Европейский быт и этикет эпохи нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:15, реферат

Краткое описание

История бытовой культуры в первую очередь предполагает изучение материальных условий жизни общества и форм повседневного общения в ту или иную эпоху. В центре такого исследования стоит человек, семья, домашний очаг.
Первая группа вопросов связана с жилым домом. В нее входят организация интерьера, обстановка, утварь, техническое оснащение — все то, что обеспечивало потребности повседневной жизни обитателей дома, их комфорт, гигиену.

Оглавление

1.Европейский быт эпохи нового времени.
1.1 Меблировка дома.
1.2 Стол: меню.
1.3 Одежда и мода.
2.Европейский этикет эпохи нового времени.
2.1 Зарождение этикета.
2.2 История развития этикета.
2.3 Понятие об этикете.
2.4 Этикет в Новое время.

Файлы: 1 файл

Европейский быт и этикет эпохи нового времени.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

В Средневековье  светский придворный этикет отличался  особой строгостью и продуманностью. Отчасти это было связано с  мифологизацией фигуры короля, стремлением подчеркнуть его непричастность ко всему земному. На взгляд современного человека, следование многим из этих правил выглядит абсурдно, но для той эпохи формализованная точность характерна: этикет был напрямую связан с понятием чести, поэтому его нарушение воспринималось как смертельное оскорбление и за это можно было поплатиться жизнью. Так, герцог Бургундский Иоанн Бесстрашный (1371–1419) совершил непозволительную ошибку: с пышностью выехавшего ему навстречу парижского палача Капелюша он приветствовал как дворянина, коснувшись его руки. Лишь смерть палача смогла избавить герцога от позора.

Чрезвычайно важное значение в Средние века придавалось  месту, занимаемому участниками  пиров за столом. Так, в 1380 г. на торжественном обеде по случаю коронации короля Франции Карла VI Филипп Бургундский силой протиснулся на место между королем и герцогом Анжуйским, которое ему подобало занять как «первому среди пэров». Свиты обоих герцогов вступили в спор, и уже зазвенело было оружие, когда королю пришлось унимать их, согласившись с обоснованностью требований бургундца.

С XV в. придворный этикет в Европе все более усложнялся. Вся жизнь придворных была строго регламентирована. Писались сотни пособий по этикету, из которых следовало, что чем выше ранг вельможи, тем большему числу правил он обязан был подчиняться. Появилась специальная должность — церемониймейстер (распорядитель церемоний, а по сути — главный знаток этикета). Особенно сложная система этикета установилась во Франции во времена абсолютизма королевской власти. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638–1715): жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета. Например, во время королевской трапезы все подданные должны были стоять, королева и принцы имели право сидеть на стульях, члены королевской семьи — на табуретах. Привилегии сидеть во время королевской трапезы на табурете также могла удостоиться королевская фаворитка.

Каждая общественно-политическая формация, каждое сословие вырабатывали собственные правила этикета. Так, в XVIII в. в странах Европы набрала силу буржуазия, которая установила свой этикет, отличавшийся от придворного. С укреплением позиций буржуазии и распространением свойственной ей морали распространялся и буржуазный этикет. Основная позиция этих правил — респектабельность, основная задача мужчины — быть добросовестным удачливым дельцом, а женщины — образцовой матерью и хозяйкой. Особое значение приобрело понятие репутации. Потеря репутации была невосполнима, она вела к разрыву с привычным кругом общения. Особенную жесткость правила поведения приобрели в европейской буржуазной среде XIX в. Известно, например, что правила этикета запрещали женщине оставаться наедине с мужчиной — это считалось неприличным. Между тем, несмотря на строгость этикета, многие современники отмечали несоответствие между формальным проявлением воспитанности и реальным поведением людей.

Этикет - слово  французского происхождения. К этикету  относят правила учтивости и  вежливости, принятые в обществе. В  каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Этикет  в Новое время

В Новое время  этикет меняет свою смысловую нагрузку. Он уже рассматривается как своего рода инструментарий, с помощью которого происходит сдерживание чрезмерного проявления эмоций, подавление аффектов, что делает человека более приятным и предсказуемым в обществе. Идеалом поведения в этот период становится невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства, самоценности личности.

Господствующий  в это время рационализм и  естественный научный анализ действительности способствовал и тому, что в  самих знаниях был сделан акцент на их технологичность, что в полной мере относилось и к знаниям правил этикета.

Новое время  внесло новые акцепты в понимании  роли и места личности в жизни  социума. Человек стал рассматриваться  как обладающий свободой воли автономный субъект своей собственной деятельности. И в этом отношении этикет Нового времени, базирующийся на духовных ценностях личного достоинства, был одной из форм самоутверждения личности, ее «Я».

Среди качеств, которыми должен был обладать воспитанный  человек, предпочтение отдавалось четырем, наиболее важным: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание.

Внешне этикет принимает более естественные и  непринужденные формы поведения, уже  различаются собственно «манеры» - способ держать себя, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми) и «манерность» (утрированность, неестественность, видимая притворность и искусственность поведения, речи, жестов). При этом большое значение имеет соответствие формы содержанию, т. е. не только сдержанность в жестах, например, но и сдержанность в чувствах, уважение достоинства людей как основа вежливости. Другими словами, предполагается, что поведение человека отражает, а не скрывает, как это было ранее, его сущность. Новым моментом было так же осуждение лицемерия и требование относиться приветливо и доброжелательно к людям любого ранга.

Буржуазия внесла в общественное сознание новую систему  ценностей и добродетелей, на базе которой и выросли нормы и  правила этикета. Правила этикета  признаются лишь в той мере, в  какой признается их полезность как регулятора общественных связей людей. Причем в этих правилах акцент переносится с формальной, внешней стороны на внутреннюю, содержательную. Этикет в это время становится и средством достижения успехов, как в бизнесе, так и в частной жизни. Все это нашло свое отражение в формирование нового образца эпохи - джентльмена.

В вопросе о  том, кого можно считать джентльменом, всегда сталкивались два подхода. Согласно первому подходу, критерием джентльменства является знатность, благородство происхождения. Второй подход связывался с благородством характера, личными достоинствами, уровнем образованности и воспитанности человека, независимо от его происхождения. В настоящее время личностный образец джентльмена практически лишен какого-либо классового содержания, а само понятие «джентльмен» является лишь одной из форм вежливого обращения.

Своеобразие этикетной  культуры этой эпохи воплотилось  в ряде основных характеристик, а  именно: практичности норм этикета, их апелляции к здравому человеческому смыслу; нравственной содержательности этикета; равенства людей разных социальных статусов, недогматичности этикета, динамизма и изменчивости его правил.

На развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Европейский быт и этикет эпохи нового времени