, от тяготеющих к реконструкции масштабных исторических эпизодов, сражений и т. п. до фильмов, ориентированных на изображение судеб отдельных героев. Но, так или иначе, главным в военном фильме является изображение реалий, реконструкция атмосферы войны, которые так отличны от ситуации мирной жизни.

     Подавляющее большинство военных фильмов - это  фильмы о войнах 20 века (фильмы о  событиях более далёкого прошлого получаются, скорее, историческими). Кино о близких  во временном плане событиях получается реалистичным, переплетающимся с настоящей действительностью, в то время, как кино о старых войнах - это всего лишь рассказ о давно минувших днях. Реалистичность, напоминание о том, что всё это было недавно - существенное отличие военного фильма от исторического.

     Военных фильмов снималось немало во всех странах (особенно, что понятно, в  тех, которые сами участвовали в  войнах). Значительное количество из них  посвящено второй мировой войне (среди отечественных фильмов  о войне фильмы о Великой Отечественной  войне - это львиная доля, и они до сих пор продолжают сниматься). Также сюда можно отнести фильмы о первой мировой войне и фильмы о разнообразных локальных военных конфликтах (Вьетнам, Афганистан и т . п.).

     Исторический  фильм. Фильм, основная задача которого - реконструкция реально происходивших исторических событий. Основная особенность исторических фильмов - сюжет для них не нужно специально придумывать, однако, та или иная интерпретация событий, расстановка акцентов в изображении исторических личностей нередко оказывается подверженной политической конъюнкутре и делает исторические фильмы объектами жарких споров и пререканий. Достоверность изображения событий, выразительность характеров исторических персонажей, способность создать атмосферу, хорошо отражающую эпоху - одни из наиболее решающих критериев в оценке успешности и качества исторического фильма.

     Исторических  фильмов в разных странах снималось  довольно много, и они имеют свою группу ценителей. В то же время снять  хороший исторический фильм значительно  сложнее, чем кассовый боевик, для этого требуется высокий уровень и режиссёрского мастерства, и тех, кто отвечает за разработку сценария, подготовку декораций, создание костюмов, да и требования к актёрам, играющим известных персонажей, значительно выше. Как правило, для исторического фильма требуется приличный бюджет.

     От  исторических фильмов следует отличать фильмы иных жанров в историческом антураже (например, "Россия молодая" - исторический фильм, а "Гардемарины" или "Три мушкетёра" - типичные приключения).

     Мюзикл - фильм, в котором основную роль играют музыка, пение и танцы, при этом они объединены общим, не слишком сложным, в значительном числе случаев, с комедийными элементами, сюжетом. Мюзиклы перекочевали в кино из театра в США, в 1920-е, с зарождением эпохи звукового кино. Свой расцвет этот киножанр переживал в США в 30-е и 40-е годы. Классика жанра этого периода - снятая Голливудом "Серенада Солнечной долины" (1941), завоевавшая бешеную популярность не только в США, но и в СССР.

     Мюзиклы снимались не только в США, но и в других странах, например, Франции, Великобритании, СССР. Советские музыкальные фильмы, в какой-то мере подражающие американскому мюзиклу, начали появляться ещё в 30-е ("Весёлые ребята", "Волга-Волга" и т. п.), и получили своё развитие после войны. Немало подобных фильмов было снято в СССР в 70-е годы. Однако после эпохи 1970-х годов мюзикл как жанр кино потерял свою популярность.

     Драма. В Древней Греции основными театральными жанрами были комедия и трагедия, а драма имела смысл лишь объединяющего их понятия. Позже в Европе стали рассматривать драму не только как любую театральную постановку, но и как отдельный жанр, в дополнение комедии и трагедии. Драма стала как бы промежуточным между трагедией и комедией, нейтральным, жанром. Из трёх театральных жанров комедия и драма (как жанр) в результате перекочевали в кино, а трагические по своему сюжету фильмы попали в киножанр драмы.

     Предполагается, что фильм, относящийся к жанру  драмы, имеет в своём сюжете разные конфликтные, трудные в жизненном, психологическом плане ситуации для главного героя, однако, в отличие от трагедии, отрицательный финал в них не предопределён. В противоположность фильмам некоторых других жанров, основное внимание в драме акцентировано не на поворотах сюжета, спецэффектах, зрелищности и т. п., а именно на переживаниях героев. В отличие от комедии драма - серьёзный жанр. Эта серьёзность одних зрителей привлекает, других, которые считают, что "серьёзности" достаточно и в жизни, скорее, отталкивает.

     Драма как жанр кино - жанр достаточно расплывчатый. В него входит множество других, более специфических, поджанров, в их числе, например, мелодрама, где поменьше серьёзности и побольше эмоций, и триллер, где накал страстей и психологическое напряжение специально нагнетаются и искусственно выпячиваются разными средствами. Название жанра "триллер" происходит от англ. thril - "вызывать трепет" и его цель - создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Многие триллеры, снимавшиеся в США, связаны с криминальными или шпионскими мотивами.

     Комедия - старейший, по сути, жанр художественного (игрового) кино, и по сей день этот жанр остаётся одним из наиболее популярных. Комедия призвана рассмешить зрителей, создать им хорошее настроение, и сделать это можно разными способами. Ещё в эпоху немого кино комедия была крайне популярным жанром.

     Тем не менее, несмотря на гибкость и практическую неисчерпаемость тем и сюжетов, хорошую комедию снять не так-то просто. Жанр комедии требует изобретательности  и мастерства и сценариста, и режиссёра, и тех актёров, которые будут играть главные роли. У одних это получается лучше, и они становятся знаменитыми, как Чаплин, Никулин или Гайдай, другие же пытаются смешить зрителей заезженными и примитивными шуточками, и это выходит у них искусственно и через силу. Снять хорошую комедию сложнее чем, скажем, снять хорошую драму или, тем более, боевик, и общее впечатление от картины легко можно испортить, допустив какую-нибудь пару ляпов.

     Жанр  комедии легко скрещивается с  другими жанрами - детективом, приключениями, фантастикой, даже с фильмами о войне и фильмами ужасов. Комедии с успехом использовались даже в роли агитационных и пропагандистских роликов, и это не выглядело неестественно. Это делает трудным проблему выделения поджанров - их можно насчитать слишком много.

     В разных странах (особенно в США, Франции, СССР) сложились свои национальные традиции в жанре комедий. Знаменитые советские комедии, такие, как "Приключения  Шурика", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию" и т. п. до сих пор сохраняют громадную популярность у зрителей.

     Сказка. Как известно, сказка - один из литературных жанров, восходящих к устному народному творчеству, но и среди писателей породивших немало знаменитых авторов. Понятно, что главными зрителями для фильмов в жанре сказок является детская аудитория. Однако, то ли вследствие ориентации исключительно на коммерческий успех, то ли по каким-то другим причинам жанр сказки в кино на Западе не сложился как самостоятельный жанр, а отдельные фильмы для детей, которые можно бы, в принципе, отнести к данному типу, вошли в категорию т. н. "семейного кино".

     В СССР жанр фильма-сказки был представлен  весьма широко. За основу обычно брались  сюжеты русских и других сказок с  часто сильно переделанным "на новый  лад" сценарием. Возрождение этого жанра было бы правильным шагом для современного российского кино. Замечательные фильмы-сказки снимались также в странах восточной Европы, особенно в Чехословакии.

     Ужасы. Фильм ужасов - жанр, в котором главная цель - напугать зрителя, пробудить в нём какие-то тайные и явные иррациональные страхи. Возможность испытать острые ощущения "понарошку" привлекает зрителей.

     История фильмов ужасов начинается ещё в  начале 20 в., одними из первых экранизаций  стали истории о Франкенштейне  и Дракуле. С тех пор создатели фильмов ужасов неоднократно обращаются к теме всяких мертвецов, зомби и прочей нечистой силы, а также разнообразных мутантов и пугающей фантастики.

     Определённый  расцвет жанр ужастиков переживает в 70-е, где среди режиссёров фильмов данного жанра выделяется Альфред Хичкок. В дальнейшем в этом жанре наблюдается определённый спад.

     В советском и российском кино жанр фильмов ужасов практически не представлен (за исключением единичных картин типа "Вия").

     Фантастика - достаточно многообразный жанр кино. Элементы фантастики встречаются и фильмах других жанров, и это иногда является причиной путаницы, попытками причисления к жанру фантастики, допустим, историй про Дракулу или с каким-нибудь сказочным сюжетом и т. п. Вместе с тем фантастика как совершенно самостоятельный жанр кино, безусловно, существует и играет в нём значительную роль. В отличие от фильмов других жанров, где в сюжет внедряются всякие вымышленные ситуации, существа и т. п., в фантастических фильмах вымышленное является не просто вымышленным, а вымышленным правдоподобно, зачастую на основе каких-то научных гипотез и т. п., в фантастике важно показать, что то, что отличается от привычной реальности, может быть потенциально реальным или возможным в будущем или при каких-либо иных условиях. При этом задействованные в фильме гипотезы, реалии будущего и т. п., играют, как правило, одну из центральных ролей, зачастую внося в суть фильма задачу апробации тех или иных идей. Правильно обыграть вносимые в фильм фантастические идеи - одна из главных задач режиссёра и сценариста и показатель успеха фильма данного жанра. По этому признаку также следует отличать подлинно фантастические фильмы от фильмов других жанров (например, боевиков) в фантастическом антураже.

Информация о работе Кино как феномен культуры XX века