Хрисианство как феномен культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от греч. - Christos - помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).

Оглавление

Содержание
Содержание…………………………………………………………………… 2
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Предпосылки возникновения христианства………………………………... 4
2. Ранние христианские общины………………………………………………. 6
3. Развитие христианской мифологии…………………………………………. 7
4. Возникновение христианской церкви и культа…………………………….. 9
5. Превращение христианства в государственную религию………………… 11
6. Разновидности христианства……………………………………………….. 13
7.1. Православие……………………………………………………………….. 13
7.1.1. Православие на Руси…………………………………………………….. 14
7.2. Католицизм………………………………………………………………… 14
7.3. Протестантство……………………………………………………………. 15
7.4. Лютеранство………………………………………………………………. 16
7.5. Кальвинизм………………………………………………………………… 16
7.6. Пресвитериане…………………………………………………………….. 17
7.7. Англиканская Церковь…………………………………………………… 17
7.8. Баптизм……………………………………………………………………. 17
Заключение………………………………………………………………….. 18
Литература ………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

ХРИСТИАНСТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.docx

— 56.41 Кб (Скачать)

 
8.2. Католицизм

 

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский. Его  истоки от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был Апостол Петр. Процесс  обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда  нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между  Западной и Восточной частями  Римской империи. Начало разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и Константинопольским  Патриархом Фотием. 
Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты  Священное писание и Священное  предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления. 
Организация Католической Церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой Церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация Католической Церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом Православной Церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли Церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед Церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (место - промежуточное между раем и адом) есть только в Католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат  слишком большие смертные грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле. Учение о чистилище сложилось еще в I веке. Православная и Протестантские Церкви учение о чистилище отвергают. Кроме того, в отличие от Православного вероучения, в Католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском соборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 году. Особое внимание Западной Церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

Католическое вероучение, как и Православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств  в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян  допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При  совершении таинства крещения окропляют  водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7 -8 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще  одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ  святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия  принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства.

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и  укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также  посты, регламентирующие бытовой уклад  жизни прихожан. 
Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.

По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании.

На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

 
8.3. Протестантство

 
История протестантства по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который  первым порвал с Католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положения Протестантской Церкви. Эти положения исходят из того , что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

Суть протестантства заключается  в следующем: божественная благодать  даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через  его личную веру в искупительную  жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства - священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

 

8.4. Лютеранство

 
В Библии говорится: "Праведный верою  жив будет". Эта идея легла в  основу сформулированных Лютером главных  принципов Реформации. Он записал  их в виде 95 тезисов. Они начертаны  на северных дверях Замковой церкви Виттенберга. 
Вот некоторые из этих тезисов:

 
"Христос, провозглашая: "Кайтесь,  ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что  жизнь верующих от начала и  до конца должна быть непрестанным  покаянием". "Покаяние не состоит  в одной лишь исповеди перед  священником". (В первых четырех  тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние - длительный процесс, а не однократное действие). 
"Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава..." (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может). "Каноны покаяния (то есть постановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых". (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем). "Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты". В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что "христианин, который воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания". "Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати Божьей". (Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны достигаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией).  
"Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом. Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению". Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 года, и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.

 

 
8.5. Кальвинизм

 
Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Его главный  труд "Наставления в христианской вере", опубликованные в 1536 году, когда  протестантство уже сложилось как  учение, стал основой нового религиозного направления - кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центром внимания становится не Евангелие, а Ветхий завет. Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни "добрыми делами" человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, отверженные - к вечным мучениям. Учение о предопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определен Богом страдать за наши грехи. 
Последователи Протестантских Церквей Кальвинистской ориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии. Основополагающий принцип другого направления - конгрегационалистов (от лат. - соединение) - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они - строгие пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях.

 

 

 
8.6. Пресвитериане

 
Пресвитериане (от греч.- старейший) - умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принял решение сделать это учение государственным. Во главе Церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни "Символ веры", ни "Отче наш". Праздниками считаются только выходные дни.

 

8.7. Англиканская  Церковь

 
Англиканская Церковь - государственная  церковь Англии. В 1534 году, после  разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент объявил  короля Генриха VIII главой Церкви. То есть Церковь была подчинена королевской  власти. В середине XVI века было введено  богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало  быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилось учение "среднего пути", то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантством. Основы англиканского вероучения отражены в "Книге общих молитв".

 

 

 

 

8.8. Баптизм

 
Наибольшее по числу последователей протестантское учение - баптизм (от греческого - погружать в воду, крестить водой) - пришло к нам в 70-е годы XIX века. Последователи этого учения проводят крещение только взрослых людей. "Никто  не может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек должен принять веру сознательно" - основной постулат баптистов и евангельских христиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозного пения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 
 
Как мы видим, христианство впитало  в себя множество древних религий, при этом родилась новая универсальная  религия для всех слоев населения. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что  не могло не сказаться на всей европейской  истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась главным  образом духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения, и стало  выражаться в образовании природы  и общества, в построении основ  правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы  и человеческого бытия, которые  стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного  и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомо нам европейского искусства без характерного для  христианства внимания к человеческой душе, ее самых сокровенных внутренних переживаний. "Исповедальность" европейского искусства есть качество, сформированное христианкой духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

 
 
 
 
 
 
 Литература 
 
1. История религии. М.: Центр "Руник", 1991.

2. К. Каутский. Происхождение  христианства. М.: Изд. полит. лит., 1990.

Информация о работе Хрисианство как феномен культуры