Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:00, реферат
стДревний Рим - одно из крупнейших рабовладельческих государств -оставил ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все последующее развитие европейской цивилизации.
• правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);
• правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
• правом на получение от рода помощи и защиты;
• правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.
С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.
С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.
Реформа Сервия Туллия
Реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основы государства. На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления.
Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Реформа основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.
Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, ассы. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные -пролетарии - объединялись в шестой разряд.
Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформы - деление свободного населения потерриториальному принципу.
В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.
Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс в дальнейшем развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых.
Заключение
История Древнего Рима является одним из важнейших этапов всемирной истории. На ее примере можно проследить зарождение, расцвет и гибель рабовладельческого общества и государства в их наиболее зрелых, классических формах. Римляне подняли уровень материальной культуры на новую, более высокую ступень, а в некоторых сферах деятельности они достигли действительно непревзойденных образцов. Многие произведения римской литературы, научные достижения, скульптура, монументальные архитектурные сооружения сохранили свое значение до наших дней.
В данном реферате был рассмотрен этап становления римской империи, который известен как царский период.
В древнейший период Рим представлял собой родовую общину, которую по поверью организовал именно Ромул.
Согласно традиции, население состояло из 300 патриархальных родов, каждые десять родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу – племя. Чтобы увеличить население города, он устроил убежище для беглецов.
Три племени – рамны, тиции и люцеры – составляли «римский народ», верховным органом которого являлось собиравшееся по куриям народное собрание мужчин, способных носить оружие. Вторым органом был сенат – совет старейших родов, состоявший из 100 «отцов». Ромул установил знаки отличия верховной власти. Избиравшийся народным собранием «царь» являлся военачальником, верховным жрецом и судьей.
Римская традиция сохранила имена семи царей:
- Ромул и Рем
- Нума Помпилий (ему приписывается религиозное устройство Рима, создание коллегий жрецов, календаря и др.)
- Тулл Гостилий
- Анк Марций (по преданию, в царствование этого царя в город переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния прииска, которого после смерти Анка избрали царем)
- Тарквиний Прииск (он вел удачные войны с соседними землями, увеличил количество сенаторов еще на сто человек, учредил общественные игры, притупил к осушению болотистых частей города)
- Люций Тарквиний Гордый(сын Люция Тарквиния Приска)
- Сервий Тулий
Реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основы государства.
Таким образом, данный период римской истории называют периодом семи царей, или царским периодом, длившимся около двух с половиной столетий.
Библиография
1. Конотопов М. В., Сметанин С. И. Экономическая история: Учебник. – 9-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-492 с.
2. Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира.- М. 1980.
3. Кузищин В.И. История Древнего Рима.- М.: «Высшая школа»,1982.
4. Сарычев В.Г. Экономическая история капиталистических стран / В.Г. Сарычев, А. А. Успенский, В. Т. Чунтулов.- М.: Высш. Шк.,1985.- 304 с.
5. http://www.gerv.ru/article/
Информация о работе Государство Право в царский период Древнего Рима