Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:15, реферат
История бытовой культуры в первую очередь предполагает изучение материальных условий жизни общества и форм повседневного общения в ту или иную эпоху. В центре такого исследования стоит человек, семья, домашний очаг.
Первая группа вопросов связана с жилым домом. В нее входят организация интерьера, обстановка, утварь, техническое оснащение — все то, что обеспечивало потребности повседневной жизни обитателей дома, их комфорт, гигиену.
1.Европейский быт эпохи нового времени.
1.1 Меблировка дома.
1.2 Стол: меню.
1.3 Одежда и мода.
2.Европейский этикет эпохи нового времени.
2.1 Зарождение этикета.
2.2 История развития этикета.
2.3 Понятие об этикете.
2.4 Этикет в Новое время.
Изменения в одежде происходили не только за счет длины и покроя, но и за счет фурнитуры. Пуговицы, известные еще в древности, но забытые в эпоху варварства, приблизительно с XII--XIV вв. снова появляются на одежде. Они изготовлялись из дерева, камня, металла, ткани. Всевозможные тесьмы, шнурки, ленты, пряжки и даже колокольцы разнообразили костюм. Пояса не только стягивали и поддерживали просторную одежду, но и в соответствии с велением моды орнаментировали ее, перемещаясь то вверх от талии под грудь, то вниз - на бедра. К поясам прикреплялись кошельки.
В вышивке наряду с растительным и геометрическим орнаментом важное место занимали гербы, геральдические животные, девизы, изречения. Одежду охотно отделывали мехом.
Изменения в моде стали возможны также благодаря расширению ассортимента тканей для одежды. Обогатилась новыми сортами суконная продукция. Появился «ширпотреб», отвечавший растущим запросам и материальным возможностям массового потребителя. Все шире осваивалось в Европе, и прежде всего в Италии и Нидерландах, производство шелковых тканей, успешно конкурировавших с восточными. Появились ткани в «полоску», «клеточку», «горошек» и т.п. По-прежнему в цене оставались парча и бархат, особенно вытканный золотой и серебряной нитью. Ширилась география производства льняного и хлопчатобумажного полотна. На их основе появилась бумазея. Из Венеции за Альпы перешел хлопчатобумажный бархат. В моду вошла одежда, сшитая из тканей яркой окраски. Темные и сдержанные тона носили люди пожилого возраста и вдовы.
В моде Возрождения отразились эстетические идеалы эпохи. В XV в. в Италии одежда подчеркивала стройность и хрупкость, удлиненность пропорций тела. В период Высокого Возрождения одежда стала более тяжелой, широкой и короткой. Ее отличали пышные рукава, складки, декольте, формы, тяготевшие к квадрату. Этим акцентировалась мужественность, зрелость, красота здорового тела, которое не стеснялись показать и зрительно усилить одеждой. Среди украшений высоко ценились массивные нагрудные золотые цепи, которые носили одинаково мужчины и женщины. Важными аксессуарами стали веер, перчатки и носовой платок. Последнему еще долго не было суждено превратиться в предмет гигиены. Из головных уборов явное предпочтение отдавалось беретам. Однако у женщин очень широко распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому большое внимание уделялось прическам, различным головным украшениям: цветам, венкам, диадемам, сеткам. У итальянских женщин большой популярностью пользовались накладные волосы. Идеалом считались блондинки с высоким чистым челом.
Женщины не жалели
здоровья, проводя целые дни под
палящим южным солнцем, чтобы
осветлить волосы. Для придания лбу
нужной высоты волосы над ним выбривались.
И уж никакие проклятия
В XVI в. в европейской
моде прослеживается несколько тенденций:
«ренессансная», «испанская» и «протестантская»
Испанская мода подчеркнуто аристократична. Ей соответствовала строгая, жесткая, как бы накрахмаленная одежда, стесняющая движения. Воротник-стойка заканчивался брыжами или плойкой. Грудь камзола, рукава, короткие штаны простегивались ватой. Плечи выкладывались ватными валиками. Брыжи со временем достигли таких размеров, что их язвительно называли жерновами. Характерную черту испанского костюма составляли короткий плащ-накидка, а также жесткие шляпки с узкими полями. В моду вошли маленькие клинообразные бородки.Женская одежда во многом повторяла мужскую. Обширнейшие же юбки - без единой складки - сажались на жесткий каркас. На ноги надевались деревянные котурны, что вместе с конструкцией юбки еще больше стесняло движения.
Крестьянский костюм в отличие от дворянского и даже бюргерского был более самобытен. И именно он как раз в этот период развился в национальный костюм.
С первых десятилетий XVII в. испанская мода постепенно начинает уступать свои позиции французской, утверждавшейся подобно другим сторонам быта уже в условиях новой культурной эпохи - барокко.
Европейский этикет эпохи нового времени.
Всем известно, что Англию и Францию часто называют «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак нельзя, так как еще в XV в. в них отмечались поклонение грубой силе, невежество и т. п. Нравы в Германии и других европейских странах были не лучше. На фоне других стран выигрывала лишь Италия. Облагораживание нравов в итальянском обществе началось в XIV в. В этот период человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени, и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах.
Если сравнивать Италию XV в. с другими народами европейских стран, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, стремление к богатству, изяществу, умение украсить и разнообразить свою жизнь. В это же время и до середины XVI в. Англия остается страной варваров, так как вовлекается во все новые и новые войны. В Германии также свирепствуют жестокие и непримиримые войны, дворянство невежественно, господствует кулачное право, все споры разрешаются силою. Франция не признает никаких заслуг, кроме воинских, говорить о развитии культуры и науки смешно, так как ученых мужей считают самыми ничтожными из людей.
Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.
До наших дней дошли памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и дипломатическими церемониями. Сохранились многочисленные записи на глиняных табличках древних шумеров, которые имели обыкновение фиксировать все, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству (такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати).
В Древней Индии
этикет существовал в рамках кастовой
системы. Брахмачарин (ученик) должен был
знать правила общения с
В Древнем Китае к I-му тысячелетию до н. э. были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах — «Чжоу-ли» («Чжоус-кие церемонии»), «И-ли» («Обрядник») и «Ли-цзы» («Записки о церемониях»). Эти тексты представляют собой сборники правил поведения, проведения различных обрядов и регламентируют всю общественную жизнь до мелочей в соответствии с иерархической системой Древнего Китая. Например, император (сын неба) имел право на семь алтарей (мяо) в своем храме предков, князья (чжухоу) — на пять, сановники (дафу) — на три, а обычные чиновники (ши) — только на один. Мужчины должны были ходить по правой стороне улицы, а женщины — по левой, и так далее. Правила, записанные в книге «Чжоу-ли» (скорее всего, составленные во второй половине I в. до н. э. Лю-сяном и Лю-синем), воспринимались не как человеческие установки, но как отражение небесного порядка.
История донесла до нас разговор Конфуция (552/551—479 до н. э.) с его сыном о правилах: «Если ты не будешь учить правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться».
Текст «Ли-цзы» учили в школах как эталон правильного поведения. Знание правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией были особенно важны для образованных верхов и являлись залогом успешной карьеры. Но некоторые положения были также необходимы и для простолюдинов, ибо, как отмечено в первой главе книги «Чжоу-ли», правила взаимоотношений должны соблюдаться всеми, так как именно этим человек отличается от животных.
С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV – XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета.
С наступлением
Эпохи Просвещения этикет перестал быть
достоянием избранных. Стали появляться
и расходиться большими тиражами книги
о культурном поведении в обществе. Хорошие
манеры уже не были отличительным признаком
аристократии, а начали цениться и в других
слоях общества. И если требования придворного
этикета со временем становились все более
сложными и запутанными, то в средних слоях
общества зародилось стремление к демократизации
норм поведения, подчинения их актуальным
жизненным требованиям и целесообразности.
Именно эта тенденция и по сей день играет
немаловажную роль в формировании норм
этикета, принятых в странах современной
Европы.
Понятие об этикете
Манера
держать себя всегда
должна быть в согласии
с обликом человека
и его природными
склонностями. Мы много
теряем, присваивая
себе манеру, нам чуждую.
Этикет
– это разум
для тех, кто его
не имеет.
Принято считать, что классические системы этикета сформировались в Англии и Франции. На приемах при дворе короля Франции Людовика XIV (1638–1715) гостям раздавали карточки (буквально — этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Однако само понятие «этикет» как свод определенных правил поведения людей зародилось гораздо раньше. Европу вряд ли можно назвать родиной этикета.
Начало системы
придворного церемониала в
Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена раннего Средневековья. В этот процесс вовлекались все новые государства, образовывавшиеся в Европе. Появившиеся в XI–XII вв. поэты-певцы (трубадуры и труверы во Франции, миннезингеры в Германии) воспевали пламенное служение Богу и сюзерену, любовь к Прекрасной Даме и преклонение перед ней, подвиги воинов без страха и упрека в Крестовых походах. Их стремление согласовать светски-рыцарское и религиозное миропонимание породило жанр рыцарских романов. Куртуазная литература, в свою очередь, способствовала утверждению в придворном обществе правил поведения. Так постепенно через религию и литературу культура общения вошла в плоть и кровь европейцев.
К XII–XIII вв. определился некий набор правил, предназначенных не только для более четкого отделения одного сословия от другого, но и для придания суровой, жестокой жизни более приемлемой, красивой оболочки. Если сравнивать такую страну классического католицизма, как Италия, с другими странами Европы XV в., то бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь.
Первый в истории свод правил европейского этикета вышел в свет в Италии под названием «Il Galateo, overo de'costume» («Правила хороших манер и комплиментов», 1558). Автором его был священнослужитель Джованни делла Каза. Это руководство, написанное с душой и изложенное в форме наставлений воспитателя своему питомцу, касается организации образцового стиля жизни, а также правил деликатности и такта. Благодаря этому сочинению некоторые исследователи считают, что именно итальянцы эпохи Возрождения признали тактичность как значимую общественную обязанность и отличительный знак образованности и воспитанности. Эта книга стала настолько популярной, что в Италии само слово «Galateo» стало синонимом учения о хороших манерах.
Информация о работе Европейский быт и этикет эпохи нового времени