Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Среди сонма культур Нового Света в доколумбовую эпоху звездой первой величины является цивилизация древних майя. За 15 столетий до открытий Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и иероглифическую письменность. Они использовали в математике понятие нуля раньше индусов и арабов, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а путь движения планеты Венера вычислили с ошибкой 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи. Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись из камня, кости и дерева.
Введение________________________________________________ стр. 3
1. Особенности архитектурного стиля майя __________________ стр. 5
2. Города периода Древнего царства (классический период)______стр.10
Заключение_______________________________________________стр.15
Список литературы _______________________________________стр.17
28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
1. Особенности архитектурного стиля майя __________________ стр. 5
2. Города периода Древнего царства (классический период)______стр.10
Заключение____________________
Список литературы ______________________________
Введение
Среди сонма культур Нового Света в доколумбовую эпоху звездой первой величины является цивилизация древних майя. За 15 столетий до открытий Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и иероглифическую письменность. Они использовали в математике понятие нуля раньше индусов и арабов, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а путь движения планеты Венера вычислили с ошибкой 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи. Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись из камня, кости и дерева.
Одним из самых красноречивых свидетельств зрелости культуры является архитектура. И необыкновенную зрелость культуры майя мы можем продемонстрировать как раз на примере их архитектуры. Да, это область Америки, где очень много великолепных городов, дворцов и пирамид.
Зачатки майской архитектуры, сохранившейся до наших дней, то есть применение в строительстве камня, относятся к первому тысячелетию н. э., конечной границей ее развития является испанское завоевание Юкатана. Установление времени возведения отдельных объектов достаточно сложно, ибо различных применявшихся методов расходятся в пределах 300 лет. Эпиграфия позволяет установить майскую хронологию с точностью до одного дня, однако лишь для шести столетий классического периода, когда применялись так называемые начальные серии (подробный майский календарь). Изучение найденной рядом с постройками керамики помогает устанавливать хронологические рамки приблизительно и со многими пробелами. Последовательностью стилей в развитии майской архитектуры можно пренебречь, поскольку этот элемент носит скорее региональный характер.
С майской архитектурой 1-10 столетия мы встречаемся на крайнем юге Юкатана, на территории Гватемалы и Британского Гондураса. Стиль классического периода проявляется в нескольких модификациях, характерных для главных центров заселения: местностью с древнейшими памятниками раннеклассического периода считается холмистый Петен в северной Гватемале, который в период своего расцвета имел большую плотность заселения, чем штат Нью-Йорк в середине 70-х годов; в долинах рек Усумасинты и Мотагуа есть несколько центров, относящихся к среднеклассическому периоду и последние две области позднеклассического периода - равнинный Чен и холмистый Пуук - находятся в северо-западной части Юкатана. Примерно около 1000 года начинается майско-тольтекский период в истории майской архитектуры, когда на нее значительное влияние оказал приход тольтеков из Центральной Мексики. Постройки этого периода принципиально отличаются от построек классического майского периода, и некоторые из них, главным образом в Чичен-Ице, представляют собой почти точные копии тольтекских построек в Толлане.
Майские города находятся в двух достаточно резко отличающихся друг от друга областях Центральной Америки. Первая - это обширная территория центральноамериканских Кордильер, местами достигающих значительной высоты (например, селения племен цельталь и цоциль, относящихся к майяской языковой семье, зачастую расположены на высоте более двух тысяч метров).
Через всю эту область течет важнейшая река всей майской истории - Усумансита. По обоим ее берегам простирается дикий и непроходимый Лакандонский лес. К области джунглей в бассейне Усуманситы прилегает Петен, небольшое плато, на котором возник первый каменный город майя (1-2 век н. э.).
Этот древнейший период майской истории называется периодом Древнего царства. Древнее царство кончается в 9 или 10 веке, когда майя покидают последний из своих великолепных городов на берегах Усуманситы и переселяются на Юкатан. Они создали на Юкатане множество столь же великолепных городов: Чичен-Ицу, Кабах, Ушмаль, Цибильчальтун, Сайиль, Тулум и др.
1. Особенности архитектурного стиля майя
При знакомстве с городами майя, при знакомстве с их архитектурой следует иметь в виду, каким способом они обрабатывали материал для построек. Майя почти не знали металлов; немногие изделия из золота, серебра и меди, найденные в майских городах, попали туда из других мест. Единственным инструментом, с помощью которого древние майя обрабатывали плиты для пирамид, создавали великолепные рельефы и скульптуры из известняка, туфа, песчаника, “железного дерева” сапоте, был камень - каменное долото.
В майских постройках, прежде всего, бросается в глаза массивность и мощь использованного материала. Ведь, с нашей точки зрения, майя имели весьма примитивные познания в области строительных конструкций, о чем свидетельствуют некоторые их здания. Для раннеклассических построек вообще характерны толстые массивные стены и получаемые при этом небольшие внутренние пространства. Стены этих построек большей частью возводились из обработанных каменных блоков и покрывались толстым слоем штукатурки (Петен). В более поздних постройках стены уже тоньше, монолитны и сделаны из известкового бетона, а сверху выложены каменными плитами с вытесанными рельефами (Пуук). Широкое использование известкового строительного раствора вообще типично для майской архитектуры, и нигде больше на Американском материке мы с этой технологией не встречаемся. Цилиндрического свода майя не знали, внутреннее пространство они перекрывали ложным, ступенчатым сводом, где камни кладутся один на другой горизонтально и каждый следующий выступает над нижним по направлению к вершине свода. Свод опирался на несущую стену либо на деревянные балки, поддерживаемые каменными колоннами. Интересно, что, хотя майя знали приемы формования опорного камня свода, они не дошли до решения “замка” и тем самым до открытия цилиндрического свода. Ступенчатый свод и колонны были конструктивными элементами, настолько свойственными майя, что мы встречаемся с ними от самых ранних зданий вплоть до тольтекского периода.
Наиболее заметной постройкой, встречающейся в большинстве высоких индейских культур, и, прежде всего у майя, является ступенчатая пирамида, на верхней площадке которой находится храм. Они были величественными, гигантскими постаментами для небольших святилищ, которые строились на их вершинах. До нас не дошли записи о том, как возводились эти наиболее характерные произведения майской архитектуры, поэтому трудно воссоздать точную технологию их строительства.
В отличие от некоторых довольно высоких майских пирамид (высота пирамид в Тикале достигает 70 метров), большинство майских зданий решены как одноэтажные постройки, причем обычно они имеют внутри два длинных пролета, вход в помещения которых осуществлялся прямо снаружи через дверные проемы. Внутри зданий помещения между собой не сообщались, очевидно, ввиду специфического назначения различных комнат и из-за того, что в теплом субтропическом климате вполне можно было переходить из помещения в помещение, выходя прямо под открытое небо. Более обширные и расчлененные на помещения здания строились как сочетания двухпролетных элементов. Окон майя, кроме Цибильчальтуна, нигде не использовали, поскольку для освещения внутреннего пространства им хватало света, проходящего через дверные проемы и многократно отражавшегося от белых оштукатуренных стен и полов из известняка. Лестницу, которая вела в верхние этажи, майя располагали внутри здания, видимо для того, чтобы не нарушать единую концепцию фасада.
Фасад здания они решали продуманно, с чувством пропорции, с использованием коррекции оптического восприятия. Однообразные длинные фасады майя членили еще широкими уступающими порталами, часто в этих углублениях они помещали монументальные врата, имеющие ступенчатые своды (“Дворец правителей” в Ушмале). Был известен в майской архитектуре такой элемент, как самостоятельно стоящие ворота, своего рода триумфальные арки (арка в Кабахе).
Среди майских зданий мы находим не только дворцы, храмы и монастыри, но и обсерватории, судебные дворы, рынки, церемониальные площадки, даже здания паровых бань. Здания бань сохранились в разных городах, например в Чичен-Ице. В другом майском городе - Пьедрас-Неграс - осталось даже несколько парных бань, в которых очаг и парилка отделены от основного помещения. К тому же некоторые бани расположены в этом городе прямо у площадки для игры в мяч и, очевидно, предназначались для игроков. С такой высокой гигиеной мы не встречаемся даже в Древнем Риме, где немало стадионов, но ни с одним из них не соседствуют бани.
Но майя возводили не только наземные строения, Относительно сухой и бедный водой Юкатан заставлял их создавать водохранилища, называемые чультунами (это были большие водные резервуары, высекавшиеся в скалах и внутри покрытые известковой штукатуркой), акведуки и каналы. А в период дождей им приходилось с помощью канализации и дренажа отводить избыточную воду с обширных мощеных площадей, дворов и внутренних двориков.
Хотя колесо им было неизвестно, они строили шоссе - сакбе, устраняя различия в высоте рельефа с помощью насыпей и срезов. Сакбе строились очень добросовестно, прочно и служили постоянными коммуникациями между городами. Основу сакбе обычно составлял вал из камней, а покрытие - известковый бетон, утрамбованный каменным катком. Сакбе отнюдь не малозначительные сооружения местного масштаба (возьмем, к примеру, белую дорогу, ведущую из Йашуны в Кобу).
Для майской архитектуры характерны также стелы, высокие каменные монолиты, изображающие стоящую фигуру патрона катуна (двадцатилетия). На них наносились календарные даты двадцатилетия, в честь которого они воздвигались. С того момента, как майя начали использовать камень, каменные стелы, по всей видимости, заменили деревянные: ведь культ стел был главным образом распространен в ранний период, в Древнем царстве, между тем как позднее стелы уже почти не устанавливались. Кроме каменных рельефов майские постройки богато украшают настенные росписи, мозаика, штуковые рельефы.
Для майских городов типична свободная застройка, без какого-либо подчинения общему плану. Майские города представляют собой свободные скопления строений разной архитектоники. Это архитектура свободных и открытых пространств, расположенных на разных уровнях и окруженных свободно, ритмически и контрастно размещенными зданиями. В майских городах нельзя определить какое-либо пространство или постройку как подлинный центр города. Майя не признавали порядка и системы в планировке города, что в еще большей степени способствовало свободному размещению построек. Равноценность значения и расположения зданий и пространств соответствует и равноценности майских городов. У майя никогда не было единого правителя, который бы осуществлял власть над всей майской территорией. Все города независимы и равноценны точно так же, как и здания внутри самого города; только одни города побольше, другие поменьше. (Если мы сравним с майскими городами, например ацтекский Теночтитлан, могущественного властителя великой империи, подчиненной централизованному управлению, то увидим посередине Теночтитлана главную пирамиду, вокруг которой расположена главная площадь с дворцом правителя, и от этой площади во все стороны света расходятся четыре главные улицы.)
Майя прекрасно умели вписывать города в окружающую местность. В Петене, гористом крае с глубокими ущельями, лежит город Тикаль, постройки которого, часто поставленные на самом краю обрыва, при относительно небольшой площади основания весьма высоки (высота одной из пирамид 70 метров) и таким образом подчеркивают глубину ущелий. Постройки в городах равнинного Юкатана уже занимают большую площадь; расстояние между ними значительное, а сами строения часто низкие и подчеркивают горизонтальную линию.
Архитектуры отдельных высоких индейских культур доколумбовой Америки имели свои особенности. Архитектура майя превосходила архитектуру инков, ацтеков, тольтеков и представителей других высоких культур, прежде всего многообразием архитектурных и градостроительных форм. В своих городах майя строили не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, площадки для ритуальной игры в мяч, колоннады, триумфальные арки, монументальные лестницы и т. д. С разнообразными видами архитектурных построек мы встречаемся не в одном, а во многих городах по всей майской территории.
2. Города периода Древнего царства (классический период)
Две из самых больших майских столиц относятся к эпохе Древнего царства - это города Копан и Тикаль. В Древний период Копан был основным центром развития науки, и, прежде всего астрономии. Найденные в Копане астрономические таблицы превосходят все другие майские вычисления подобного рода. Расцвету наук в Копане способствовало то обстоятельство, что он просуществовал дольше других майских городов (древнейшая дата истории Копана - 460 год, последняя 801). Одной из достопримечательностей города является «Лестница иероглифов», на 62 ступенях которой вытесана самая большая майяская иероглифическая надпись (свыше 2.5 тысяч знаков).
По данным археологов, сравнительно крупное поселение на месте археологического городища Копан существовало уже на рубеже эр. В 426 году н. э. К’инич-Йаш-К’ук'-Мо, происходивший из рода правителей Хушвица (городище Караколь, Белизе), основал копанскую царскую династию. Согласно более поздним копанским надписям, прежде чем воцариться в Копане, К’инич-Йаш-К’ук'-Мо совершил паломничество в далекий Теотиуакан в Мексике, где он получил инсигнии верховной власти. Потомки К’инич-Йаш-К’ук'-Мо правили Копаном на протяжении последующих 400 лет (всего нам известно шестнадцать царей). Дворцовый комплекс на берегу реки Копан, заложенный ещё при основателе династии, со временем превратился в обширное скопление жилищ, храмов, и площадей, известное теперь как Акрополь.
Хотя Копан находился на самом юго-востоке области майя, его цари сохраняли связи с другими династиями южных низменностей, включая правителей Тикаля, Караколя и Паленке, одновременно поддерживая контакты с властителями горной Гватемалы.
Информация о работе Города периода Древнего царства (классический период)