Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:00, реферат
стДревний Рим - одно из крупнейших рабовладельческих государств -оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации.
Введение
Древний Рим - одно из крупнейших рабовладельческих государств -оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации.
Актуальность. Римское государство сложилось гораздо позже других древних государств. Но, несмотря на этот факт, оно достигло значительных результатов в экономической и политической областях, а так же в области культурного наследия. Изучение истории римского общества подразумевает исследование основных сторон его развития и выявления специфических, присущих только Риму черт. Продолжительность римской истории составляет более 12 веков. В течение этого времени Рим быстро развивался. Развитие империи привело к тому, что Рим в короткий срок подчинил себе всю Италию, а также большую территорию Средиземноморского бассейна. Именно специфика процесса развития древнеримской государственности определяет актуальность темы, так как Рим на протяжении своей истории прошел развитие от царства до империи.
Объектом исследования является период становления Римской империи, известный как царский период, а также предпосылки возникновения государства.
Предметом исследования является становление и основные этапы развития государства в Древнем Риме в царский период.
Цель данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения государства в Древнем Риме, проанализировать его признаки в царский период, а также исследовать основные этапы развития общества Древнего Рима.
1. Государственное устройство Древнего Рима в царский период
Древнейшим видом общинного устройства в Риме был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Они объединялись общим культом, землевладением и судопроизводством. Обладателем верховной власти в общине Рима был царь - представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями.
1.1 Общественные отношения
В древнейшую эпоху истории Древнего Рима нет чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы независимы от какой-либо организации. С начала своей истории Рим является общиной. Тем не менее следы родового строя многочисленны. Род сохраняет все свое значение, как религиозный союз: члены рода связаны единством религиозного культа. Это означает, что род может издавать постановления, налагать на провинившихся членов наказания вплоть до полного отлучения и т. д.
В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время существовала родовая общность недвижимых имуществ, общность землевладения. В историческую эпоху этой общности уже нет. Она преобразовалась в семейную собственность, оставив лишь следы в праве родового наследования и родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.
Таким образом, возникнувшее государство, охватив независимые роды, ослабило значение родовых связей, разделило роды на элементы. Такими элементами являются семьи — familiae. Этот элемент крепок пред лицом государства. Древнеримская семья представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц. Государство имеет дело только с главой семьи, который закрывает семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее, de jure он здесь неограниченный владыка. В состав семейного круга входят: жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia – это все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Внутри этой сферы глава семьи правит безгранично: имеет над всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина.
Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих людей в Риме называли плебеями. Это были тоже переселенцы в Рим, но из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовой взаимностью. Таковыми являются общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев. Они могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и выступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян, но он не имел никаких политических прав, так как не принадлежал ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб. С ростом Рима количество таких переселенцев возрастало, они оставались жить в Риме из поколения в поколение. Таким образом, рядом с слоем коренных Римлян постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом.
Существует «комплексная теория» о происхождении сословий, существовавших на территории римской империи, обобщающая выше сказанное:
патриции представляли собой полноправный «римский народ» и являлись коренным гражданством
патриции состояли в непосредственной связи с клиентами, которые в свою очередь получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они обязаны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять разнообразные работы
плебеи не являлись членами родовой общины, не имели доступа к общинной земле и были лишены всех прав, касаемых политики
патриции превратились в замкнутую группу знати, которая противостояла широкой массе плебеев.
Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями. Согласно традиции, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Туллию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление по имущественному и территориальному признакам. Все свободные были разделены на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые богатые из них:
- в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);
- во втором – 75.000 ассов;
- в третьем – 50.000 ассов;
- в четвертом – 25.000;
- в пятом – 12.500.
Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» и назывались «пролетарии» – proletarii – от слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели только детей.
Каждый разряд населения выставлял определенное количество войсковых единиц – центурий; по центуриям стало теперь проводиться голосование в народном собрании; каждая центурия имела один голос; первому, наиболее богатому разряду (80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников) принадлежало 98 голосов из 193-х. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы.
Основными сторонами римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия. Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть полноправным гражданином. Следовательно, патриции, по своей первоначальной идее, отнюдь не являются классом богачей или аристократов, это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.
1.2 Государственный строй
Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.
Царь (rex) является верховным владыкой государства. В его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.
Рим не является династической монархией. Возможно, что в доисторическую эпоху Рим знал царскую власть, переходившую по наследству, но с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.
После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди управляют государством до тех пор, пока не будет выбран кандидат в цари. Сенат предлагает выбранного кандидата народному собранию, которое и облекает его властью. При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников. Так же были командиры войсковых частей. На время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя.
Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись как представители родов, членами сената. Ha это указывает совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.
Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы. Заключения сената не обязательны для царя, но они имеют большую фактическую силу.
По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается в утверждении сената.
Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, то есть собрание всех взрослых полноправных граждан. В основу организации этих народных собраний положено деление на курии. Народное собрание созывается по инициативе царя, который вносит туда предложения. Эти предложения в собрании не оспариваются, а принимаются или отвергаются открытой подачей голосов. Далее в народном собрании происходит принятие кого-либо в состав патрициев, a также некоторые акты частноправовой жизни — усыновление и завещание. Так же в собраниях решались и важные вопросы текущей внутренней и внешней политики — например, вопрос об объявлении войны, заключении мира и т. п. Патриархальный характер древне- римского государственного строя исключает теорию о юридических правах народных собраний по отношению к царю. Фактически царь во всех важных случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его верховная власть ничем не была связана.
Ввиду наличия всех элементов, характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Так же, спорным является и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план военный элемент, другие - религиозный элемент. Все споры находят объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода все элементы заключены вместе и что еще к не сложившемуся строю нельзя применять нынешних категорий.
1.3 Государственные должности и замещения
Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.
К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.
В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.
Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов. Эти старейшины составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку был обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Военное предводительство, верховные, жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют Ромула первым рексом римской общины.
Право в Древнем Риме в царский период.
Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.
Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:
Информация о работе Государство Право в царский период Древнего Рима