Эволюция представлений о культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:09, реферат

Краткое описание

1 Культурология как наука
2. Эволюция представлений о культуре
3. Структура культурологии

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900-1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук.

            Формирование современного культурологического знания в России имеет особенность, Возникла в 60-ых годах. Это наука о культуре, имеет синтетический хар-ер   ( use знания частных наук: антропологии, археологии, этнографии и т. п.)

Объект  познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

  • исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
  • исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
  • исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
  • исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
  • исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

    Методы  культурологии:

    1) Диахронический - изложение явлений, фактов, событий  мировой отечественной культуры  в хронологической последовательности.

2) Синхронистический  - исследование, в т.ч. сравнительное,  связанное с изучением объектов  в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3) Сравнительный  - область культурологических исследований, которая занимается историческим  изучением нескольких культур  в процессе взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства.

4) Археологический  - совокупность материальных предметов,  добытых в результате раскопок.

5) Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

6) Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя.

-7) Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

8) Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы.

Основная  задача культурологии: методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. 

2 Эволюция представлений о культуре. Понятие К возникло в эпоху античности, в произведениях Марка Катона. Переводится как «возделывать». Потом термин «культура» употребил Цицерон, он считал это «возделыванием духовности».

В средние века К. ушла на задний план, но появ. ново понятие – культ, т. е. максимальное развитие духовного потенциала посредством любви к Богу.

В эпоху Возрождения  и Нового времени формируется  новый историко-просветительский подход к понятию К. Представители этого подхода – фр. и нем. просветители18 века Жан Жак Руссо и Вольтер, Гете, Шиллер, Гегель, Кант, Ницше. Суть их подхода: К – максимальное развитие разума, образованность, просвещенность общества и человека.

В сер. 19 века появ. новый социально-деятельностный подход к пониманию К. Карл Маркс и  Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть этого подхода: К – продукт общественной трудовой деятельности человека; человек и его мир к-ры есть результат изготовления орудий труда.

В 20 веке появилось  много подходов в понимании культуры. Психоаналитическая теория(Фрейд), символическая (Касейрер), игровая (Хейзинг)    

7. У софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению — изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.

В позднеримскую  эпоху зародился, а в Средние  века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации.

Философы Возрождения  рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной  личности — всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим  ценностям, содействующей развитию наук и искусств и укреплению государства.

В немецкой классической философии культура рассматривается  как область духовной свободы  человека. Иммануил Кант подходит к  культуре как субъективному состоянию  личности и проводит различие между  культурой умения (как цивилизованностью) и культурой воспитания (как нравственностью). Гегель анализирует такие обнаружения культуры, как искусство, религия, философия, наука в качестве различных форм самопознания разума, духа народа, творящего историю и формирующего “лики” культуры.

В XIX — начале XX века относительный универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре “преодолевается” появлением целого ряда философских течений и школ. “Философия жизни” (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.) рассматривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, “душевным настроением” жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средство подавления и порабощения человека. 

Марксистская  философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, выражающую достигнутый человеческий уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, а также развитие творческих сил и способностей личности. Культура понимается не только как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека, но и как проблема создания необходимых условий, в том числе и материальных, для всестороннего и целостного развития индивида. Культура может быть понята не из самой себя, а только в связи с обществом, с трудом, она есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности. 

Интересна модернистская (неклассическая) модель, сложившаяся в начале XX века (имеет истоком и основой идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, К. Юнга, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др.), носит подчеркнуто антитрадиционалистский характер. Культура рассматривается как повседневная реальность, имеющая скрытый смысл, элементы ее взаимодействуют между собой и воспринимаются человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления. Мир предстает в этой модели чаще всего жестоким и абсурдным, не нуждающимся в упорядоченном проектировании, человек в нем — одиноким и обреченным, окружающие обстоятельства — “темными”, враждебными, бессмысленными. Искусство модернизма, стремясь преодолеть канонизированные формы и стили, открывает и разрабатывает новые — “поток сознания”, коллаж, ассоциативный монтаж и другие. 

Постмодернистская модель культуры строится в конце 60-х–70-е  годы XX века в трудах Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Ж. Дерриды, Р. Рорти и  других исследователей. Критическое  отношение к установке на преобразование мира сопровождалось отказом от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Антисистематичность — характерная черта постмодернистской модели, которая возникает как результат нарушения “чистоты” такого феномена как искусство: предполагается, что в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения отсутствует изначальное смыслопорождение в искусстве, восходящее к созидающему началу, оригинальному творческому деянию. Кроме того, современный творец культуры, художник, как правило, не имеет дела с “чистым” материалом — последний уже тем или иным образом освоен. Активность художника смещается от “творчества” к компиляции и “цитированию”. 

Из сказанного следует, что общее, всеми принимаемое  определение культуры невозможно в  принципе. Исследователи насчитывают  свыше 400 определений культуры Такое  многообразие трактовок объясняется  тем, что культура выражает глубину  и неизмеримость человеческого бытия (онтологический аспект). В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Более того, сущность культуры понимается по-разному в зависимости от подходов к ее осмыслению — философско-исторического, антропологического, аксиологического, социологического, семиотического, структуралистского, деятельностного, гуманитарного и т.д. (гносеологический аспект), которые дополняют друг друга и способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней. 

С точки зрения наиболее распространенного и выражающего  сущность самого человека деятельностного  подхода культура рассматривается  как: 

– специфический  способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в  продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе; 

– качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.); 

– особенность  сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта; художественная, экологическая, политическая культура). 

Культура выступает  как механизм передачи социального  опыта. Охватывая все стороны  человеческого бытия, она предстает  как процесс воспроизводства  человека во всем богатстве его свойств, потребностей, универсальности. В этом смысле культура есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в самом человеке. 

3.. В структуре культурологии выделяют 2 раздела:

1) ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ, которая рассматривает различные аспекты культурологии, ее структуру, взаимоотношения культуры и натуры, культуры. и цивилизации, функции К. Это анализ языков, кул-ых кодов, коммуникация.

2) ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, которая исследует основные культурные традиции, культурно-исторические типы, а именно: восточную культуру ( начиная с др. Египта, Индии, Китая, Месопотамии), западно-европейскую культуру (от античной до современной) и отечественную культуру.

Тоо структурируют по по сферам человеческой деятельности (экон., полит., правов., экологич. культуры, культуры поведения, мышления, языка. По субъекту (носителю к. ценностей):  им может быть общество, соц. группы, индивид. человек. По объекту культурных ценностей: материальная (вся мат. деятельность человечества: орудия труда, техника, средства связи, одежда, предметы) и духовная культура (дух. деятельность чела и ее продукты: мифология, религия, искусство, наука, политика, мораль, право, философия) Дух. К. воздействует на мат., они взаимосвязаны. Ех: произведение искусства

Информация о работе Эволюция представлений о культуре