Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:09, реферат
1 Культурология как наука
2. Эволюция представлений о культуре
3. Структура культурологии
1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900-1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук.
Формирование современного культурологического знания в России имеет особенность, Возникла в 60-ых годах. Это наука о культуре, имеет синтетический хар-ер ( use знания частных наук: антропологии, археологии, этнографии и т. п.)
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.
Методы культурологии:
1) Диахронический
- изложение явлений, фактов, событий
мировой отечественной
2) Синхронистический
- исследование, в т.ч. сравнительное,
связанное с изучением
3) Сравнительный
- область культурологических
4) Археологический
- совокупность материальных
5) Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
6) Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя.
-7) Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
8) Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы.
Основная
задача культурологии:
методология культурологии выделяет одну,
основную задачу культурологии как отрасли
научного знания - анализ процессов и тенденций
социокультурной среды современности.
2 Эволюция представлений о культуре. Понятие К возникло в эпоху античности, в произведениях Марка Катона. Переводится как «возделывать». Потом термин «культура» употребил Цицерон, он считал это «возделыванием духовности».
В средние века К. ушла на задний план, но появ. ново понятие – культ, т. е. максимальное развитие духовного потенциала посредством любви к Богу.
В эпоху Возрождения
и Нового времени формируется
новый историко-
В сер. 19 века появ. новый социально-деятельностный подход к пониманию К. Карл Маркс и Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть этого подхода: К – продукт общественной трудовой деятельности человека; человек и его мир к-ры есть результат изготовления орудий труда.
В 20 веке появилось
много подходов в понимании культуры.
Психоаналитическая теория(Фрейд), символическая
(Касейрер), игровая (Хейзинг)
7. У софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению — изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.
В позднеримскую эпоху зародился, а в Средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации.
Философы Возрождения
рассматривают культуру как средство
формирования идеальной универсальной
личности — всесторонне образованной,
воспитанной, соответствующей
В немецкой классической философии культура рассматривается как область духовной свободы человека. Иммануил Кант подходит к культуре как субъективному состоянию личности и проводит различие между культурой умения (как цивилизованностью) и культурой воспитания (как нравственностью). Гегель анализирует такие обнаружения культуры, как искусство, религия, философия, наука в качестве различных форм самопознания разума, духа народа, творящего историю и формирующего “лики” культуры.
В XIX — начале
XX века относительный универсализм сложившихся
эволюционных представлений о культуре
“преодолевается” появлением целого
ряда философских течений и школ. “Философия
жизни” (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер,
Х. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.) рассматривает
дух как субстанцию культуры, которая
может быть понята не рационально, а посредством
внутреннего переживания, интуиции. Культура
трактуется как самобытная и локальная
реальность, обладающая своеобразием,
особым менталитетом, “душевным настроением”
жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре
средство подавления и порабощения человека.
Марксистская
философия рассматривает
Интересна модернистская
(неклассическая) модель, сложившаяся
в начале XX века (имеет истоком и основой
идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона,
Э. Гуссерля, К. Юнга, М. Хайдеггера, Ж.П.
Сартра, А. Камю и др.), носит подчеркнуто
антитрадиционалистский характер. Культура
рассматривается как повседневная реальность,
имеющая скрытый смысл, элементы ее взаимодействуют
между собой и воспринимаются человеком
в процессе переживания, а не рационального
осмысления. Мир предстает в этой модели
чаще всего жестоким и абсурдным, не нуждающимся
в упорядоченном проектировании, человек
в нем — одиноким и обреченным, окружающие
обстоятельства — “темными”, враждебными,
бессмысленными. Искусство модернизма,
стремясь преодолеть канонизированные
формы и стили, открывает и разрабатывает
новые — “поток сознания”, коллаж, ассоциативный
монтаж и другие.
Постмодернистская
модель культуры строится в конце 60-х–70-е
годы XX века в трудах Ж.-Ф. Лиотара, Ж.
Бодрийара, Ж. Дерриды, Р. Рорти и
других исследователей. Критическое
отношение к установке на преобразование
мира сопровождалось отказом от попыток
его систематизации: мир не только не поддается
человеческим усилиям его переделать,
но и не умещается ни в какие теоретические
схемы. Антисистематичность — характерная
черта постмодернистской модели, которая
возникает как результат нарушения “чистоты”
такого феномена как искусство: предполагается,
что в постиндустриальном обществе с его
бесконечными возможностями технического
воспроизведения отсутствует изначальное
смыслопорождение в искусстве, восходящее
к созидающему началу, оригинальному творческому
деянию. Кроме того, современный творец
культуры, художник, как правило, не имеет
дела с “чистым” материалом — последний
уже тем или иным образом освоен. Активность
художника смещается от “творчества”
к компиляции и “цитированию”.
Из сказанного
следует, что общее, всеми принимаемое
определение культуры невозможно в
принципе. Исследователи насчитывают
свыше 400 определений культуры Такое
многообразие трактовок объясняется
тем, что культура выражает глубину
и неизмеримость человеческого бытия
(онтологический аспект). В той мере, в
какой неисчерпаем и разнолик человек,
многогранна, многоаспектна и культура.
Более того, сущность культуры понимается
по-разному в зависимости от подходов
к ее осмыслению — философско-исторического,
антропологического, аксиологического,
социологического, семиотического, структуралистского,
деятельностного, гуманитарного и т.д.
(гносеологический аспект), которые дополняют
друг друга и способствуют выработке более
полного и глубокого представления о ней.
С точки зрения
наиболее распространенного и
– специфический
способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в
продуктах материального и духовного
труда, в системе социальных норм и учреждений,
в духовных ценностях, в совокупности
отношений людей к природе, между собой
и к самим себе;
– качественное
своеобразие исторически-
– особенность
сознания, поведения и деятельности
людей в конкретных сферах общественной
жизни (культура труда, быта; художественная,
экологическая, политическая культура).
Культура выступает
как механизм передачи социального
опыта. Охватывая все стороны
человеческого бытия, она предстает
как процесс воспроизводства
человека во всем богатстве его свойств,
потребностей, универсальности. В этом
смысле культура есть процесс созидания
человеком своей родовой сущности, мера
человеческого в самом человеке.
3.. В структуре культурологии выделяют 2 раздела:
1) ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ, которая рассматривает различные аспекты культурологии, ее структуру, взаимоотношения культуры и натуры, культуры. и цивилизации, функции К. Это анализ языков, кул-ых кодов, коммуникация.
2) ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, которая исследует основные культурные традиции, культурно-исторические типы, а именно: восточную культуру ( начиная с др. Египта, Индии, Китая, Месопотамии), западно-европейскую культуру (от античной до современной) и отечественную культуру.
Тоо структурируют по по сферам человеческой деятельности (экон., полит., правов., экологич. культуры, культуры поведения, мышления, языка. По субъекту (носителю к. ценностей): им может быть общество, соц. группы, индивид. человек. По объекту культурных ценностей: материальная (вся мат. деятельность человечества: орудия труда, техника, средства связи, одежда, предметы) и духовная культура (дух. деятельность чела и ее продукты: мифология, религия, искусство, наука, политика, мораль, право, философия) Дух. К. воздействует на мат., они взаимосвязаны. Ех: произведение искусства