Особенности производства и ассортимент продукции школьного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы школьного питания сейчас серьезно волнуют взрослых. Ведь от того, как питается ребенок, во многом зависит его здоровье. К сожалению, вопросам охраны здоровья детей долгое время не уделялось должного внимания. Потому и результаты Всероссийской детской диспансеризации, проведенной в 2006 году, оказались неутешительными - абсолютно здоровых детей чуть больше десяти процентов, большинство имеют те или иные отклонения в здоровье.

Оглавление

Введение 2
Особенности школьного питания 3
Лечебное и диетическое питание в школах 9
Энергетическая ценность и состав дневного рациона 19
4 Физико-химические процессы, происходящие с пищевыми веществами при технологической обработке продуктов 21
Контроль качества продукции 38
Заключение 50
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая по технологи1и.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, организация питания детей  школьного возраста требует от родителей  определенных знаний и умений, серьезного, продуманного подхода. Однако и сами школьники должны принимать активное участие в приготовлении пищи, покупке продуктов и других хозяйственных делах.

     Уже в младших классах надо учить  детей пользоваться кухонными приборами - мясорубкой, газовой плитой, электрочайником. Школьник должен уметь сам приготовить несложное блюдо, сварить кофе, заварить ароматный чай, помыть и почистить посуду. Можно без преувеличения сказать, что участие в домашних делах - одно, из важнейших условий подготовки к будущей самостоятельной жизни.

 

      Лечебное  и диетическое питание в школах. 

     Правильно построенное питание имеет огромное значение для сохранения и укрепления здоровья растущего детского организма, для профилактики различных болезней. Питание может играть и роль лечебного  фактора при некоторых острых или хронических заболеваниях - эндокринных, обменных, аллергических, желудочно-кишечных и других, при которых диетическое питание составляет основу лечения.

     Больному  ребенку врач должен назначить диету, то есть определенный пищевой режим  с учетом характера, тяжести и  периода болезни, особенностей ее течения, индивидуальных вкусовых потребностей. Успех лечения полностью зависит от того, насколько правильно лечебное питание назначено врачом и как неукоснительно выполняется диетотерапия больным ребенком или подростком, в какой мере родители способствуют этому.

     Лечебное  питание детей может быть эффективным  лишь в том случае, если медицинские  работники и родители больного строго придерживаются определенных принципов  диетотерапии, которые заключаются в следующем: лечебное питание ребенку или подростку должен назначать только врач. Родители обязаны способствовать тому, чтобы диетические предписания выполнялись своевременно, систематически и полностью, независимо от того, в каких условиях осуществляется лечение ребенка - домашних, санаторных или стационарных.

     При проведении диетотерапии ребенка в  домашних условиях могут возникнуть определенные трудности. Однако они  не должны стать причиной отказа от лечебного питания и родители обязаны преодолеть их; лечебное питание ребенка первого года жизни следует строить таким образом, чтобы при любых условиях сохранить грудное кормление, за исключением тех случаев, когда ребенок не переносит материнского молока. Если грудное молоко для здорового ребенка является ценнейшим и незаменимым продуктом питания, то для больного оно может оказаться лечебным средством; дети любого возраста, особенно раннего, переносят пищевые ограничения тяжелее, чем взрослые.

     Кроме того, дефицит пищевых веществ  в рационе ребенка быстро приводит к дистрофии, так как растущий организм нуждается в усиленном потреблении белков, жиров, углеводов и других биологически ценных пищевых веществ. Таким образом, ограничение пищи при лечебном питании детей допустимо лишь в разумных пределах при достаточном введении жидкости, когда для этого нет противопоказаний; потребность организма больного ребенка в пищевых веществах и калориях обычно высока: она приближается к нуждам здоровых детей - сверстников, а иногда и превышает этот уровень. Однако пути удовлетворения этих потребностей для больного детского организма часто затруднены.

     Это связано с рядом причин и, прежде всего, с нарушением, а порой и  полным отсутствием аппетита у больного ребенка. Ухудшение аппетита у больного ребенка усугубляется однообразием пищи, длительным ограничением в ней  приправ, соли. Поэтому при составлении лечебной диеты и ее выполнении надо позаботиться о том, чтобы качество продуктов и их кулинарная обработка, оформление блюд, их сочетание, режим питания, вся обстановка приема пищи способствовали повышению аппетита у больного, возбуждали у него положительные эмоции.

     Однако  это не значит, что надо идти на поводу у больного и выполнять все "капризы" и необоснованные требования, которые часто противоречат нуждам больного детского организма, сущности назначенной лечебной диеты; всякая лечебная диета должна быть щадящей, то есть строиться на принципах ограничения рациона в количественном или качественном отношении и постепенного расширения первоначальной щадящей диеты за счет введения новых блюд и продуктов, а также увеличения объема пищи.

     Характер  щадящей лечебной диеты зависит  от заболевания и его периода: в одних случаях следует ограничивать механическое раздражение пищей  желудка и кишечника, в других - исключать нежелательное химическое воздействие пищи на организм, либо исключить или ограничить потребление пищевых продуктов, которые больной ребенок не переносит из-за особенностей обмена веществ или аллергии.

     Щадящая диета может заключаться и  в ограничении термических раздражителей - холодной или горячей пищи; чтобы избежать механического раздражения, следует подбирать продукты, содержащие мало клетчатки и клеточных оболочек, а также тщательно измельчать и хорошо проваривать их. Много клетчатки содержится в лиственной зелени, зеленом горошке, сухофруктах, бобовых, хлебе из муки грубого помола, пшене, гречневой, перловой, ячневой крупах. такие продукты как картофель, цветная капуста, ягоды, тыква, рисовая и манная крупы, хлеб и другие изделия из муки высшего и первого сорта, а также продукты животного происхождения содержат мало клетчатки. Особенно нежной клетчаткой отличается картофель, поэтому картофельное пюре следует широко использовать в лечебном питании детей. Содержание клеточных оболочек невелико также в кабачках, томатах, салате, шпинате, ягодах черешни, вишни.

     Из  диеты больного ребенка следует исключить пищу не только грубую, но и твердую. Необходимо также ограничить объем пищи, получаемой им за один прием; чтобы избежать химического раздражения органов пищеварения, в рацион больного ребенка не нужно включать острые, кислые, соленые блюда, специи, копченые и жареные продукты.

     Требуется ограничивать или исключить продукты, которые содержат экстрактивные  вещества и обладают сильным сокогонным действием,- мясо, рыбу, грибы, капусту, огурцы, сыр. Чтобы освободить эти  продукты от экстрактивных веществ, их необходимо тщательно выварить. Слабым сокогонным действием обладают молоко и молочные продукты, морковь, тыква, зеленый горошек, жиры, отварное мясо, вареные овощи и фрукты.

     У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма. Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

     Основные  принципы организации рационального  питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

     1.Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.

     2.Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

     3.Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

     4.Оптимальный режим питания.

     5.Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

     6.Учет индивидуальных особенностей детей.

     7.Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

     Однако  организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

    Происходит  интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу. Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

     Правильная  организация питания школьников может помочь в решении очень  многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми  ресурсами не только для роста  и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

     Именно  в эти годы - фактически начиная  с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его  физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

     Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни.

     Ведь  от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

     Среднесуточные нормы физиологических потребностей в

пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Таблица №1

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
Энергия, ккал 2350 2750 2500 3000 2600
Белки, г, в том числе животные 77 
46
90 
54
82 
49
98 
59
90 
54
Жиры, г 79 92 84 100 90
Углеводы, г 335 390 355 425 360

Минеральные вещества, мг Таблица № 2

Вещества 7-10 лет 11-13, мальчики 11-13, девочки 14-17, юноши 14-17, девушки
Кальций 1100 1200 1200 1200 1200
Фосфор 1650 1800 1800 1800 1800
Магний 250 300 300 300 300
Железо 12 15 18 15 18
Цинк 10 15 12 15 12
Йод 0,10 0,10 0,10 0,13 0,13

Информация о работе Особенности производства и ассортимент продукции школьного питания