Этикет в эпоху Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:54, доклад

Краткое описание

Этикет (от франц. Étiquette — этикетка, надпись) - это нормы и правила поведения людей в обществе.
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.

Файлы: 1 файл

Этикет в эпоху Петра I.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Этикет (от франц. Étiquette — этикетка, надпись) - это нормы и правила поведения людей в обществе.

Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.

История этикета  в нашей стране уходит своими корнями  в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного  из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности. 

Жизненный уклад  России начал резко меняться в  эпоху Петра I. Поставив своей задачей  европеизацию всего уклада жизни  России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три цели: приучение высших классов русского общества к формам обхождения, приобщение женщин к общественной жизни, слияния различных классов и их смешение с иностранцами. Петр I усиленно насаждал в стране европейские порядки и манеры, лично участвовал в подготовке и проведении различных акций и мероприятий, направленных на привитие дворянству, купцам и горожанам новых принципов и правил поведения. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях.

В первую царь был озабочен воспитанием молодых дворян, которым предстояло стать активными исполнителями его планов. Поэтому в 1717 году был издан своеобразный учебник-наставление  «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Данная книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в светском обществе, чтобы иметь успех при дворе.

Издание состояло из двух отдельных частей. В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно было считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в  1708  году  вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. В ней юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер.

Особенностью  этого пособия было то, что заимствованные из европейского этикета правила были конкретизированы и дополнены применительно к отечественной действительности и существовавшим в России нравам. 

Среди многочисленных советов в ней содержались  наставления следующего характера:

    • “у родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить... но ожидать пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солце валяется, но стоять должно прямо”;
    • “отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Также, встретив знакомого, за три шага должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его. Ибо вежливым быть на словах, а шляпу держать в руках неизбыточно, а похвалы достойно. И лучше когда про кого говорят: он вежливый, смиренный и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван”.

Книга практически  сразу же стала бестселлером, тираж  разошелся очень быстро. В течение года пришлось её печатать еще дважды. Сколько же всего раз «Юности честное зерцало» переиздавалось в течение XVIII-XIX веков, теперь и подсчитать трудно. Но именно на этой книге было воспитано несколько поколений российских дворян.

Молодые дворяне, отправляемые Петром I на учение в западные страны, возвращались с желанием сблизить Россию с просвещенными народами и поставить наше общество на европейскую ногу.

Число предпринятых Петром I акций по введению новой культуры в России было велико. Правила этикета внедрялись в жизнь соответствующими указами, содержащими угрозы наказания за их невыполнение. Следует отметить, что изменения сказались в основном на несемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.

Придворный  быт был строго регламентирован  и сопровождался сложными церемониями. Каждый день во дворце проходили торжественные  выходы членов императорской фамилии, приемы иностранных послов, аудиенции частным лицам.

Все это представляло собой тщательно продуманные ритуалы, многие из которых обставлялись с невероятной пышностью. За точностью их исполнения следил обер-церемониймейстер. Император требовал правильного и четкого исполнения придворных церемоний. Сам император, как и его придворные, должен был неукоснительно следовать всем принятым условностям. Исполняя представительские функции, монарх становился важнейшей частью сложного механизма придворных церемоний и лишался права на проявление симпатий и инициативы.

В придворном церемониале  ХVIII в. большое внимание уделялось приему иностранных послов. Порядок аудиенции послов был разработан до тонкости. Отличительная его черта - необыкновенная торжественность и пышность. По приезде в Петербург посол уведомлял государственного канцлера о своем приезде. На следующий день он делал визит обер-церемониймейстеру, который давал ответный визит. Посол приезжал ко двору на аудиенцию по извещению. В назначенный день за ним заезжал церемониймейстер в каретах Его Императорского Величества. Кортеж состоял из трех карет. Если аудиенция назначалась в одном из дворцов, то посол принимался на приватной аудиенции и приезжал во дворец в собственных экипажах. В этом случае у кареты посла встречал церемониймейстер. На верху парадной лестницы его принимал камер-юнкер, затем до комнаты ожидания его провожал обер-церемониймейстер (справа от посла)и гофмаршал (слева). Обе половинки двери растворялись везде, где проходил посол. Все сопровождающие лица оставались вместе с послом в комнате ожидания. У дверей зала для аудиенции встречали посла обергофмаршал и обер-камергер, остальные оставались его ожидать в комнате. После аудиенции посол препровождался обратно тем же порядком. Стоящий караул везде отдавал послу военные почести, офицеры отдавали честь гостю. Церемониймейстер отъезжал с послом в придворных каретах.

Аудиенции частным лицам  проходили скромно, и не имели  столь церемониальный характер, как  для иностранных послов. Допущенный в кабинет или зал, где назначена  аудиенция, проситель должен был  сделать поклон при самом входе в комнату, потом второй поклон, пройдя несколько шагов вперед, и наконец на расстоянии трех шагов от того места, где находится высочайшая особа, делал третий поклон. Начинать говорить нужно было только после того, как Его Высочество обратится с каким бы то ни было вопросом. Ответы надо было давать явственно, отчетливо, но стараясь не удлинять фраз без нужды. Осанка просителя должна быть свободна и носить отпечаток чувства собственного достоинства.

Когда аудиенция заканчивалась, надо было выйти из комнаты, не оборачиваясь спиной к высочайшей особе, а пятясь спиной до самого порога, производя те три поклона, которые назначены придворным церемониалом. Только на пороге можно обернуться.

Во дворцах нужно было разговаривать вполголоса, из уважения к высоким хозяевам, под крышей которых находишься, ступать тихо, мягко и, вообще, сливаться с толпой придворных лиц, не стараясь ничем обращать на себя внимание.

Особое место  в светской жизни вообще и в  придворной в частности занимали балы. Балы были введены в России Петром Великим после его возвращения из-за границы в 1717 году. Следствием этого был издан в1719 г. указ о собраниях-ассамблеях. Петр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей по французскому примеру. Ассамблеи начинались каждую зиму у государя, а оканчивались у обер-полицмейстера, а летом они проходили в Летнем саду. По регламенту ассамблеи продолжались с 17 до 22 часов. Очередность созыва Петр I устанавливал сам. На ассамблеях самая большая комната отводилась под танцевальный зал. В соседних помещениях играли в шашки и шахматы. Азартные игры были запрещены. По указу 1718 года игра в карты и кости запрещалась “под страхом кнута”. Одна комната предназначалась для курения. Петр I сам постоянно курил трубку и всем предлагал следовать его примеру.

Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины, хотя дворянство относилось к этому  отрицательно.

Дам угощали  чаем, кофе, миндальным молоком, медом и вареньем, а мужчин - вином, пивом и трубками.

Музыка на ассамблеях была большей частью духовая: трубы, фаготы, гобои и литавры. Любовь к  танцам распространялась очень быстро. При Екатерине незнание танцев считалось  недостатком воспитания.

Танцы на ассамблеях делились на церемониальные и английские.

Церемониальными считались польский танец и менуэт, английскими - англез, контрданс и  другие. Менуэт был камерным танцем: танцующие двигались мелкими, размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы, грациозно опустив руки, слегка приподнимали платье. Англез отличался, наоборот, живостью и картинностью движений. Танцевали его тоже парами, причем дама как бы убегала и уклонялась от кавалера. А он следовал за ней.

Ассамблеи сыграли  положительную роль в культурном развитии России уже тем, что открыли новую форму общения людей, которое в допетровской Руси было крайне ограниченно. Представители господствующего класса общались редко, фрагментарно, да и сам круг общающихся был очень узок и ограничивался в основном родственниками и соседями. Жили замкнуто, встречи носили преимущественно хозяйственно-деловой характер, даже самой потребности провести время в кругу знакомых еще не появилось. Ассамблеи же разрушили прежнюю замкнутость и значительно увеличили круг людей, вступающих друг с другом в длительное общение. Да и само общение людей, особенно мужчин и женщин, стало более раскрепощенным.  

Мужчины стали  услужливы и внимательны к  дамам, правда, их услужливость часто  носила преувеличенный характер. Так, например, в 1721 году, чтобы почтить красоту княгини Кантемир, гости, собравшиеся после обеда у нее в спальне, пили за ее здоровье из вещиц, принадлежавших ей: стеклянных башмаков, сапожков и проч. 

В обществе учтивый  кавалер должен был подносить  даме, которую хотел отличить, букет  свежих цветов. На улице, когда ехавший мужчина встречался со знакомою дамой в карете, оба экипажа с многочисленною свитою останавливались, кавалер, невзирая на погоду, выходил из своего экипажа и с обнаженной головою, держа шляпу в руках, подходил к карете красавицы, чтобы иметь удовольствие приветствовать ее поцелуем руки. 

Основным законом  ассамблеи была “совершенная непринужденность”. “У каждой двери повешено было напоминание  посетителям не чиниться, не беспокоить себя ни для какого лица, под опасением  наказания осушить огромный кубок Большого Орла, который тут же под крышкой находился на мраморном пьедестале”. 

Такому наказанию  могли подвергаться все участники  ассамблеи – сам царь, царица, все мужчины и замужние женщины, с той лишь разницей, что женский кубок был втрое меньше против мужского.

Реформы Петра I затронули и институты права. Была нарушена традиционная замкнутость боярских, дворянских и городских (посадских) семей. С 1720 года разрешались браки с иностранцами (при условии сохранения супругом православной веры). Было разрешено заключать браки с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками. Резко возросло число неравных браков с представителями низших сословий, добившихся «чинов». Оставался запрет на четвертый по счету брак, плата государству при заключении каждого последующего из трех браков возрастала. Пары могли познакомиться, как и раньше, в церкви, затем на ставших свободными для женщин прогулках, приемах, ассамблеях (даже воспитанницам монастырей давали часы для знакомства с будущими женихами). Молодым позволялось видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него, но воля родителей в устройстве браков своих детей все равно надолго осталась решающей.

Реформы Петра I сделали немало для внешней европеизации семейного уклада дворян, но внутренняя жизнь подавляющего большинства семей всех сословий изменилась мало.

После петровских указов внешний вид разных сословий стал различаться больше, чем раньше. Русское платье сохранилось у  купцов и крестьян. Высшие сословия оделись на европейский манер - с короткими полами кафтаны у мужчин и сложного фасона робы у женщин.

Огромное значение Петр I придавал бритью бород, взимая штрафы, собственноручно брея бороды у бояр. Указ о брадобритии вышел в 1705. Но староверы даже под угрозой наказаний не соглашались ходить с «босыми» лицами (борода издавна у славян была символом мужского достоинства), коротко стриженными головами в иноземных париках. Меняется отношение к красоте. Признается ценность внешней красоты, порою в ущерб красоте нравственной, содержательной. Признается идея о том, что красота должна приносить радость, удовольствие. А для этого она должна быть открытой, доступной глазу.

При Петре I значительно  изменилось положение женщин в России. Таким образом первый российский император пытался приблизить русское дворянство к более развитому европейскому. Если раньше жены и дочери придворных сидели по домам, то во времена Петра они стали присутствовать на различных придворных приемах и праздниках. Благодаря большей свободе женщин, улучшилась их образованность.

Через изменение  отношения к женщине Петр I надеялся европеизировать русскую знать.

Информация о работе Этикет в эпоху Петра I