На государственные органы
возлагается особая ответственность
за то, чтобы их информация
была доступна в разной форме
и отвечала разнообразным потребностям
людей с ограниченными возможностями.
Эти органы должны быть также
моделью передовой практики для
частного сектора и для всех
тех, кто предоставляет услуги
людям с ограниченными возможностями,
и кого также нужно призывать
осуществлять подобную практику.
Системы коммуникаций также
должны быть доступны для людей
с ограниченными возможностями.
Уже существуют хорошие примеры
тех типов систем, которые могут
быть использованы, такие как
системы телефонного реле или
системы передачи текстов и
видеоматериалов.
С людьми с ограниченными
возможностями необходимо консультироваться
при разработке стандартов и
дизайна новых систем в сфере
коммуникаций и информации.
Если мы хотим создать
подлинно интегрированное общество,
то люди с ограниченными возможностями
должны иметь такие же возможности
использовать систему информации
и коммуникаций, как и все другие
граждане.
№4 Образование
Образование является одним из основных
условий для социальной интеграции
и автономии всех людей, включая
людей с ограниченными возможностями.
Определённое значение имеет и социальная
поддержка, например, со стороны семей
и друзей, но с точки зрения этого
направления деятельности образование
должно охватывать все периоды жизни,
включая дошкольное, начальное, среднее,
высшее образование и профессиональную
подготовку, а также обучение на
протяжении всей жизни. Создание ситуаций
для людей с ограниченными возможностями
позволяющих проходить обычное обучение
является важным фактором не только для
самих людей с ограниченными возможностями
-- это помогает и людям, не являющимся
людьми с ограниченными возможностями,
так как это способствует пониманию ими
человеческого разнообразия. В большинстве
систем образования предусматривается
доступ к обычному образованию и к специализированным
образовательным структурам для людей
с ограниченными возможностями с учётом
их особенностей. Обычные структуры образования
и специализированные структуры должны
работать вместе, для того чтобы помочь
людям с ограниченными возможностями
в местных сообществах, но самое главное
- это должно соответствовать цели полной
интеграции.
№5 Занятость, профессиональная
ориентация и подготовка;
Занятость является одним из основных
условий для социальной интеграции
и экономической независимости
всех граждан в рабочем возрасте.
По сравнению с людьми, не являющимися
людьми с ограниченными возможностями,
уровень занятости и активности
среди людей с ограниченными
возможностями является весьма низким.
Требуется разнообразить политику
по повышению уровня активности - с
учётом рабочего потенциала людей с
ограниченными возможностями - и
проводить эту деятельность комплексно,
анализируя все возможные препятствия
на пути к рабочим местам. Улучшение
положения в области занятости
будет помогать не только самим людям
с ограниченными возможностями,
но также и работодателям и
обществу в целом.
Профессиональная ориентация
и помощь играют важную роль
в том, чтобы помочь людям
найти наиболее подходящий для
себя вид деятельности и выявить
потребности в подготовке или
в будущей работе. Чрезвычайно
важно, чтобы у людей с ограниченными
возможностями был доступ к
оценке их возможностей , профессиональной
ориентации и подготовке, с тем чтобы они
могли определить весь свой потенциал.
Данное направление деятельности
призвано стать основой для
более широкого участия людей
с ограниченными возможностями
в сфере занятости для обеспечения
выбора профессиональной деятельности
и создания основ через структуры
и поддержку, для того чтобы
добиться реального выбора. Все
эти меры относятся как к
государственным работодателям,
так и к частным.
Способствовать занятости людей
с ограниченными возможностями
могут социальные предприятия,
например социальные компании
и социальные кооперативы как
часть сферы занятости с открытыми
рабочими местами, так и предприятия
с защищёнными рабочими местами.
№6 Застроенная окружающая
среда;
Общая задача нашей работы - создать
общество для всех. Доступность окружающей
среды играет ключевую роль в создании
более интегрированного общества, в
котором люди с ограниченными
возможностями могут участвовать
в повседневной жизни. Существующие
препятствия в застроенной окружающей
среде мешают или препятствуют участию
людей с ограниченными возможностями,
а также осуществлению ими
своих основных прав. Обеспечение
доступности окружающей среды для
людей с ограниченными возможностями,
независимо от типа инвалидности, будет
дополнительно помогать всем членам
общества. Это требует осознания
существующих препятствий, включая
отношение людей и физические
препятствия, а также принятия обязательств
по ликвидации этих препятствий через
меры поддержки и другие шаги. Резолюция
ResAP(201)1 об универсальном дизайне способствует
включению принципов универсального дизайна
в учебные программы при подготовке всех
специалистов, работающих над застроенной
окружающей средой в качестве архитекторов,
инженеров, специалистов в сфере городского
планирования и всех других соответствующих
профессий и занятий, связанных с застроенной
окружающей средой. Ставится также задача
облегчить жизнь для всех, сделав застроенную
окружающую среду более доступной, практичной
и понятной.
№7 Транспорт;
Разработка и осуществление
политики доступного транспорта на всех
уровнях может способствовать значительному
улучшению качества жизни многих
людей с ограниченными возможностями
и быть важным условием для достижения
равенства возможностей, независимой
жизни и активного участия
в социальной и культурной жизни
общества, а также в сфере занятости.
Многие государства-члены уже
осознают важность работы или
участвуют в этой деятельности через
Европейскую конференцию министров транспорта
(ЕКМТ). Принципы этого форума и проводимые
им мероприятия имеют большое значение
для продвижения вперед государств-членов
в выполнении Плана действий для людей
с ограниченными возможностями. Повышение
уровня доступности услуг в сфере транспорта
в этой связи будет полезно и для других
пользователей транспортными средствами,
включая пожилых людей и родителей с маленькими
детьми.
Для того чтобы обеспечить,
чтобы люди с ограниченными
возможностями могли пользоваться
общественным транспортом, жизненно
необходимо, чтобы для них была
доступна вся цепочка транспортных
средств.
№8 Жизнь в местном сообществе;
Задача данного направления
деятельности - помочь людям с ограниченными
возможностями жить как можно
более независимо в обществе, представляя
им возможность делать выбор в отношении
того, как и где они живут. Это требует
осуществления стратегической политики,
обеспечивающей переход от ухода за людьми
с ограниченными возможностями в учреждениях
к созданию условий для жизни в местном
сообществе в разной форме - от полностью
независимой жизни до проживания в домах
для небольших групп. Такая политика должна
быть гибкой, охватывать программы, которые
позволяют людям с ограниченными возможностями
жить в своей семье, и учитывают особые
потребности людей с ограниченными возможностями,
нуждающихся в высоком уровне поддержки.
В целом повседневная жизнь в семьях
может значительно отличаться, в зависимости
от того, есть ли в такой семье ребёнок
с ограниченными возможностями: много
времени требуют воспитание и уход, посещение
врачей, специалистов и т.д., при этом ребёнок
нуждается в наблюдении во время отдыха
и в помощи в практических аспектах повседневной
жизни и т.д. Важно, чтобы родители ребёнка
с ограниченными возможностями имели
доступ к соответствующей подготовке,
которая позволяет им овладеть основными
навыками, для того чтобы их жизнь как
можно более походила на обычную жизнь,
несмотря на наличие ребёнка с ограниченными
возможностями.
Полностью независимая жизнь
может быть невозможна, и на
это могут решиться не все.
В исключительных случаях следует
поощрять создание небольших
качественных структур по уходу,
которые могут заменить пребывание
в учреждении для людей с
ограниченными возможностями.
Разработка условий для автономного
существования должна проводиться
с участием людей с ограниченными
возможностями и представляющих
их организаций.
Люди с ограниченными возможностями,
проживающие в местном сообществе,
имеют разные потребности, которые
требуют разных уровней ухода,
помощи и поддержки. Равный
доступ к услугам можно обеспечить
благодаря прозрачным критериям
прав на услуги и независимой
процедуре оценки индивидуальных
возможностей, что должно проводиться
с учётом личного выбора, автономии
и благополучия людей с ограниченными
возможностями.
Политика в сфере независимого
проживания не должна ограничиваться
только жилищными условиями, но
определяться также и доступностью
широкого набора услуг, включая
транспорт. Для того, чтобы такая
политика была успешной, требуется скоординированный
подход к планированию, разработке и оказанию
основных услуг для того, чтобы они соответствовали
потребностям отдельных людей с ограниченными
возможностями на основе межведомственной
поддержки с целью координации всех усилий.
№9 Охрана здоровья;
Люди с ограниченными возможностями
имеют такое же право, как и остальные
члены общества, на услуги здравоохранения
высокого качества и на соответствующее
лечение и технологические средства для
обеспечения как можно более высокого
уровня здоровья. В некоторых случаях
люди с с ограниченными возможностями
нуждаются в особых и новаторских услугах
в сфере охраны здоровья для улучшения
качества жизни. С людьми с ограниченными
возможностями и их представителями (в
случае необходимости) необходимо консультироваться,
и их следует в полной мере вовлекать в
процесс принятия решений, касающихся
их индивидуального плана лечения. Благодаря
такому подходу, люди с ограниченными
возможностями будут в центре процесса
планирования и разработки оказания услуг,
при этом люди сами смогут принимать сознательные
решения в отношении собственного здоровья.
При планировании и оказании
услуг в сфере здравоохранения
следует принимать во внимание
новые моменты в отношении
старения населения и связанных
с этим последствий для здоровья,
особенно в отношении людей
с ограниченными возможностями.
Поэтому необходимо в качестве
приоритета рассматривать разработку
новой политики и стратегии
в области здравоохранения.
Специалисты в области здравоохранения
во всех государствах-членах должны
учитывать такую модель в сфере
инвалидности, которая учитывала
бы социальные права и права
человека, то есть не ограничиваться
исключительно медицинскими аспектами
этого явления.
№ 10: Реабилитация;
В Рекомендации Комитета Министров
№ R (92) 6 о последовательной политике
в поддержку людей с ограниченными
возможностями признаётся, что реабилитация
людей с ограниченными возможностями
с учётом той экономической и
социальной интеграции, которую она
обеспечивает, является долгом всего
общества, ибо это гарантирует
человеческое достоинство и позволяет
преодолеть те трудности, с которыми
сталкиваются люди с ограниченными
возможностями в обществе, и поэтому
реабилитация должна стать одной из приоритетных
целей любого общества. С учётом этой рекомендации
последовательная политика по реабилитации
людей с ограниченными возможностями
должна быть направлена на предупреждение
ухудшения инвалидности, преодоление
её последствий, повышение уровня автономии
людей с ограниченными возможностями
как личностей и обеспечение их экономической
независимости и полной интеграции в обществе.
Комплексные программы реабилитации должны
включать разнообразные взаимодополняющие
меры, положения, услуги и структуры, которые
смогут в значительной степени способствовать
физической и психологической независимости
людей с ограниченными возможностями.
№ 11: Социальная защита;
Социальная защита включает социальное
обеспечение, социальную помощь или
поддержку и социальные услуги, которые
представляют собой жизненно важную
поддержку для людей, от них зависящих,
поскольку благодаря им обеспечивается
качество жизни тех, кто такую
поддержку получает. Однако существует
много ситуаций, в которых люди
с ограниченными возможностями
не получают в должном объёме поддержку
со стороны систем социальной защиты
как в результате отсутствия такой поддержки,
так и в связи с трудностями доступа к
этим услугам. Социальные права, воплощенные
в пересмотренной Европейской социальной
хартии (СЕД №153), включают, в частности,
право на социальное обеспечение (Статья
12), право на социальную и медицинскую
помощь (Статья 13) и право на получение
услуг со стороны социальных служб (Статья
14). Осуществление этих прав помогает снизить
уровень риска социальной отчужденности
и маргинализации, тем самым открывая
доступ к другому закреплённому в Хартии
праву, а именно праву людей с ограниченными
возможностями на независимость, социальную
интеграцию и на участие в жизни общества
(Статья 15).
№ 12: Юридическая защита;
Люди с ограниченными возможностями
имеют право на признание в
качестве лиц, права которых регулируются
законом. Когда требуется помощь
в реализации этих юридических прав,
государства-члены должны обеспечивать,
чтобы это должным образом
гарантировалось законодательством.
Люди с ограниченными возможностями
представляют собой разнообразную
группу населения, но все они
имеют нечто общее - в большей
или меньшей степени - а именно,
потребность в дополнительных
гарантиях для обеспечения их
прав в полной мере и для
участия в жизни общества на
равной основе, как и другие
члены общества.
Необходимость уделения внимания
положению людей с ограниченными возможностями
для осуществления ими своих прав на равной
основе по сравнению с другими людьми,
подтверждается инициативами, принятыми
в этой области на национальном и международном
уровнях.
В основе политики правительств,
направленной на обеспечение
равенства для людей с ограниченными
возможностями, лежит принцип
запрета на дискриминацию.
Доступ к правовой системе
является основополагающим правом
в демократическом обществе, но люди
с ограниченными возможностями часто
сталкиваются с разными препятствиями,
включая и трудности в физическом доступе.
Это вызывает необходимость принятия
ряда шагов и мер поддержки, включая распространение
общей информации среди представителей
правовых профессий о проблемах инвалидности.