Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Проблемы школьного питания сейчас серьезно волнуют взрослых. Ведь от того, как питается ребенок, во многом зависит его здоровье. К сожалению, вопросам охраны здоровья детей долгое время не уделялось должного внимания. Потому и результаты Всероссийской детской диспансеризации, проведенной в 2006 году, оказались неутешительными - абсолютно здоровых детей чуть больше десяти процентов, большинство имеют те или иные отклонения в здоровье.
Введение 2
Особенности школьного питания 3
Лечебное и диетическое питание в школах 9
Энергетическая ценность и состав дневного рациона 19
4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов 21
Контроль качества продукции 38
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Содержание
Введение 2
4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов 21
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Приложения
Введение
Особое
внимание организации питания школьников
уделяют Президент и
Проблемы школьного питания сейчас серьезно волнуют взрослых. Ведь от того, как питается ребенок, во многом зависит его здоровье. К сожалению, вопросам охраны здоровья детей долгое время не уделялось должного внимания. Потому и результаты Всероссийской детской диспансеризации, проведенной в 2006 году, оказались неутешительными - абсолютно здоровых детей чуть больше десяти процентов, большинство имеют те или иные отклонения в здоровье.
Глава комиссии Общественной палаты РФ, детский врач Леонид Рошаль тогда особо отметил прямую связь между плохим состоянием здоровья российских детей и неудовлетворительным положением в сфере финансирования и организации школьного питания. Недостаточное, нерегулярное, неправильное питание школьников приводит к тому, что ко времени окончания учебы у большинства уже имеется 2-3 хронических заболевания, а 50 процентов детей, которых медики по врачебным показателям относят к категории здоровых, имеют сниженные адаптивные способности. То есть при любой трудовой нагрузке ребенок из состояния здоровья легко переходит в состояние болезни или предболезни
1. Особенности
школьного питания
Большое внимание уделяют вопросам витаминизации питания, использованию в рационах питания йодсодержащих, белковосодержащих продуктов и напитков.
Для школьных столовых по мере их заявок осуществляются закупки хлеба и хлебобулочных изделий, обогащенных йодом и микронутриентами, молока, обогащенного йодом, витаминизированных напитков и соков.
Органами исполнительной власти, заинтересованными министерствами и ведомствами принимаются целенаправленные меры по улучшению организации школьного питания.
Министерством
образования совместно с
В рамках программы определены приоритетные задачи для улучшения питания школьников:
создать необходимые санитарно-гигиенические условия для организации школьного питания, обеспечения его качества и безопасности (приготовление, хранение и транспортировка продуктов, специальные рационы и меню);
довести процент охвата горячим питанием школьников до 85% в период до 2010 года;
обеспечить двухразовым горячим питанием 100% школьников, посещающих группу продленного дня;
обеспечить 100% охват дополнительным молочным питанием учащихся начальных классов;
продолжить работу с родителями и детьми по пропаганде рационального сбалансированного питания школьников, как основного залога здоровья детей;
включить
в учебные планы
обеспечить школьные столовые высококвалифицированными кадрами, организовать курсовую переподготовку работников пищеблоков, обслуживающих школьные столовые;
рекомендовать использование новых форм обслуживания детей: комплексные обеды, шведский стол, фито бар, экспресс завтрак и др.
Школьный период охватывает десять лет жизни человека. В это время происходят интенсивные процессы роста ребенка, перестраиваются обмен веществ, деятельность эндокринной и сердечно-сосудистой систем, головного мозга.
Рацион школьника необходимо построить таким образом, чтобы он обеспечивал повышенные потребности организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, способствовал полноценному обмену веществ, восполнял расход энергии, затрачиваемой на двигательную деятельность. Естественно, что питание первоклассника существенно отличается от питания юноши, заканчивающего школу. Педагоги и врачи условно делят школьный возраст на три периода: младший (7-10 лет), средний (11-13 лет), старший (14-17 лет). Режим и рацион питания учащихся целесообразно строить с учетом этой периодизации.
Разумеется, у школьников одного и того же возраста могут быть некоторые особенности пищевого рациона, зависящие от индивидуального отношения к пище, состояния здоровья, степени энергетических трат, связанных с занятиями физкультурой и спортом, выполнением работ, требующих значительных физических усилий и т.д.
В
различные возрастные периоды физиологическая
потребность школьников в пищевых
веществах и энергии
Однако в организации питания учащихся есть общий принцип: все они должны придерживаться строгого режима питания с учетом возраста и смены, в которую они посещают школу.
Режим питания - это соблюдение определенных часов приема пищи и интервалов между ними, наилучшее распределение количества принимаемой пищи и ее калорийности в течение суток. Продумывая режим питания ребенка, родители должны учитывать распорядок его дня, его нагрузки, особенности обучения в школе, занятость спортом, общественной работой и т. д. Они должны стремиться воспитать у ребенка сознательное отношение к питанию и соблюдению режима дня.
Все школьники независимо от возраста должны получать питание четыре раза в день. Три приема пищи - завтрак, обед и ужин- являются основными, а четвертый, дополнительный, вводится как второй завтрак- для школьников, обучающихся в первую смену, и как полдник- для обучающихся во вторую смену.
Школьники, занимающиеся в первую смену, должны пообедать после возвращение из школы, а занимающиеся во вторую смену перед тем, как отправиться в школу. Ниже приводится рекомендуемый режим питания для учащихся разных возрастов, занимающихся в разные смены.
Калорийность пищи в течение суток должна распределяться следующим образом: завтрак и ужин - по 20 - 25 процентов, обед - 35-40, второй завтрак или полдник - 15-20 процентов. Таким образом, самым калорийным должен быть обед, наименее калорийным - второй завтрак или полдник.
Строгая периодичность в приеме пищи - важнейшее условие сохранения хорошего аппетита и полноценного пищеварения.
Забота о рациональном питании школьника начинается с правильного составления меню на один прием пищи, а также на день и на неделю. Меню необходимо всячески разнообразить и составлять с учетом суточной энергетической (калорийной) потребности организма.
Аппетит и пищеварение, самочувствие и работоспособность школьника во многом зависят от того, сколько пищи, в какой последовательности и в каком сочетании он получает.
Наиболее калорийную пищу - блюда, богатые белком, в первую очередь мясные и рыбные,- надо включать в меню первого завтрака и обеда. Животные белки тонизируют нервную систему, в сочетании с углеводами обеспечивают высокую умственную и физическую работоспособность.
А на ужин мясные блюда давать не следует, так как они возбуждающе действуют на нервную систему, нарушают сон в связи с тем, что мясная и жирная пища долго переваривается в желудке. Не рекомендуется также давать детям школьного возраста на ужин крепкий чай, кофе, какао, которые возбуждающе действуют на нервную и сердечно-сосудистую системы. Не желательно включать в меню ужина ржаной хлеб, блюда из гороха и бобов, учитывая, что в процессе их переваривания в кишечнике образуется значительное количество газов.
Первый завтрак должен быть достаточно калорийным и обязательно содержать горячее блюдо. Легко и быстро утром можно приготовить отварной картофель, кашу, яичницу или омлет, отварить сосиски, сардельки и дополнить их чаем, кофе с молоком, бутербродом с маслом, печеньем. Полезно включать в меню первого завтрака закуски: салат, сыр, колбасу, сельдь.
В меню обеда следует включать закуску, желательно салат из сырых или вареных овощей, первое блюдо - суп, борщ, щи, рассольник, мясной бульон - и мясное или рыбное блюдо - котлеты бефстроганов, жареную рыбу, тефтели, биточки, тушеное мясо, мясной рулет и др.
В качестве гарнира ко второму блюду можно подавать картофельное пюре, гречневую кашу, тушеную капусту, макароны, а также свежие или консервированные огурцы, помидоры, зеленый горошек и зелень. Завершить обед можно свежими фруктами, компотом, киселем. Ужин школьника должен состоять из молочных, овощных, яичных и крупяных блюд, а также свежих фруктов. Давать его следует за 1,5-2 часа до сна.
Второй завтрак или полдник дети получают в школе на большой перемене.
Во многих школах организовано горячее питание: детям подают молочные каши, сосиски с картофельным пюре, горячее молоко, чай, кефир, хлеб, булочку или печенье и др.
Дети, посещающие группы продленного дня, находятся в школе длительное время (9-10 часов), поэтому для них там организовано двухразовое горячее питание-второй завтрак и обед. Первый завтрак и ужин дети получают дома. Горячее питание в школе обеспечивает около 55 процентов суточной потребности организма в пищевых веществах и энергии (второй завтрак- 20 процентов, обед - 35 процентов).
Около 35 процентов калорийности суточного рациона приходится на домашний завтрак и ужин, причем дома следует дополнять рацион ребенка, учитывая то питание, которое он получает в школе.
При составлении меню на день и на неделю необходимо обеспечить достаточное разнообразие в питании школьника, следить, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение одного дня, а в течение недели не более чем два-три раза. Если на завтрак учащийся получил кашу, то во время обеда и ужина блюда из круп больше давать не следует, а нужно приготовить блюда из картофеля и овощей.
Такие продукты как хлеб, масло, молоко, мясо, сахар, овощи, фрукты следует включать в рацион школьника ежедневно. В то же время ряд продуктов - творог, рыбу, яйца, сметану желательно давать через день. Школьнику не следует употреблять больше одного яйца в день.
Особую ценность для рациона учащихся представляют молоко и молочные продукты - кефир, простокваша, творог, сливки, сметана, различные виды сыров, включая плавленые.
Как и детям дошкольного возраста, учащимся необходимы свежие овощи, фрукты и ягоды как источник витаминов, минеральных солей, микроэлементов, ферментов, органических кислот.Кроме того содержащиеся в них пектиновые вещества и клетчатка благоприятно влияют на функцию кишечника.
Необходимо позаботиться и о включении в рацион школьника ржаного хлеба. В нем много витаминов, особенно группы В, полноценных белков и углеводов, солей, микроэлементов, содержится достаточное количество клетчатки.
Меню в зимне-весенний и летне-осенний сезоны существенно отличаются друг от друга. В теплое время года следует несколько ограничивать количество высококалорийной пищи и вводить в рацион неограниченное количество фруктов и овощей. В зимнее время калорийность суточного рациона должна быть повышена, особенно для тех школьников, которые занимаются физкультурой и спортом.
Информация о работе Особенности производства и ассортимент продукции школьного питания