Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Среди сонма культур Нового Света в доколумбовую эпоху звездой первой величины является цивилизация древних майя. За 15 столетий до открытий Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и иероглифическую письменность. Они использовали в математике понятие нуля раньше индусов и арабов, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а путь движения планеты Венера вычислили с ошибкой 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи. Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись из камня, кости и дерева.
Введение________________________________________________ стр. 3
1. Особенности архитектурного стиля майя __________________ стр. 5
2. Города периода Древнего царства (классический период)______стр.10
Заключение_______________________________________________стр.15
Список литературы _______________________________________стр.17
В результате раскопок в Тикале удалось обнаружить еще семь административно-ритуальных комплексов (в научной литературе они обозначаются латинскими буквами N, O, P, R, Q и т. п.), представляющих собой площади с храмами-пирамидами, стоящими друг напротив друга, но все они значительно меньше комплекса вокруг Большой площади. Возведенные в VIII в. небольшие комплексы отличает одна любопытная особенность. Все они были построены с промежутками в 20 лет, т.е. строительство каждой группы сооружений отмечало окончание Катуна – особого 20-летнего периода в жизни майя. Майя использовали двадцатеричную систему вычисления (возможно, основываясь на количестве пальцев на руках и ногах). По-видимому, каждая новая династия возводила собственный комплекс, чтобы поклоняться в нем тому из обожествленных предков, от которого власть перешла к соответствующим правителям.
Среди множества пирамид специалисты выделяют, помимо Храма Гиганского Ягуара и Храма Масок, святилище комплекса «Затерянный мир», пирамиду IV с Храмом Двуглавого Змея и «Храм надписей» (Храм VI). Комплекс «Затерянный мир» – один из наиболее древних в Тикале. Его пирамида, точнее, первый вариант пирамиды, позже достроенный, была возведена еще в VII в. Высота сооружения 32 м, а длина стороны основания 80 м. На вершину пирамиды ведут четыре лестницы. Предположительно, сооружение служило для астрономических наблюдений. Пирамида IV, известная также как Храм двухголового змея – самое высокое сооружение Тикаля (64 м). Храм был построен в середине VIII века неподалеку от так называемого Дворца Летучей Мыши. «Храм надписей» привлекает внимание тем, что на его гребне сохранились следы выполненной в древности надписи.
Кроме того, в Тикале обнаружены руины так называемых «малых дворцов» – одноэтажных домов с оштукатуренными и нарядно украшенными комнатами, и множество относительно невзрачных простых домиков, в которых жили простые горожане. Как и многие другие архитектурные сооружения майя, домики строились на платформе, возможно, для защиты от наводнений и паводков в сезон дождей.
На внутренних стенах зданий, на дверных косяках, на притолоках и балках перекрытий часто встречаются граффити – рисунки, прочерченные или реже – нарисованные черной краской. Многие из них выполнены непрофессионально, хотя иногда угадывается рука мастера. По мнению исследователей, Тикаль, изображенный на граффити, точно соответствует реальному городу времени его наивысшего расцвета. На основе рисунков, можно много рассказать о социальной организации, о праздниках и ритуалах, о божествах, которых почитали горожане. Наиболее «популярными» сюжетами изображений служили обряды, приуроченные к празднованию нового года или связанные с подтверждением власти правителя, ритуальная игра в мяч, жертвоприношения и танцы7.
Самый прекрасный из городов Древнего царства и более всего вызывающий восхищение - Паленке. Название Паленке возникло в доколумбовую эпоху. Так называлась деревенька, которая возникла вскоре после ухода испанцев. В словаре языка племени цельталь название деревни Паленке переводится Гхо-Гхан, что означает “Змеиный Город”. Можно предположить, что это название было первоначальным доколумбовым названием Паленке.
“Змеиный город” находится неподалеку от окраины Лакандонского леса на высоте примерно 100 метров над уровнем моря. Развалины зданий встречаются на протяжении 7.5 километра.
Пирамиды Паленке, как правило, невысокие, имеющие наверху небольшие по размерам храмы, с богатым геометрическим орнаментом. Почти все паленские постройки украшены штучным орнаментом - Паленке было средоточием мастеров этого искусства.
Центр Паленке образуют четыре главные пирамиды и, посреди них - паленский дворец, обширное здание с основанием в форме четырехугольника. Дворец имеет четыре внутренних дворика, патио. Стены дворца вокруг двух патио украшены рельефами, изображающими военнопленных. Некоторые галереи дворца украшены изображениями властителей города, облеченных знаками своей власти.
Необычна для майской архитектуры пятиэтажная башня дворца, служившая очевидно астрономической обсерваторией. Интересно, что лестница, ведущая в обсерваторию, начинается только на втором этаже.
По соседству с дворцом располагаются три прославленные пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища города: “Храм солнца”, “Храм креста”, “Храм лиственного креста”. Эти современные названия произведены от главных мотивов алтарных плит, находящихся внутри храмов.
На задней стене “Храма солнца” укреплен барельеф, представляющий солнце, которое изображено в виде щита, проткнутого двумя скрещивающимися копьями. По обе стороны от него на телах рабов стоят два жреца, приносящих жертвы. Барельеф дополняет ряд иероглифов, по которым можно определить дату постройки - 642 год.
Та же дата на рельефе, украшающем следующую паленскую пирамиду - “Храм солнца”. Крест, образующий центр композиции, является, вероятно, символом кукурузы - священного растения майя. В верхней части рельефа изображена священная птица центральноамериканских индейцев - кецаль.
Главный мотив барельефа “Храма лиственного креста” - крест, из которого вверх и в стороны вступают своеобразные языки пламени, или листья. На острие верхнего из них вырастает стилизованное человеческое лицо. И горизонтальные перекладины креста украшены человеческими головами - только уже поменьше.
Храм Надписей имеет 30 метров в высоту. В 1952 году при его раскопках археолог Альберто Рус обнаружил в подземелье массивный саркофаг, закрытый сверху огромной плитой с резными изображениями и иероглифическими надписями. Внутри саркофага находился скелет рослого мужчины средних лет. Его зубы окрашены в красный цвет, хорошо сохранились. На нем множество украшений из нефрита: бусы, на всех пальцах — кольца, в руках четки. Его украшали также серьги и браслеты, рядом лежали вырезанные статуэтки цветов, маленьких тыкв, летучей мыши, змеиных голов, фигурок богов с характерными чертами. Один кусочек нефрита находился во рту. Шею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Лицо покрыто маской из нефрита, глаза маски сделаны из раковин, а зрачки — из кусочков обсидиана. Это была усыпальница верховного жреца. От известковых отложений на стенах и потолке гробницы образовались сталактиты. Девять рельефных фигур богов подземного царства, сделанных из алебастра, украшали стены гробницы. На ее строительство должно было уйти много лет. Могила была подготовлена заранее, а пирамиду, несущую на себе Храм Надписей, сооружали уже над ней. Поздней было установлено, что погребенный под пирамидой был правителем Паленке. Он родился в 655 г. и умер в 694 г. Для индейцев того времени он был очень высок. По антропологическим данным установлено, что средний рост индейца был примерно 150 см. В коридоре у погребального склепа были принесены в жертву 6 юношей.
Кладка пола каменными плитами, как в Храме Надписей, встречается довольно редко. Обычно в монументальных постройках майя делали его из плотно уложенного слоя извести. Только в Паленке встречается использование свода над внешним входом.
Насколько можно судить, жизнь в Паленке замерла уже в конце 8 столетия н. э. До сих пор майологи дешифровали в Паленке 14 календарных дат, еще 11 надписей также, вероятно, содержат календарные данные. Древнейшая из известных пока надписей была обнаружена в “Храме лиственного креста”: она относится к 692 году. Датировок более поздних, чем 782 год в Паленке не существует. В отличие от большинства городов Древнего царства, о причинах гибели которых майологи продолжают спорить, Паленке после кратких 250 лет существования был захвачен и разгромлен племенем тотонаков.
В майских городах пирамиды строились всего лишь в качестве постамента для святилища. Однако здание, украшающее вершину пирамиды «Храм надписей», явно не было храмом. Внутри комнатки находится одна из самых больших известных науке майских надписей - три иероглифические плиты, занимающие одну из стен святилища. Ответ на вопрос, какой цели служил “Храм надписей”, нашел мексиканский археолог, профессор Альберто Рус. В 1949 году он посетил Паленке, его привлекала тайна высокой пирамиды. Он заинтересовался полом помещения. В отличие от полов в других храмах этот пол был покрыт искусно обработанными каменными плитами. Внимание Руса привлекла плита, которая имела по краям 12 отверстий, закрытых каменными пробками, и немного выступающая над полом. Когда плиту подняли, перед Русом открылся вид на часть лестницы.
После четырех лет изнурительной работы, Рус и рабочие вступили в просторную крипту, лежащую на 25 метров ниже уровня пирамиды. Большую часть пола занимала монолитная плита. Крипта была весьма просторна: 9 метров в длину, 4 - в ширину, 7 - в высоту. Одну из стен покрывали штуковые рельефы 9 Властителей ночи - богов 9 майских преисподних. Их наряд украшают перья кецаля и пояса, на каждом из которых изображены три человеческих черепа. Поверхность алтарной плиты богато украшена. В центре ее фигура молодого мужчины, изображение человека - представителя человеческого рода. Из него вырастает крест, символ животворной кукурузы. По обе стороны из кукурузных листьев выступают двуглавые змеи. Змея в майских представлениях связывалась с урожаем, с дождем (дождевые тучи якобы ползут над землей, как ленивые пресмыкающиеся).
На самой вершине креста кецаль - птица, перьями которой имели право украшать себя лишь жрецы и знатные жители. По сторонам креста как бы свисают схематические изображения бога солнца. Из тела юноши вырастает жизнь, но сам юноша почиет на лике смерти - на безобразной голове фантастического животного, из пасти которого торчат острые клыки. Божество смерти в представлениях Центральноамериканских индейцев это одновременно и божество, олицетворяющее мать-землю. Бога земли майя представляли как огромную ящерицу, которая живет в земле и питается телами людей и животных, ибо после смерти все возвращается в землю.
Смысл этой каменной картины очевиден. Человек умирает, отправляется в землю, но лишь для того, чтобы когда-нибудь снова ожить, подобно зернышку священной кукурузы, снова вернуться на этот свет.
Огромная алтарная доска покоилась на могучем каменном цоколе. Выяснилось, что цоколь скрывает в себе полость. Затем Рус опустил через щель на нитке простейший зонд. Когда зонд вытянули, на нем оказались следы красной краски. Красная краска означает восток. А поскольку, по майским представлениям, на востоке каждый день рождается солнце, в предыдущий вечер умершее на западе, красный цвет - это краска воскрешения из мертвых. Поэтому майя во времена Древнего царства натирали красной краской тела умерших и все предметы, которые клались вместе с ним в могилу. 27 ноября 1952 года плита была сдвинута. В каменном саркофаге покоился мертвец в праздничном облачении, украшенном изумительными драгоценностями, которого жрецы положили туда, вероятно в 692 году. Следовательно, пирамида служила надгробием.
Открытие паленской гробницы вызвало значительный интерес. Стал обсуждаться традиционный вопрос: не находится ли прародина майя в Египте, где стоят подобные пирамиды, служившие гробницами фараонов. Ученые давно дали отрицательный ответ. Перед нами случайное совпадение двух схожих погребальных обрядов. Аналогичных обрядов, сходных черт материального и духовного мира различных культур можно найти множество во всех частях света. Но в большей степени, чем гипотезу о египетском происхождении майя, паленское открытие воскресило не менее смелые, но еще менее обоснованные теории, согласно которым майя пришли из легендарной Атлантиды.
Заключение
Во всей Месоамерике не было народа, который достиг бы более значительных успехов в науках, чем это удалось майя. Произведения их отличались не только великолепием, но и необычайностью стиля. На формирование его вначале оказал определенное влияние, а в поздний, постклассический период - тольтеки. Самобытный, ослепительно яркий классический период (5 - 9 вв.) во многом был плодом удивительных творений талантливых майских мастеров.
Ранее говорилось о сооружениях, служащих примером великолепия архитектуры майя. Их невероятный талант и техника подняли зодчих на необычайно высокий профессиональный уровень, позволили оторваться от гигантомании архитектуры доколумбовой Америки. Скульпторы внесли свой вклад в украшение и художественную выразительность орнамента храмов, дворцов, пирамид, гробниц. Порой скульпторы творили независимо от архитектуры - создавали статуи, отличающиеся обильной и гармоничной ориентацией, в которую вплетались хронология и памятные события.
Благодаря реализму сцен, непринужденности поз и жестов, документальной точности в изображении одежды, оружия фрески, покрывающие стены помещений относятся к величайшим произведениям мировой живописи.
Такими были мастера майя. Однако высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и математика. Майя превзошли в данных науках даже своих современников европейцев.
К концу 8 в. н. э. майя достигли наивысшей ступени интеллектуального и эстетического развития. В течение многих столетий росли города и селения, возникали новые, пока в 9 веке не пришли в запустение один за другим. Окончательного ответа пока нет. Видимо гибель некоторых городов была вызвана целым комплексом причин. Первоначальным толчком, приведшим в движение разрушительные силы было все-таки нашествие чужеземцев. Вражеское вторжение повлекло за собой новые потрясения - развал экономики, голод, болезни, народные волнения, кризис системы управления. Резко сократившееся население было не в состоянии содержать сложную и разветвленную систему земледелия, дороги. И они погибли, а вместе с ними погибли и многие центры майской цивилизации.
Список ссылок
1. См.: Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972. С. 14, 270–276.
2. См.: Кинжалов Р. В. Культура древних майя. Л., 1971. С. 160–161.
3. Ершова Г. Г. Указ. соч. С. 18.
4. См.: Coe W. R. Tikal. Guia de las antiguas ruinas Mayas. Philadelphia, 1971. P. 29–33.
5. См.: Рус А. Народ майя. М., 1986. С. 193.
6. См.: Ершова Г. Г. Древняя Америка: Полет во времени и пространстве. Мезоамерика. М., 2002. С. 191–194.
7. См.: Бородатова А. А. Танец в центре мира // Американские индейцы: новые факты и интерпретации. М., 1996. С. 167–220.
Список литературы
1. Галич М. История доколумбовых цивилизаций, М.,1990
2. Галленкамп Ч. Майя, Загадка исчезнувшей цивилизации, М.,1966
3. Гуляев В.И. Древние майя, М.,1983
4. Кинжалов Р.В. Культура древних майя, Л., 1971
Информация о работе Города периода Древнего царства (классический период)