Особенности производства и ассортимент продукции школьного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы школьного питания сейчас серьезно волнуют взрослых. Ведь от того, как питается ребенок, во многом зависит его здоровье. К сожалению, вопросам охраны здоровья детей долгое время не уделялось должного внимания. Потому и результаты Всероссийской детской диспансеризации, проведенной в 2006 году, оказались неутешительными - абсолютно здоровых детей чуть больше десяти процентов, большинство имеют те или иные отклонения в здоровье.

Оглавление

Введение 2
Особенности школьного питания 3
Лечебное и диетическое питание в школах 9
Энергетическая ценность и состав дневного рациона 19
4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов 21
Контроль качества продукции 38
Заключение 50
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая по технологи1и.doc

— 281.00 Кб (Скачать)
 

 

Витамины. Таблица № 3

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
С, мг 60 70 70 70 70
А, мкг 700 1000 800 1000 800
Е, мг 10 12 10 15 12
D, мкг 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
В1, мг 1,2 1,4 1,3 1,5 1,3
В2, мг 1,4 1,7 1,5 1,8 1,5
В6, мг 1,6 1,8 1,6 2 1,6
РР, мг 15 18 17 20 17
Фолат, мкг 200 200 200 200 200
В12, мкг 2 3 3 3 3

     Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

     Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

     Таблица №  4

Продукты Возраст школьника
7-10 лет 11-13 лет 14-17 лет Юноши 14-17 лет Девушки
Хлеб  пшеничный 150 200 250 200
Хлеб  ржаной 70 100 150 100
Мука пшеничная 25 30 35 30

 

 Продолжение  таблицы № 4

Крупы, бобовые, макаронные изделия 45 50 60 50
Картофель 200 250 300 250
Овощи разные 275 300 350 320
Фрукты  свежие 150-300 150-300 150-300 150-300
Фрукты  сухие 15 20 25 20
Сахар 60 65 80 65
Кондитерские изделия 10 15 20 15
Масло сливочное 25 30 40 30
Масло растительное 10 15 20 15
Яйцо, шт. 1 1 1 1
Молоко, КМПр 500 500 600 500
Творог 40 45 60 60
Сметана 10 10 20 15
Сыр 10 10 20 15
Мясо, птица, колбасы 140 170 220 200
Рыба 40 50 70 60

     Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

 

    Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

   Первая  смена

  • 7.30 - 8.00 Завтрак дома
  • 10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
  • 12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
  • 19.00 - 19.30 Ужин дома

   Вторая  смена

  • 8.00 - 8.30 Завтрак дома
  • 12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
  • 16.00 - 16.30 Горячее питание в школе
  • 19.30 - 20.00 Ужин дома

   При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

      Школьный  рацион должен состоять из завтрака и  обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.

  1. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
  2. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
  3. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

     К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности  каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

 

    Энергетическая  ценность и состав дневного рациона.

Дневной рацион питания учащихся при четырехразовом питании должен обеспечивать 3000 калорий, а при двухразовом — 2240 ккал. На завтрак должно приходиться 30%, на обед — 40, на полдник — 10 и на ужин

     Дневной рацион питания должен включать все  необходимые пищевые вещества.

     Количество  белка в рационе при четырехразовом питании должно быть 10О г, при двухразовом — 77. При этом очень важно, чтобы во всех случаях полноценные белки животного происхождения (белки мяса, рыбы, молочных продуктов) составляли не менее 60%.

     Соотношение белков, жиров, углеводов в рационе  учащихся ПТУ, расположенных в центральных  районах, должно быть 1:1:4. Содержание жира в дневном рационе при четырехразовом питании должно быть около 100 г, при двухразовом питании — 77.

     Очень важно, чтобы около 20% всего количества жиров приходилось на растительные масла, которые богаты биологически активными непредельными  жирными кислотами. Поэтому их содержание должно быть около 22 г при четырехразовом питании и 17 г при двухразовом питании.

     Растительные  жиры рекомендуется использовать без  тепловой обработки (для заправок).

     Потребность в углеводах при четырехразовом питании составляет 440 г и при двухразовом питании — 310 г.

     Потребность организма в кальции составляет 1200 мг, в фосфоре — 1800, в магнии — 300 и железа — 18 мг. Соотношение кальций—фосфор составляет при этом 1:1,5. Обеспечить такое соотношение можно только при включении в меню блюд из молочных продуктов и овощей. Поэтому уменьшать количество овощных блюд или заменять овощные гарниры крупяными и макаронными изделиями недопустимо.

     Необходимо  также помнить, что щавелевая  кислота снижает усвоение соединений кальция, поэтому часто включать в меню блюда из щавеля и ревеня не следует.

    Не  меньшее значение имеет и обеспеченность витаминами.

    Необходимое их количество в дневном рационе и важнейшие их источники приведены ниже.

     Тиамин (Bi)—потребность 1,9 мг (блюда из мясной свинины, гороха, фасоли, овсяной и гречневой крупы пшена).

     Рибофлавин (Вг) — 2,2 мг (блюда из говяжьей печени, яиц, сыра, скумбрии, творога).

     Витамин В6 — 2,2 мг (блюда из мяса, птицы, палтуса, скумбрии, сельди, гречневой, перловой и ячневой круп, фасоли, картофеля, ржаной хлеб).

     Витамин B12 — 3 мг (блюда из печени, мяса кролика, говядины, баранины).

     Фолацин — 200 мкг (блюда из печени, почек, фасоли, салат, зелень петрушки). Следует помнить, что он сильно разрушается при  тепловой обработке.

     Ниацин (РР) — 21 мг (блюда из мяса, гречневой крупы, гороха, фасоли, зеленого горошка).

     Витамин  С — 80 мг (салаты, фрукты, овощные блюда).

     Витамин А — 1000 мкг (блюда из печени, сливочное  масло, яйца, рыбий жир. Источником каротина являются блюда из моркови, зеленых овощей, сладкого перца).

     Витамин Е — 15 ME (растительные продукты, растительные масла).

     Витамин D — 100 ME (блюда из жирных рыб (сельди, скумбрии, нототении и др.), яйца, сливочное масло).

     Физико-химические процессы, происходящие при кулинарной обработке картофеля, овощей и плодов

     При механической кулинарной обработке картофеля, овощей и плодов (очистка, нарезка, промывание, отжимание сока и др.) частично нарушается целостность их паренхимной ткани, а часть клеток и отдельных клеточных структур разрушается. Это облегчает переход основных пищевых веществ из разрушенных клеток в окружающую среду, а также смешивание содержимого их клеточных органелл. В результате масса продуктов и их пищевая ценность изменяются, возникают ферментативные, окислительные и другие процессы, вызывающие изменение органолептических показателей (цвета, вкуса, консистенции) продукта.

     В начальный период тепловой кулинарной обработки картофеля, овощей и плодов могут активизироваться все содержащиеся в них ферменты, вызывающие те или иные изменения пищевых веществ. На определенном этапе тепловой обработки ферменты инактивируются, цитоплазма и клеточные мембраны вследствие денатурации белков разрушаются, отдельные компоненты клеточного сока и других структурных элементов клетки получают возможность взаимодействовать друг с другом и окружающей средой

     В результате окислительных, гидролитических и других процессов изменяются химический состав продуктов, их структурно-механические характеристики и органолептические показатели.

     Представляют  интерес такие физико-химические процессы, происходящие в картофеле, овощах и плодах при тепловой кулинарной обработке, которые вызывают изменения механической прочности паренхимной ткани (размягчение), консистенции, массы, содержания основных пищевых веществ, цвета, вкуса и аромата.

Информация о работе Особенности производства и ассортимент продукции школьного питания