Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:54, доклад
Этикет (от франц. Étiquette — этикетка, надпись) - это нормы и правила поведения людей в обществе.
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.
У женщин, следовавших приказаниям царя, парики привились лучше: сложная технология европейских причесок того времени делала причесывание долгим и мучительным, доступным лишь профессионально обученному парикмахеру.
Декольте на западный манер оголяли верхнюю часть груди, фасоны тогдашних платьев были таковы, что надеть их можно было только с помощью прислуги. Женщины, в том числе и зрелые боярыни, проявляли большую гибкость, чем их мужья: учились французскому «политесу» и танцам (обычно у любого иностранца или же осведомленного соотечественника), поклонам, отдельным иностранным словам, овладевали грамотой, меняли три раза в день наряды, учились игре на клавесине.
Знать пыталась угодить царю, вводя новшества: заказывала новые женские платья, парики, зеркала, картины, вводила в обиход музыку и танцы.
В моду вошли военные парады, маскарады, морские и речные прогулки. Даже гонимую православной церковью масленицу при Петре отмечали с особым размахом.
Часто необходимость следовать царским указам становилась средством влиять на мужа. Женщины буквально заново учились говорить и не краснеть, закрываясь рукавом. С петровского правления за женщиной закрепляется право на приданое, она теперь могла сама заключать сделки, а с1714 года жены и дочери имели прочные наследные права в семье. Женам полагалось ехать вместе с мужьями, посланными по делам за границу. Дворянка имела право на галантное обращение, в столичных семьях рукоприкладство по отношению к женщине было уже невозможно. Знатные женщины стали оказывать большое влияние на детей, появился интерес к их воспитанию.
В провинции даже внешняя европеизация распространилась лишь к концу 18 века, а в семьях поместного дворянства по-прежнему сохранялся патриархальный уклад. Разница внешнего вида, введение в обиход дворянства иностранных языков и иноземных правил этикета, со временем привели к тому, что крестьяне стали воспринимать дворянство как чуждый, иноземный народ.
В послепетровское время, когда Российское государство и его ведущее сословие – дворянское – были уже достаточно крепкими, когда боярские нравы были преодолены, в России установился период относительно спокойной, размеренной и выстроенной в западноевропейской манере жизни дворянства. Пышность, роскошь, сословная замкнутость, преобладание игровой, формальной стороны этикета над его нравственным содержанием и т.д. – все эти признаки сохранились в дворянском этикете XVIII века. Законодателем роскоши и блеска господствующего класса стал императорский двор.
У Петра 1 не было двора в собственном смысле этого слова, поскольку те средства, которые предназначались на содержание государя, его семьи и дома, он ассигновал на общие нужды государства. Вследствие этого различные службы, которые должны были составлять часть царского двора, были распущены вместе с целым штатом придворных чинов и служителей. Только в конце царствования им были введены несколько новых придворных должностей на европейский лад. Но и тогда лица, которые занимали эти должности, исполняли их всего несколько раз в год в особо торжественные дни.
После смерти Петра в этом отношении все изменилось самым решительным образом. Изобилие и роскошь русского двора изумляли даже французов, которые, казалось бы, были привычны к блеску версальского двора. Чтобы быть при царском дворе на хорошем счету, требовались огромные расходы на платья, украшения, кареты и т.д. Иначе можно было просто затеряться в пышной раззолоченной толпе, наполнявшей дворцовые апартаменты.