Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:53, курсовая работа
Среди сонма культур Нового Света в доколумбовую эпоху звездой первой величины является цивилизация древних майя. За 15 столетий до открытий Колумба майя изобрели точный солнечный календарь и иероглифическую письменность. Они использовали в математике понятие нуля раньше индусов и арабов, уверенно предсказывали солнечные и лунные затмения, а путь движения планеты Венера вычислили с ошибкой 14 секунд в год. Майя достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи. Но вместе с тем их орудия труда оставались крайне примитивными и изготовлялись из камня, кости и дерева.
Введение________________________________________________ стр. 3
1. Особенности архитектурного стиля майя __________________ стр. 5
2. Города периода Древнего царства (классический период)______стр.10
Заключение_______________________________________________стр.15
Список литературы _______________________________________стр.17
Площадь Копана — 24 км². Он известен древними сооружениями и своим Археологическим музеем, лучшим в регионе. Кроме того, это археологический заповедник, охраняемый государством объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Великолепная монументальная архитектура Копана заслужила ему прозвище «Афин древних майя».
Охраняемая археологическая зона занимает только часть древнего поселения и включает как восстановленные, так и ещё не исследованные жилища, храмы, площади, лестницы, дороги, и стадионы для игры в мяч. Центр городища состоит из Главной Площади, где возвышаются знаменитые стелы, а также комплекса дворцов и храмов, известного как Акрополь. За 400 лет существования Копанской династии Акрополь превратился в высокий искусственный холм площадью 600 на 300 метров, где ранние постройки скрыты под масштабными строениями, возведенными при более поздних царях. Восточная часть комплекса серьёзно пострадала от реки Копан, которая на протяжении столетий постепенно смыла несколько террас Акрополя. Археологи приложили значительные усилия, чтобы изменить русло реки и предотвратить дальнейшее разрушение центральной части городища. Разрез Акрополя, образовавшийся из-за обрушения террас, подмытых рекой, стал отправной точкой изучения наиболее ранних «пластов» в архитектурной истории города.
Кроме великолепных стел, возведённых в честь 15-го двадцатилетия царём Вашаклахун-Убах-К’авилем в 731 г. и изображающих самого царя, его предков, а также богов-хранителей долины (известной в древности как Хушвинтик), внимание посетителей Главной Площади привлечет стадион для игры в мяч, украшенный изображениями попугаев-ара, а также величественная иероглифическая лестница, заложенная при Вашаклахун-Убах-К’авиле, перестроенная и увеличенная при 15 царе, К’ак'-Йипйах-Чан-К’авиле. Эта лестница — самая длинная известная нам надпись на памятниках древних майя (около 2 страниц печатного текста латиницей). К сожалению, только первые 15 из 63 ступеней лестницы были найдены в своем первоначальном состоянии, тогда как остальные были восстановлены археологами Института Карнеги в полном беспорядке.
Что касается Акрополя, то его Западный двор украшен ещё одной иероглифичесой лестницей. Храм 11 замыкает двор с севера, а к западу возвышается самое высокое и массивное здание Акрополя — Храм 16, кульминация из серии храмов возведенных над усыпальницами первых царей Копана. У подножия лестницы, ведущей на вершину Храма 16, находится Алтарь Q, изображающий всех 16 царей Копана, верх которого украшен надписью, повествующей об основании местной царской династии. Из-за разрушения Акрополя, вызванного рекой (см. выше), Восточный двор Акрополя лишился части своих строений. Тем не менее, там можно посетить гробницу 16 царя (ее разграбили ещё в древности). В северной части Восточного Двора располагается Храм 22, выполненный в виде огромной одушевленной горы, где, возможно, был тронный зал Вашаклахун-Убах-К’авиля, а также здание Пополь Нах, где, по мнению некоторых археологов, проходили заседания совета местной знати. К югу от Восточного и Западного дворов Акрополя расположен квартал Сементерио. Там находилась резиденция 16 царя Копана, а также многочисленные жилища членов его семейства и придворных.
В 1,5 км к востоку от Большой Площади раскинулись руины района проживания знатных семейств майя — Лас-Сепультурас. Здесь раскопано около 100 зданий и около 450 захоронений. Резиденции придворных соседствуют с более чем скромными жилищами простолюдинов. Там же находится квартал, где, возможно, жили приезжие торговцы Улуа.
Всего в километре южнее центра городища лежит Лос-Сапос — выход скальных пород, покрытый резьбой и надписями, широко известный своими скульптурными изображениями жаб и предположительно представляющий древний, «простонародный» культ плодородия.
Крупнейшим городом классического периода считается Тикаль - одно из крупнейших городищ майя, столица Мутульского царства. Расположено в провинции Эль-Петен Гватемалы. Поселение индейцев существовало с VII века до н. э. В V — IX веках н. э. город входил в число основных центров майянской культуры. По оценкам исследователей, население его в это время составляло от 100 до 200 тысяч человек. К концу X века, после ряда восстаний, город был окончательно заброшен жителями. Название Тикаль на языке майя означает «место, где слышны голоса духов». В иероглифических надписях упоминается более древнее название города Йаш-Мутуль — «зелёная связка».
Тикаль и окрестности включены правительством Гватемалы в одноимённый национальный парк. В1979 году национальный парк включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
К систематическому исследованию данного археологического памятника специалисты приступили в1956 г. В течение 10 лет исследователи из Музея Пенсильванского Университета (США) реализовывали «Археологический проект Тикаль». Благодаря работе А. В. Киддера, У. Р. Ко, А. М. Тоззера и других специалистов, мировое научное сообщество было ознакомлено с находками, сделанными в древнем городе майя1. В древнем городе были обнаружены сотни храмов, дворцы, в том числе пятиэтажный, стелы с рельефами и надписями, алтари, произведения прикладного искусства. До сих пор раскопана лишь центральная часть комплекса, и археологические работы продолжаются.
Сам город занимает площадь 16 тыс. кв. км, на которой было обнаружено около трех тысяч разнообразных сооружений.
Как выяснили археологи, первые поселения майя возникли в этом районе в VII веке до нашей эры. Спустя тысячелетие, в III веке нашей эры на землях Петена уже существовал довольно большой город, который оказался на несколько веков старше таких известных индейских центров, как Чичен-Ица на полуострове Юкатан или ацтекская столица Теночтитлан. Если судить по календарным датам, высеченным на стелах Тикаля, то город существовал с 292 г. по 889 г. н. э. После того как крупнейшее из поселений майя на севере Гватемалы было покинуто его исконными обитателями, древние постройки на несколько лет занимали какие-то немногочисленные переселенцы. В конце X века жизнь в древнем гватемальском городе по невыясненным причинам окончательно замерла.
Первоначально археологи обозначали расчищаемые от многовековых напластований творения майя при помощи цифр и букв латинского алфавита. Сейчас у многих строений появились колоритные названия, которые обычно указывают не на предназначение сооружения, а на наиболее известное изображение, так или иначе связанное с данным памятником.
По-видимому, из-за высокой влажности и паводков постройки города были размещены на высоких пирамидальных основаниях или группировались на вершинах искусственных или естественных холмов с крутыми склонами, которые обычно называют акрополями. Важнейшие ансамбли были соединены между собой широкими каменными дорогами-дамбами. Из-за большого числа болотистых низин, оврагов и холмов здесь не могло быть прямых улиц и плотной застройки.
Однако планировку Тикаля в значительной степени определяли не только рельеф местности и природные условия, но и новая модель мира. Она включала и мир живых, и мир мертвых. Мир живых, по представлениям майя, напоминал четырехугольник. По его углам возвышались 4 «мировых дерева». Вероятно, данные представления были связаны с расположением построек: в Тикале они сгруппированы, часто – по 4, вокруг двориков или площадок. Данный принцип организации пространства характерен и для жилой застройки, и для ритуально-административных центров города[11].
Важнейшие здания города группировались вокруг площадей: Большой, Западной, Восточной и «Семи храмов». Около площадей расположены так называемые «Великие храмы»: Гигантского Ягуара, Масок, Жреца-Ягуара, Двуглавого змея, Прекрасного рельефа, Надписей.
Главные постройки города были сосредоточены вокруг так называемой Большой площади. Сейчас это свободное пространство покрывает травяной газон, а в период расцвета города площадь была покрыта слоем штука особого состава, изготавливаемого из глины. В ходе раскопок удалось обнаружить четыре уровня покрытия, которые датируются 150–700 гг. н.э.
С западной и восточной сторон Большую площадь ограничивают пирамиды, на верхних площадках которых располагаются храмы. В специальных исследованиях эти сооружения обозначены соответственно цифрами I и II, а в рекламных проспектах туристских фирм нередко именуются Храмом Гигантского Ягуара и Храмом Масок.
Размеры пирамид сравнительно невелики – высота составляла соответственно 44 и 38 м. Однако эти строения производят сильное впечатление. Нужно учесть, что угол наклона их боковых граней – около 60 градусов. Подняться на вершину такой пирамиды не легко, еще труднее спуститься с нее: приходится опускать ногу на практически невидимую сверху ступеньку. Кроме того, на вершину ведет единственная лестница без перил.
Предшественниками монументальных святилищ майя были небольшие строения, выполненные из дерева, глины и тростника. Основанием для них служили не могучие пирамиды, а земляные или щебеночные насыпи квадратной, овальной или прямоугольной формы. Постепенно древние строители пришли к мысли покрывать насыпь слоем штука, что придавало ее контурам большую четкость и прочность. Насыпи превратились в стилобаты со сложным профилем и карнизами2.
По мнению Г. Ершовой, именно пирамиды являлись воплощением некоей «модели мира», характерной для цивилизации майя. «Концептуально пирамида воплощала гору-прародину далеких предков, которые остались в мифологической пещере… Пирамида заключала в себе и астрономические представления, и частично исторические, и географические»3. Подтверждением данной мысли может служить, например, такой факт: пирамида имеет 9 ярусов, а по представлениям майя было 9 преисподних.
Храм Гигантского Ягуара был воздвигнут в начале VIII в. Вероятно, здесь совершались важные и для многих загадочные ритуалы. Их таинственность была обусловлена, в частности, тем, что находиться внутри святилища могла лишь небольшая группа людей, так как внутреннее пространство величественных храмов майя крайне невелико. Дело в том, что индейцы владели лишь техникой возведения так называемых ложных сводов. На стены укладывали каменные плиты, одна больше другой, самые верхние из них смыкались. Чтобы с внешней стороны сооружение казалось более высоким и массивным, сверху святилище украшал каменный гребень. Естественно, что выдержать подобное перекрытие могли лишь мощные стены (до 7 м), между которыми оставалось незначительное свободное пространство (до 1 м). Вероятно, зрители наблюдали за обрядами издали, благо следить за ритуальными действиями, разворачивавшимися на вершине пирамиды, можно было из разных точек города.
Вознесенные на пирамиды Большой площади святилища, судя по всему, служили заупокойными царскими храмами. Как показали исследования, первоначально в скальном грунте были высечены гробницы, над устьями которых были возведены пирамиды4. Согласно одной из версий, в Храме Гигантского Ягуара был захоронен легендарный правитель Ах Какао. В период правления Ах Какао были перестроены многие из ранее возведенных городских построек. Считается, что под расположенной напротив пирамидой с Храм Масок нашла последнее пристанище супруга легендарного правителя, которая умерла в 703 г.
Наличие гробницы в храме-пирамиде в Тикале не было редкостью. Майя, как и некоторые другие народы Центральной Америки, хоронили наиболее уважаемых людей в таких сооружениях. Гробницы, как правило, соединялись с храмом наверху специальным каналом для души покойного, так называемым психодуком. Некоторые исследователи убеждены, что главным элементом всего комплекса была именно гробница под полом храма, а не храм. Сам же храм служил местом для общения жрецов с духом умершего правителя. Трудно сказать, какие именно представления побуждали их устраивать гробницы подобным образом. Известно, что индейцы нередко погребали своих родичей под полом тех домов, в которых жили. Может быть, место упокоения знатного лица со временем превратилось в святилище, а усопший стал восприниматься как персонификация какого-либо божества.
У подножия пирамид расположены стелы, богато украшенные резьбой. На них изображали правителей в торжественных позах, в пышных одеяниях, с атрибутами, подчеркивавшими их высокий ранг. На самых древних стелах, по свидетельству известного мексиканского археолога А. Руса, в профиль изображалось все тело, позднее только ноги и лицо и, наконец, только лицо5. Фигуры обычно сопровождались иероглифическими надписями, в которых, как полагают специалисты, были указаны имя властелина, его титул, дата рождения и важнейшие события его жизни. Рельефы на стелах тематически связаны с изображениями на резных деревянных притолоках соответствующих храмов.
С южного края Большой площади Тикаля расположен Центральный акрополь. Акрополями в городах майя называют разнообразные по назначению постройки, составлявшие большие комплексы и размещенные на возвышающихся над поверхностью площадей единых платформах. В Тикале найдено три акрополя – Северный, Центральный и Южный. Обнаруженные на нем постройки, судя по всему, представляли собой дворцовый комплекс. У исследователей нет единого мнения о назначении данных сооружений. Одни полагают, что здесь находились жреческие комнаты для отправления религиозных культов, другие рассматривают эти строения как чисто административные здания. Третьи убеждены, что в каменных палатах проживали представители правящей династии и их многочисленная свита.
Наиболее известное из дворцовых строений – Дворец «Великого Когтя Ягуара». Здание построено в 360 году н. э. правителем, имя которого переводится как «Коготь Ягуара». По-видимому, данное сооружение являлось резиденцией для правящей династии («Коготь Ягуара» и его потомки). Дворец был для индейцев настолько священным и важным, что в дальнейшем его никто не решился перестроить.
На север, где по легендам майя находилась их прародина, направлялись души умерших6. Поэтому к северу от административно-ритуального центра часто располагались «стадионы» для игры в мяч. В Тикале между Центральным акрополем и Храмом Гигантского Ягуара археологи от многовековых наносов расчистили площадка для игры в мяч, как оказалось – одну из нескольких, устроенных в древнем городе. Площадка представляла собой длинную и узкую аллею, обрамленную с двух сторон низкими каменными сооружениями.
Соответствующие характеру игры находки были сделаны археологами на так называемом Северном акрополе. Здесь различные сооружения возводились в течение одиннадцати веков. В результате появился сложный комплекс зданий, в котором выделяется 12 храмовых построек, расположенных на разных уровнях, но имеющих в основе одну искусственную платформу. Самые ранние строения появились еще в III веке. Позже по соседству расположилось множество зданий разнообразного назначения. Северный акрополь нередко сравнивают со слоеным пирогом. Правда, у него своеобразная «начинка»: на протяжении 500 лет здесь хоронили правителей города. Перед акрополем вдоль края площади установлено множество стел, напоминающих надгробные плиты.
Информация о работе Города периода Древнего царства (классический период)