Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Проблемы школьного питания сейчас серьезно волнуют взрослых. Ведь от того, как питается ребенок, во многом зависит его здоровье. К сожалению, вопросам охраны здоровья детей долгое время не уделялось должного внимания. Потому и результаты Всероссийской детской диспансеризации, проведенной в 2006 году, оказались неутешительными - абсолютно здоровых детей чуть больше десяти процентов, большинство имеют те или иные отклонения в здоровье.
Введение 2
Особенности школьного питания 3
Лечебное и диетическое питание в школах 9
Энергетическая ценность и состав дневного рациона 19
4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов 21
Контроль качества продукции 38
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Витамины. Таблица № 3
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
С, мг | 60 | 70 | 70 | 70 | 70 |
А, мкг | 700 | 1000 | 800 | 1000 | 800 |
Е, мг | 10 | 12 | 10 | 15 | 12 |
D, мкг | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
В1, мг | 1,2 | 1,4 | 1,3 | 1,5 | 1,3 |
В2, мг | 1,4 | 1,7 | 1,5 | 1,8 | 1,5 |
В6, мг | 1,6 | 1,8 | 1,6 | 2 | 1,6 |
РР, мг | 15 | 18 | 17 | 20 | 17 |
Фолат, мкг | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
В12, мкг | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.
Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.
Таблица № 4
Продукты | Возраст школьника | |||
7-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет Юноши | 14-17 лет Девушки | |
Хлеб пшеничный | 150 | 200 | 250 | 200 |
Хлеб ржаной | 70 | 100 | 150 | 100 |
Мука пшеничная | 25 | 30 | 35 | 30 |
Продолжение таблицы № 4
Крупы, бобовые, макаронные изделия | 45 | 50 | 60 | 50 |
Картофель | 200 | 250 | 300 | 250 |
Овощи разные | 275 | 300 | 350 | 320 |
Фрукты свежие | 150-300 | 150-300 | 150-300 | 150-300 |
Фрукты сухие | 15 | 20 | 25 | 20 |
Сахар | 60 | 65 | 80 | 65 |
Кондитерские изделия | 10 | 15 | 20 | 15 |
Масло сливочное | 25 | 30 | 40 | 30 |
Масло растительное | 10 | 15 | 20 | 15 |
Яйцо, шт. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Молоко, КМПр | 500 | 500 | 600 | 500 |
Творог | 40 | 45 | 60 | 60 |
Сметана | 10 | 10 | 20 | 15 |
Сыр | 10 | 10 | 20 | 15 |
Мясо, птица, колбасы | 140 | 170 | 220 | 200 |
Рыба | 40 | 50 | 70 | 60 |
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.
Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.
Первая смена
Вторая смена
При
организации питания в школах
следует иметь в виду основные
медико-биологические
Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.
Энергетическая ценность и состав дневного рациона.
Дневной рацион питания учащихся при четырехразовом питании должен обеспечивать 3000 калорий, а при двухразовом — 2240 ккал. На завтрак должно приходиться 30%, на обед — 40, на полдник — 10 и на ужин
Дневной рацион питания должен включать все необходимые пищевые вещества.
Количество белка в рационе при четырехразовом питании должно быть 10О г, при двухразовом — 77. При этом очень важно, чтобы во всех случаях полноценные белки животного происхождения (белки мяса, рыбы, молочных продуктов) составляли не менее 60%.
Соотношение
белков, жиров, углеводов в рационе
учащихся ПТУ, расположенных в центральных
районах, должно быть 1:1:4. Содержание жира
в дневном рационе при
Очень важно, чтобы около 20% всего количества жиров приходилось на растительные масла, которые богаты биологически активными непредельными жирными кислотами. Поэтому их содержание должно быть около 22 г при четырехразовом питании и 17 г при двухразовом питании.
Растительные жиры рекомендуется использовать без тепловой обработки (для заправок).
Потребность в углеводах при четырехразовом питании составляет 440 г и при двухразовом питании — 310 г.
Потребность организма в кальции составляет 1200 мг, в фосфоре — 1800, в магнии — 300 и железа — 18 мг. Соотношение кальций—фосфор составляет при этом 1:1,5. Обеспечить такое соотношение можно только при включении в меню блюд из молочных продуктов и овощей. Поэтому уменьшать количество овощных блюд или заменять овощные гарниры крупяными и макаронными изделиями недопустимо.
Необходимо также помнить, что щавелевая кислота снижает усвоение соединений кальция, поэтому часто включать в меню блюда из щавеля и ревеня не следует.
Не меньшее значение имеет и обеспеченность витаминами.
Необходимое их количество в дневном рационе и важнейшие их источники приведены ниже.
Тиамин (Bi)—потребность 1,9 мг (блюда из мясной свинины, гороха, фасоли, овсяной и гречневой крупы пшена).
Рибофлавин (Вг) — 2,2 мг (блюда из говяжьей печени, яиц, сыра, скумбрии, творога).
Витамин В6 — 2,2 мг (блюда из мяса, птицы, палтуса, скумбрии, сельди, гречневой, перловой и ячневой круп, фасоли, картофеля, ржаной хлеб).
Витамин B12 — 3 мг (блюда из печени, мяса кролика, говядины, баранины).
Фолацин — 200 мкг (блюда из печени, почек, фасоли, салат, зелень петрушки). Следует помнить, что он сильно разрушается при тепловой обработке.
Ниацин (РР) — 21 мг (блюда из мяса, гречневой крупы, гороха, фасоли, зеленого горошка).
Витамин С — 80 мг (салаты, фрукты, овощные блюда).
Витамин А — 1000 мкг (блюда из печени, сливочное масло, яйца, рыбий жир. Источником каротина являются блюда из моркови, зеленых овощей, сладкого перца).
Витамин Е — 15 ME (растительные продукты, растительные масла).
Витамин D — 100 ME (блюда из жирных рыб (сельди, скумбрии, нототении и др.), яйца, сливочное масло).
Физико-химические процессы, происходящие при кулинарной обработке картофеля, овощей и плодов
При механической кулинарной обработке картофеля, овощей и плодов (очистка, нарезка, промывание, отжимание сока и др.) частично нарушается целостность их паренхимной ткани, а часть клеток и отдельных клеточных структур разрушается. Это облегчает переход основных пищевых веществ из разрушенных клеток в окружающую среду, а также смешивание содержимого их клеточных органелл. В результате масса продуктов и их пищевая ценность изменяются, возникают ферментативные, окислительные и другие процессы, вызывающие изменение органолептических показателей (цвета, вкуса, консистенции) продукта.
В начальный период тепловой кулинарной обработки картофеля, овощей и плодов могут активизироваться все содержащиеся в них ферменты, вызывающие те или иные изменения пищевых веществ. На определенном этапе тепловой обработки ферменты инактивируются, цитоплазма и клеточные мембраны вследствие денатурации белков разрушаются, отдельные компоненты клеточного сока и других структурных элементов клетки получают возможность взаимодействовать друг с другом и окружающей средой
В результате окислительных, гидролитических и других процессов изменяются химический состав продуктов, их структурно-механические характеристики и органолептические показатели.
Представляют
интерес такие физико-
Информация о работе Особенности производства и ассортимент продукции школьного питания